В статье исследуются и систематизируются религиозные, главным образом христианские, мотивы в лирике Елены Шварц, чья творческая индивидуальность сформировалась в атмосфере ленинградской неофициальной позднесоветской культуры. Описываются различные художественные пути реинтерпретации библейских сюжетов и образов, подчеркивается ключевое место личности Христа, вызывающей сквозные для стихотворений разных лет интуиции о тайне боговоплощения, об отношениях между Лицами Святой Троицы, о Кресте и Воскресении, о возможностях и пределах индивидуального богоискательства. Уделяется внимание способам самораскрытия тяготеющего к богопознанию лирического субъекта, соотношению его тайновидения и интеллектуальной рефлексии. Разбираются образцы исповедальной лирики, где происходит сращение евангельской и личной историй, складываются разветвленные мифопоэтические сюжеты. Рассматриваются характерный для религиозной поэзии Шварц «экуменический» настрой и обусловленные им разнообразные «ролевые» метаморфозы лирического сознания. Делаются выводы об универсалиях и эволюции религиозно-поэтического мышления Шварц в 1960-2000-е гг.
The article examines and systematizes religious, mainly Christian, motives in the lyrics of Elena Shvarts, whose creative individuality was formed in the atmosphere of the Leningrad unofficial late Soviet culture. Various artistic ways of reinterpreting biblical stories and images are described, the key place of the personality of Christ is emphasized, evoking intuitions about the mystery of the incarnation, about the relationship between the Persons of the Holy Trinity, about the Cross and Resurrection, about the possibilities and dead ends of individual God-seeking, which are common to poems of different years. Attention is paid to the methods of self-disclosure of the lyrical subject gravitating towards knowledge of God, the relationship between his secret vision and intellectual reflection. Examples of confessional lyrics are analyzed, where the fusion of gospel and personal stories occurs, branched mythopoetic plots are formed. The "ecumenical" mood characteristic of Schwartz's religious poetry and the various "role" metamorphoses of lyrical consciousness associated with it are also considered. Conclusions are made about the universals and evolution of Schwartz's religious-poetic thinking in the 1960s-2000s.
Ничипоров Илья Борисовичдоктор филологических наук, доцент
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Москва, Российская Федерация
il-boris@yandex.ru
1. Воронцова К. В. Пространство русской литературы в поэзии Елены Шварц // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2012. – Т. 70. – No 6. – С. 136–139.
2. Гаспаров М. Л. От поэтики быта к поэтике слова // Марина Цветаева. Статьи и тексты / под ред. Л. А. Мнухина. – Wien, 1992. – С. 5–16.
3. Дубаков Л. В. Экфрасисы петербургского буддийского храма в поэзии Елены Шварц // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. – 2024. – Т. 29. – No 4. – С. 738–746. EDN: QQNTXY
4. Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: В 3?х кн. Кн. 3: В конце века (1986–1990?е годы): учебное пособие. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.
5. Марков А. В., Штайн О. А. Ладья небесная: экфрасис Елены Шварц как сумма читательского опыта // Семиотические исследования. – 2024. – No 4 (1). – С. 51–57.
6. Ничипоров И. Б. Поэтология Ольги Седаковой // Русистика без границ. Международный научный журнал (Болгария). – 2020. – No 1. – Т. 4. – С. 55–62.
7. Пронин М. В. О некоторых особенностях поэтического языка Елены Шварц // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». – 2024. – No 3. – С. 129–136. DOI: 10.28995/26867249-2024-3-129-136
8. Zitzewitz J, von. From underground to mainstream. The case of Elena Shvarts // Twentieth-century Russian poetry. Reinventing the canon / ed. by K. Hodgson, J. Shelton, A. Smith. – Cambridge: Open Book Publishers, 2017. – P. 225–263.
1. Voroncova, K. V. (2012) Prostranstvo russkoj literatury v poezii Eleny SHvarc [The Space of Russian Literature in the Poetry of Elena Schwartz]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta – Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University. Vol. 70. No. 6. Pp. 136–139. (In Russian).
2. Gasparov, M. L. (1992) Ot poetiki byta k poetike slova [From the poetics of everyday life to the poetics of the word]. Marina Cvetaeva. Stat'i i teksty. Pod red. L. A. Mnuhina [Marina Tsvetaeva. Articles and texts. Ed. by L. A. Mnukhin]. Wien. Pp. 5–16. (In Russian).
3. Dubakov, L. V. (2024) Ekfrasisy peterburgskogo buddijskogo hrama v poezii Eleny Shvarc [Ekphrasis of the St. Petersburg Buddhist Temple in the poetry of Elena Schwartz]. Vestnik RUDN. Seriya: Literaturovedenie. Zhurnalistika – Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Literary criticism. Journalism. Vol. 29. No. 4. Pp. 738–746. (In Russian). EDN: QQNTXY
4. Lejderman, N. L., Lipoveckij, M. N. (2001) Sovremennaya russkaya literatura: V 3-h kn. Kn. 3: V konce veka (1986–1990-e gody): Uchebnoe posobie [Modern Russian Literature: In 3 books. Book 3: At the End of the Century (1986 – 1990s): Study Guide]. Moscow: Editorial URSS Publ. (In Russian).
5. Markov, A. V., Shtajn, O. A. (2024) Lad'ya nebesnaya: ekfrasis Eleny Shvarc kak summa chitatel'skogo opyta [The Boat of Heaven: Elena Schwartz's Ekphrasis as the Sum of Reading Experience] Semioticheskie issledovaniya – Semiotic Studies. No. 4 (1). Pp. 51–57. (In Russian).
6. Nichiporov, I. B. (2020) Poetologiya Ol'gi Sedakovoj [Olga Sedakova's Poetology]. Rusistika bez granic. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal (Bolgariya) – Russian Studies Without Borders. International Scientific Journal (Bulgaria). No. 1. Vol. 4. Pp. 55–62. (In Russian).
7. Pronin, M. V. (2024) O nekotoryh osobennostyah poeticheskogo yazyka Eleny SHvarc [About some features of the poetic language of Elena Schwartz]. Vestnik RGGU. Seriya «Literaturovedenie. YAzykoznanie. Kul'turologiya» – Bulletin of the Russian State Universi-ty for the Humanities. Series "Literary Studies. Linguistics. Culturology". No. 3. Pp. 129–136. (In Russian). DOI: 10.28995/26867249-2024-3-129-136.
8. Zitzewitz J, von. (2017) From underground to mainstream. The case of Elena Shvarts. Twentieth-century Russian poetry. Reinventing the canon. Ed. by K. Hodgson, J. Shelton, A. Smith. Cambridge: Open Book Publishers. Pp. 225–263.