Учебные пособия по русской литературе для иностранных студентов Кубани с лингвоконцептологических позиций

Teaching Aids on Russian Literature for Foreign Students of Kuban from Linguoconceptual Positions

Авторы:
Шапошникова Татьяна Леонидовна,Гордиенко Ольга Антоновна,Рус-Брюшинина Инес Валентина,

DOI:
10.35231/25419803_2025_3_163

Полный текст416,02 КБ

Ценностный контекст обучения иностранных студентов нефилологических специальностей владению русским языком предполагает использование лингвокультурного и лингвоаксиологического анализа литературных текстов, что способствует знакомству обучающихся с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями, отражёнными в подборках произведений русской литературы, изданной нами для иностранных студентов. Задания пособий предполагают проведение учебной работы по соотношению ценностных полей национальной культуры студентов и русской культуры с использованием ценностно ориентированных концептов. Концептуальный анализ позволяет выстроить параллели между духовными интересами писателей России и стран студентов, что даёт возможность иностранным студентам самостоятельно привлечь к анализу и сравнению известные им произведения родной литературы и классической мировой литературы в ходе изучения произведений русской литературы. Использование лингвоконцептуального подхода позволяет рассматривать концепты на уровне их ядерного пласта и этноспецифической периферии, способствуя межнациональной толерантности при работе по пособиям.

The value context of teaching foreign students of non-philological majors to speak Russian for the purposes of using it in social practice involves referring to the concepts of spiritual and moral content present in the works of Russian literature and including axiological components. The use of linguocultural and linguoaxiological analysis of literary texts helps to familiarize students with traditional Russian spiritual and moral values. The multinational Southern region of Russia, rich in historical and cultural events, provides an opportunity to demonstrate the main traditional Russian spiritual and moral values, conceptually designed in the value field of Russian reality and reflected by us in the selections of works of Russian literature published by us for foreign students. The tasks of the teaching aids involve conducting educational work on the relationship between the value fields of the students’ national culture and Russian culture using value-oriented concepts, which ensures the formation of ideas about the consistency of worldview at the level of original universal judgments, implemented in the format of terminal values. Conceptual analysis allows us to draw parallels between the spiritual interests of writers from Russia and the students’ countries, which enables foreign students to independently involve in the analysis and comparison of works of native literature and classical world literature known to them while studying works of Russian literature. Thus, a conceptual model of the world of a Russian is built, which is reflected in Russian literature in comparison with national models of the world. At the same time, it is not intended to analyze the specific features of the national consciousness and thinking of specific speakers of foreign languages in a multinational group of students. The linguoconceptual approach, the method of semantic-cognitive analysis, the method of linguocognitive conceptology, the method of involving axiogenic situations are used, which allows us to consider concepts at the level of their core layer and ethnospecific periphery, contributing to the formation of the idea of interethnic tolerance when working with teaching aids.

Шапошникова Татьяна Леонидовна
доктор педагогических наук, профессор
Кубанский государственный технологический университет
(г. Краснодар, Российская Федерация
shtale@yandex.ru

Гордиенко Ольга Антоновна
кандидат педагогических наук, доцент
Кубанский государственный технологический университет
г. Краснодар, Российская Федерация
gordienko-olga@yandex.ru

Рус-Брюшинина Инес Валентина
кандидат филологических наук, доцент
Кубанский государственный технологический университет
г. Краснодар, Российская Федерация
ines_rb@bk.ru

1. АзимовЭ. Г., ЩукинА.Н.Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. 3?е изд. – М.: Русский язык: Курсы, 2021. – 496 с. EDN: XQRFTT
2. Антология художественных концептов русской литературы ХХ века. – М.: Флинта: Наука, 2013. – 355 с. EDN: SDTLXP
3. Арутюнова Н.Д.Язык и мир человека. – М.: Языки русской культуры, 1998. – 896 с. EDN: YLAWAR
4. Вежбицкая А., Шмелёв А.Д. Понимание культур через посредство ключевых слов: монография. – М.: Языки славянской культуры, 2001. – 288 с. EDN: SUMHVV
5. ВоркачёвС. Г.Аксиология и метааксиология лингвокультурных смыслов (К юбилею В. И.Карасика: проблемы лингвоаксиологии) // Русский язык за рубежом. – 2023. –№ 2 (297). – С. 13–17. DOI: 10.37632/PI.2023.297.2.003. EDN: FPOBDU
6. ВоркачёвС. Г. Лингвокультурная концептология: вектор развития // Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского. – Т. 24 (63). – № 2. – Ч. 3. Сер. «Филология. Социальные коммуникации». –Симферополь: Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, 2011. – С. 223–229.
7. Воркачёв С. Г. Постулаты лингвоконцептологии // Антология концептов. – М.: Гнозис, 2005. – С. 10–13. EDN: IAYUNT
8. ВоркачёвС. Г.Счастье как лингвокультурный концепт. – М.: Гнозис, 2004. – 236 С. EDN: QRBAUZ
9. ГордиенкоО. А.Концепт «горец» в художественной литературе ХIХ века, тематически связанной с Кавказской войной // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). – 2015. –№7 (16). – С. 25–26. EDN: WWNVMJ
10. ГордиенкоО.А. К вопросу о концептах русской литературы, позволяющих осуществить культурную адаптацию иностранных студентов в России (на материале концепта «толерантность») // Инновационные процессы в высшей школе: материалы междунар. науч.-практич. конф. – Краснодар: КубГТУ, 2018. – С. 118–120. EDN: YNWWXB
11. ГордиенкоО.А.Аксиологический подход к преподаванию иностранным студентам русского языка и литературы в поликультурном пространстве Северного Кавказа // Русский язык и ономастика в поликультурном образовательном пространстве Юга России и Северного Кавказа: проблемы и перспективы: сб. материалов XI Междунар. науч. конф.. – Майкоп, 2017. – С. 153–156. EDN: XTEIDJ
12. Гордиенко О. А., Зиньковская В. Е., Павленко-Илларионова К. А. Лингвокультурологический и лингворегионоведческий подходы к анализу творчества А.С. Пушкина в иностранной аудитории // Человек и текст: материалы VI Международной лингвокультурологической конференции, посвященной 225?летию со дня рождения А.С.Пушкина. – Ульяновск, 2024. – С. 40–46. EDN: NKLHAE
13. Гордиенко О. А., Мизенко Е. Н. Метааксиологический паринцип преподавания русской литературы и культуры // Актуальные вопросы гуманитарных исследований: сб. материалов Международной научно-практической конференции. – Краснодар, 2024. – С. 137–141. EDN: VXPXML
14. Гордиенко О. А., Шапошникова Т. Л. Русская и мировая литература в образовательном пространстве технического вуза как способ актуализации терминальных ценностей иностранных и российских студентов // XV Конгресс МАПРЯЛ. Избранные доклады. – СПб., 2024. – С. 2348–2354. EDN: NWVXLZ
15. ГордиенкоО.А., ШапошниковаТ.Л.Подход к духовным ценностям России как к терминальным при обучении русскому языку как иностранному // Ценности поликультурного мира и их отражение в учебных и контрольных материалах по русскому языку как иностранному и др. иностранным языкам: сб. статей. –СПб., 2021. –С. 142–146. EDN: VACONM
16. Зудилина Н. В. Учение Платона о трёх типах образов (эйдос, эйкон, эйдолон) как источник смысла «мнимый» у понятия «виртуальный» // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. – 2020. – Т. 6 (72). – № 1. – С. 35–45.
17. Карасик В. И., Слышкин Г. Г. // Антология концептов. – М.: Гнозис (Т. 1–2005, Т. 2–2007). EDN: IAYUNT
18. КарасикВ.И.Языковая спираль: ценности, знаки, мотивы. – М.: Гнозис, 2019. – 424 с.
19. КарасикВ.И.Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с. EDN: UGQAMP
20. Кубань литературная. Первая треть ХХ века. Лингвокраеведение: учебное пособие для иностранных студентов старших курсов / В. Е. Зиньковская, Т. А. Паринова, О. А. Гордиенко. – Краснодар: Издательский Дом – Юг, 2010. – 122 с.
21. Культурная и литературная жизнь Юга России начала XX в.: учебное пособие для студентов, изучающих дисциплину «История Кубани» / сост.: И. В. Рус-Брюшинина [и др.]; под ред. Т. Л.Шапошниковой. – Краснодар: Издательский Дом – Юг, 2019. – 250 с.
22. КубряковаЕ.С.Концепт // Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С.Кубрякова, В.З.Демьянков, Ю. Г.Панкратц, Л. Г. Лузина. – М.: МГУ, 1996. С. 90–93 EDN: OGVICE
23. ЛихачевД.С.Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. – М.: Академия, 1997. – С. 280–287. EDN: XQSUZL
24. Маслова В. А. Поэтическое слово: лингвистическая теория и поэтическая практика // Введение в когнитивную лингвистику / сост. Л. Г. Золотых. – Астрахань: Астраханский университет, 2007. – С. 54–63. EDN: SDQKJX
25. МишатинаН. Л.Методическая лингвоконцептология и её терминосистема // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2018. – № 188. – С. 153–164. EDN: YQVMZN
26. Попова З.Д., Стернин И. А. К проблеме унификации лингвокогнитивной терминологии // Введение в когнитивную лингвистику. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. – Вып. 4. – С. 54–60. EDN: QQGYGX
27. РадбильТ. Б.Язык и мир. Парадоксы взаимоотражения. – 2?е изд. – М.: Издательский Дом ЯСК: Языки славянской культуры, 2017. – 592 с. EDN: ZGSYRT
28. РадбильТ.Б.Аномалии в сфере языковой концептуализации мира // Русский язык в научном освещении (Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН). – 2007. –№ 1 (13). – С. 239–266. EDN: SCOQQN
29. Русская классическая литература для иностранных студентов из СНГ. Северный Кавказ и Кубань в творчестве А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. – Краснодар: Изд. Дом – Юг, 2020. – 250 с. EDN: QIOSJQ
30. СтепановЮ.С.Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. – 824 с. EDN: UJXYSP
31. Цифровая гуманитаристика в условиях образовательной среды юга России на службе толерантности (аксиологическая составляющая в преподавании русского языка иностранным учащимся): коллективная монография / Т. Л.Шапошникова, О.Р.Тучина, О. А. Гордиенко и др. – Краснодар: Изд. Дом – Юг, 2018. – 203 с. EDN: XMMHQL
32. ШапошниковаТ. Л., ГордиенкоО.А., Рус-БрюшининаИ.В., Павленко-ИлларионоваК.А.Интегрированное обучение иностранных студентов русскому языку и литературе (методический и аксиологический аспекты) // Филологические и социокультурные вопросы науки и образования: сб. материалов IХ Международной науч.-практич. очно-заочной конференции. 23 октября 2024 г. – Краснодар, 2024. – С. 376–385. EDN: FDWUIK
33. Шапошникова Т. Л., Гордиенко О. А., Мизенко Е. Н. Воспитательный аспект изображения семьи в русской литературе начала ХХ века (в преподавании иностранным студентам) // Современные тенденции развития системы подготовки обучающихся: региональная практика: материалы международной научной конференции. – Красноярск, 2025. – С. 483–487. EDN YAMUAF
34. Gordienko, O., Shaposhnikova T., Romanov D., Egorova A., Rykhal’s’ke Yu., Glukhenky, I.Methods of implementing an axiological approach to teaching Russian as a foreign language on the basis of information and communication technologies, considered in the aspect of linguaculture. Modern Journal of Language Teaching Methods (ISSN: 2251–6204). Vol. 8, Issue 10, October 2018. Pp. 111–121.

1. Azimov, E. G., Shchukin, A. N. (2021) Sovremennyy slovar' metodicheskikh terminov i ponyatiy. Teoriya i praktika obucheniya yazykam [Modern Dictionary of Methodological Terms and Notions. Theory and Practice of Teaching Languages]. 3rd ed. Moscow: Russkij yazyk: Kursy. (In Russian). EDN: XQRFTT
2. Vasil’eva, T. I., Karpicheva, N. L., Curkan, V. V. (2013) Antologiya hudozhestvennykh konceptov russkoj literatury XX veka [The Anthology of Artistic Concepts of Russian Literature of the XX Century]. Moscow: Flinta: Nauka. (In Russian). EDN: SDTLXP
3. Arutyunova, N. D. (1998) Yazyk i mir cheloveka [The Language and the World of the Human]. Moscow: Yazyki russkoj kul'tury. (In Russian). EDN: YLAWAR
4. Wierzbicka, A., Shmelyov, A. D. (2001) Ponimanie kul'tur cherez posredstvo klyuchevyh slov [Understanding the Culture by Means of the Key Words]. Moscow: Yazyki slavyanskoj kul'tury. (In Russian). EDN: SUMHVV
5. Vorkachev, S. G. (2023) Aksiologiya i metaaksiologiya lingvokul'turnyh smyslov [Axiology and Metaaxiology of Linguocultural Meanings]. Russkij yazyk za rubezhom – Russian Abroad. No. 1. Pp. 13–17. (In Russian). EDN: FPOBDU
6. Vorkachev, S. G. (2011) Lingvokul'turnaya konceptologiya: vektor razvitiya [Linguocultural Conceptology: the Vector of Development]. Uchenye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Seriya “Filologiya. Social'nye kommunikacii” – Scientific Notes of Taurida National V.I. Vernadsky University. Series “Philology. Social Communications”. Vol. 24 (63). No. 2. Part 3. Pp. 223–229. (In Russian).
7. Vorkachev, S. G. (2005) Postulaty lingvokonceptologii [Postulates of Linguiconceptology]. Antologiya konceptov [Antology of Concepts]. Moscow: Gnozis, 2005. Pp. 10–13. EDN: IAYUNT
8. Vorkachyov, S. G. (2004) Shchast'e kak lingvokul'turnyy koncept [Happiness as Linguocultural Concept]. Moscow: Gnozis. (In Russian). EDN: QRBAUZ
9. Gordienko, O. A. (2015) Koncept “gorec” v khudozhestvennoy literature XIX veka, tematicheski svyazannoy s Kavkazskoy voynoy [The Concept “Mountaineer” in the XIX Century Fiction Literature, Thematically Connected with the Caucasian War]. Evrazijskiy Soyuz Uchenykh – Eurasian Union of Scientists. No. 7 (16). Pp. 25–26. (In Russian). EDN: WWNVMJ
10. Gordienko, O. A. (2018) K voprosu o konceptah russkoj literatury, pozvolyayushchih osushchestvit' kul'turnuyu adaptaciyu inostrannyh studentov v Rossii (na materiale koncepta “tolerantnost'”) [To the Question of the Concepts of Russian Literature, Making It Possible to Implement the Cultural Adaptation of Foreign Students in Russia (in the Materials of the Concept “Tolerance”)]. Innovacionnye processy v vysshey shkole [Innovative Processes at Higher School]. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. Krasnodar: KubGTU. Pp. 118–120. (In Russian). EDN: YNWWXB
11. Gordienko, O. A. (2017) Aksiologicheskiy podhod k prepodavaniyu inostrannym studentam russkogo yazyka i literatury v polikul'turnom prostranstve Severnogo Kavkaza [Axiological Approach to Teaching Foreign Students Russian Language and Literature in the Polycultural Area of the South of Russia and the North Caucasus]. Russkij yazyk i onomastika v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve Yuga Rossii i Severnogo Kavkaza: problemy i perspektivy [Russian Language and Onomastics in the Polycultural Space of the South of Russia and the North Caucasus]. Proceedings of the XI International Scientific Conference. Maykop. Pp. 153–156. (In Russian). EDN: XTEIDJ
12. Gordienko, O. A., Zin'kovskaya, V. E., Pavlenko-Illarionova, K. A. (2024) Lingvokul'turologicheskiy i lingvoregionovedcheskiy podhody k analizu tvorchestva A. S. Pushkina v inostrannoj auditorii [Linguocultural and Linguiregional Approaches to the Analysis of A. S. Pushkin’s Creative Work in the Foreign Audience]. Chelovek i tekst [Human and Text]. Proceeding of the VI International Linguoculturological Conference, Dedicated to the 225th Anniversary of A. S. Pushkin’s Birth. Ul'yanovsk. Pp. 40–46. (In Russian). EDN: NKLHAE
13. Gordienko, O. A., Mizenko, E. N. (2024) Metaaksiologicheskiy princip prepodavaniya russkoj literatury i kul'tury [The Meta-axiological Principle of Teaching Russian Literature and Culture]. Aktual'nye voprosy gumanitarnykh issledovaniy [Actual Questions of Humanitarian Research]. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. Krasnodar. Pp. 137–141. (In Russian). EDN: VXPXML
14. Gordienko, O. A., Shaposhnikova, T. L. (2024) Russkaya i mirovaya literatura v obrazovatel'nom prostranstve tekhnicheskogo vuza kak sposob aktualizacii terminal'nyh cennostej inostrannyh i rossijskih studentov [Russian and World Literature in the Educational Space of a Technical University as a Way to Actualize the Terminal Values of Foreign and Russian Students]. XV Kongress MAPRYAL. Izbrannye doklady [XV MAPRYAL Congress. Selected Reports]. St. Petersburg. Pp. 2348–2354. (In Russian). EDN: NWVXLZ
15. Gordienko, O. A., Shaposhnikova, T. L. (2021) Podkhod k dukhovnym cennostyam Rossii kak k terminal'nym pri obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu [Approach to the Spiritual Values of Russia as to Terminal Ones when Teaching Russian as a Foreign Language]. Cennosti polikul'turnogo mira i ih otrazhenie v uchebnyh i kontrol'nyh materialah po russkomu yazyku kak inostrannomu i dr. inostrannym yazykam [Values of the Polycultural World and Their Reflection in Learning and Control Materials in Russian as a Foreign Language and Other Foreign Languages]. Collection of articles. St. Petersburg. Pp. 142–146. (In Russian). EDN: VACONM
16. Zudilina, N. V. (2020) Uchenie Platona o tryokh tipakh obrazov (ejdos, ejkon, ejdolon) kak istochnik smysla «mnimyy» u ponyatiya “virtual'nyy” [Plato’s Doctrine of Three Types of Images (Eidos, Eikon, Eidolon) as a Source of the Sense “Imaginary” in the Concept of “Virtual”]. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Filosofiya. Politologiya. Kul'turologiya – Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Philosophy. Political science. Culturology. Vol. 6 (72). No. 1. Pp. 35-45. (In Russian).
17. Karasik, V. I., Slyshkin, G. G. (2005, 2007) Antologiya konceptov [Antology of Concepts]. Vol. 1. Vol. 2. Moscow: Gnozis. (In Russian). EDN: IAYUNT
18. Karasik, V. I. (2019) Yazykovaya spiral': cennosti, znaki, motivy [Language Spiral: Values, Signs, Motives]. Moscow: Gnozis. (In Russian).
19. Karasik, V. I. (2002) Yazykovoy krug: lichnost', koncepty, diskurs [Language Circle: Personality, Concepts, Discourse]. Volgograd: Peremena. (In Russian). EDN: UGQAMP
20. Zin’kovskaya, V. E., Parinova, T. A., Gordienko, O. A. (2010) Kuban' literaturnaya. Pervaya tret' XX veka. Lingvokraevedenie [Kuban Literature. The First Third of the XX Century. Linguoregional Studies]. Krasnodar: Izdatel'skiy Dom – Yug. (In Russian).
21. Rus-Bryushinina, I. V., Shaposhnikova, T. L. (ed.) (2019) Kul'turnaya i literaturnaya zhizn' Yuga Rossii nachala XX v. [Cultural and Literature Life of the South of Russia in the Beginning of the XX Century]. Krasnodar: Izdatel'skiy Dom – Yug. (In Russian).
22. Kubryakova, E. S. (1996) Koncept [Concept]. Kratkij slovar' kognitivnyh terminov [Brief Dictionary of Cognitive Terms]. Moscow: MGU. Pp. 90–93. (In Russian). EDN: OGVICE
23. Lihachev, D. S. (1997) Konceptosfera russkogo yazyka [Conceptosphere of the Russian Language]. Russkaya slovesnost'. Ot teorii slovesnosti k strukture teksta [Russian Literature. From the Theory of Literature to the Text Structure]. Moscow: Akademiya. Pp. 280– 287. (In Russian). EDN: XQSUZL
24. Maslova, V. A. (2007) Poeticheskoe slovo: lingvisticheskaya teoriya i poeticheskaya praktika [Poetic Word: Linguistic Theory and Poetic Practice]. Vvedenie v kognitivnuyu lingvistiku [Introduction to Cognitive Linguistics]. Astrahan: Astrahanskij universitet. Pp. 54–63. (In Russian). EDN: SDQKJX
25. Mishatina, N. L. (2018) Metodicheskaya lingvokonceptologiya i eyo terminosistema [Methodological Linguoconceptology and Its Terminological System]. Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena – Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. No. 188. Pp. 153– 164. (In Russian). EDN: YQVMZN
26. Popova, Z. D., Sternin, I. A. (2005) K probleme unifikacii lingvokognitivnoj terminologii [To the Problem of Linguocognitive Terminology Unification]. Vvedenie v kognitivnuyu lingvistiku [Introduction to Cognitive Linguistics]. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat. Pp. 54–60. (In Russian). EDN: QQGYGX
27. Radbil', T. B. (2017) Yazyk i mir. Paradoksy vzaimootrazheniya [Language and World. Paradoxes of Mutual Reflection]. Moscow: Izdatel'skij Dom YaSK: Yazyki slavyanskoj kul'tury. (In Russian). EDN: ZGSYRT
28. Radbil', T. B. (2007) Anomalii v sfere yazykovoj konceptualizacii mira [Anomalies in the Sphere of the Linguistic Conceptualization of the World]. Russkij yazyk v nauchnom osveshchenii [Russian in the Scientific Coverage]. No. 1 (13). Pp. 239–266. (In Russian). EDN: SCOQQN
29. Shaposhnikova, T. L. (2020) (ed.) Russkaya klassicheskaya literatura dlya inostrannyh studentov iz SNG. Severnyj Kavkaz i Kuban' v tvorchestve A. S. Griboedova, A. S. Pushkina, M. Yu. Lermontova [The Russian Classical Literature for Foreign Students from CIS. The North Caucasus and Kuban in the Creative Work by A. S. Griboedov, A. S. Pushkin, M. Yu. Lermontov]. Krasnodar: Izd. Dom – Yug. (In Russian). EDN: QIOSJQ
30. Stepanov, Yu. S. (1997) Konstanty. Slovar' russkoj kul'tury. Opyt issledovaniya [Constants. Dictionary of Russian Culture. Experience of Research]. Moscow: Shkola “Yazyki russkoj kul'tury”. (In Russian). EDN: UJXYSP
31. Shaposhnikova, T. L., Tuchina, O. R., Gordienko, O. A. et al. (2018) Cifrovaya gumanitaristika v usloviyakh obrazovatel'noy sredy yuga Rossii na sluzhbe tolerantnosti (aksiologicheskaya sostavlyayushchaya v prepodavanii russkogo yazyka inostrannym uchashchimsya) [Digital Humanities in the Conditions of the Educational Environment of the South of Russia in the Service of Tolerance (Axiological Component in Teaching Russian to Foreign Students)]. Krasnodar: Izd. Dom – Yug. (In Russian). EDN: XMMHQL
32. Shaposhnikova, T. L., Gordienko, O. A., Rus-Bryushinina, I. V., Pavlenko-Illarionova, K. A. (2024) Integrirovannoe obuchenie inostrannyh studentov russkomu yazyku i literature (metodicheskij i aksiologicheskij aspekty) [Integrated Teaching Russian Language and Literature to Foreign Students (Methodological and Axiological Aspects)]. Filologichesk-ie i sociokul'turnye voprosy nauki i obrazovaniya [Philological and Sociocultural Questions of Science and Education]. Proceedings of the IX International Scientific and Practical Conference. Krasnodar: KubGTU. Pp. 376–385. (In Russian). EDN: FDWUIK
33. Shaposhnikova, T. L., Gordienko, O. A., Mizenko, E. N. (2025) Vospitatel'nyy aspekt izobrazheniya sem'i v russkoy literature nachala XX veka (v prepodavanii inostrannym studentam) [Educational Aspect of Depicting the Family in the Russian Literature of the Beginning of the XX Century (in Teaching to Foreign Students)]. Sovremennye tendencii razvitiya sistemy podgotovki obuchayushchihsya: regional'naya praktika [Modern Trends of Developing the System of Training Students: Regional Practices]. Proceedings of the International Scientific Conference. Krasnoyarsk. Pp. 483–487. (In Russian). EDN: YAMUAF
34. Gordienko. O. A., Shaposhnikova, T. L., Romanov, D. A., Egorova, A. Yu., Rykhal’s’ke, Yu. S., Glukhenky, I. Yu. (2018) Methods of Implementing an Axiological Approach to Teaching Russian as a Foreign Language on the Basis of Information and Communication Technologies, Considered in the Aspect of Linguaculture. Modern Journal of Language Teaching Methods. Vol. 8. Issue 10. Pp. 111–121.

Ключевые слова:
русская литература, иностранные студенты, лингвоаксиология, лингвоконцептология, традиционные российские духовно-нравственные ценности, Russian literature, foreign students, linguaxiology, linguoconceptology, traditional Russian spiritual and moral values

Для цитирования:
Шапошникова Т. Л., Гордиенко О. А., Рус-Брюшинина И. В. Учебные пособия по русской литературе для иностранных студентов Кубани с лингвоконцептологических позиций // Art Logos (искусство слова). – 2025. – № 3. – С. 163–182. DOI: 10.35231/25419803_2025_3_163. EDN: OIPISD Shaposhnikova, T. L., Gordienko, O. A., Rus-Bryushinina, I. V. (2025) Uchebnye posobiya po russkoj literature dlya inostrannyh studentov Kubani s lingvokonceptologicheskih pozicij [Teaching Aids on Russian Literature for Foreign Students of Kuban from Linguoconceptual Positions]. Art Logos – The Art of Word. No. 3. Pp. 163–182. (In Russian). DOI: 10.35231/25419803_2025_3_163. EDN: OIPISD

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина 2025