Авторский «Я»-нарратив как результат самопрезентации и субъект интермедиальной поэтики (на примере женской поэзии 2010-х–2020-х гг.)

The Author’s “Self”-narrative as a Self-presentation’s Result and an Intermediate Poetics’ Subject (on Example of the 2010–2020s Female Poetry

Авторы:
Брусиловская Яна Вадимовна,

DOI:
10.35231/25419803_2025_2_104

Полный текст1,42 МБ

Автор выступает как коммуникативное звено субъектной структуры интермедиальной поэтики в процессе его самопрезентации и тиражирования медиаобраза. Применяется нарративно-конструктивистский подход, так как личность автора в медиасловесности является системообразующим элементом дискурса, а его биографическая и профессиональная экзистенции могут по-разному проявляться в медиапространстве. «Я»-нарративы поликодовых структур образуют в универсуме авторское «эмпирическое Я», дополняющее авторское творчество, включая интерактивное взаимодействие с аудиторией, которая, в силу специфики функционала современных медиа, имеет прямое влияние на интерпретацию и формирование этих нарративов. В результате происходит существенная трансформация традиционной в поэзии коммуникационной триады «автор–текст–реципиент», где самоидентификация и позиционирование автора начинают играть особую роль, конструируя, как следствие, через совокупность «Я»-нарративов метадискурсивный субъект, являющийся неотъемлемой частью метатекстового образования интермедиальной поэтики и отдельного медиапоэтического произведения.

The article attempts to analyze an author’s figure as a communicative link of intermediate poetics’ subject structure, which is formed in process of its self-presentation and media imaging replication. Taking into account the fact that an author’s personality, within the framework of media literatute concept by L. Levina, is a backbone element of discourse, and his biographical and professional existence can manifest themselves differently in a media space and beyond, the most relevant in this seems is the narrative-constructivist approach. In process of building many interconnected “Self”-narratives – personal and discursive, external and internal polycode structures – forming an author’s “empirical Self” in the universe, an author’s personality is available to recipient not as something speculative, but as a very real, something complementary to his work, including interactive interaction with an audience, which, due to the specifics of contemporary media functionality, has a direct influence on interpretation and formation of these narratives. Thus, there is a significant transformation of the traditional in poetry communication triad “author-text-recipient”, where author’s self-identification and positioning begin to play a special role, constructing, as a result, through totality of “Self”-narratives, a metadata-discursive subject, which is an integral part of an intermediate poetics’ metatextual education in general and a separate media text in particular.

Брусиловская Яна Вадимовна
-
Московский педагогический государственный университет
Москва, Российская Федерация
yav_brusilovskaya1@student.mpgu.edu

1. АлешкаТ.В.Самопрезентация поэта в современном литературном пространстве // Имидж, диалог, эксперимент – поля современной русской поэзии / под ред. Х.Шталь, М.Рутц. – M?nchen, Berlin, Washington / D.C.: Verlag Otto Sagner, 2013. – S. 273–286.
2. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М.Эстетика словесного творчества. – изд. 2?е. / сост. С. Г. Бочаров. – М.: Искусство, 1986. – С. 9–191.
3. Бурдье П. Формы капитала (1983) / Пер. с англ. М.С.Добряковой // Экономическая социология. – 2002. – Т. 3. – № 5. – С. 60–74. EDN: OYUVRD
4. Вежлян Е. Искренность, аффект, эмпатия: поэтические сообщества и новые контексты публичности // Russian Literature. – 2020. – Vol. 118. – С. 45–77. DOI: 10.1016/j.ruslit.2020.11.003. EDN: HHWOHB
5. Волкова Д. Э., Орлов А. Б., Орлова Н. А. Знак, метафора, символ – методология субъектности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2010. – Т. 7. – № 3. – С. 89–119. EDN: QOZCNJ
6. Воробьева (Вежлян) Е. И. Поэт как аутсайдер: социологический взгляд на проблему «роли поэта» // «Вакансия поэта»-2: Материалы двух конференций / под ред. А. А. Житенева и М. Г. Павловца. – Вронеж, 2020. – C. 334–348. EDN: TOJJXB
7. ЗайцеваЮ. Е. Я-нарратив как инструмент конструирования идентичности: экзистенциальнонарративный подход // Вестник Санкт-Петербургского гос. ун-та. Сер. 16: Психология. Педагогика. – 2016. – Вып. 1. – С. 118–136. EDN: VUSATB
8. Захаркив Е. В. Интерфейсы новейшей поэзии: смена коммуникативного кода и множественная адресация // Слово.ру: балтийский акцент. – 2024. – Т. 1. – № 2. – С. 98–111. DOI: 10.5922/2225-5346-2024-2-6. EDN: ANVFJG
9. ЛотманЮ. М. Литературная биография в историко-культурном контексте (к типологическому соотношению текста и личности автора) // Ученые записки Тартуского университета.– 1986. – Вып. 683: Труды по русской и славянской филологии. Литература и публицистика. Проблемы взаимодействия / под ред. М. Б. Плюхановой. – C. 106–121.
10. МалевичК. Последняя глава неоконченной автобиографии Малевича // ХарджиевН.И.Статьи об авангарде: В 2 т. – М.: RA, 1997. – Т. 1. – C. 130–148.
11. Матюшин М. Русские кубофутуристы // Харджиев Н. И. Статьи об авангарде: В 2 т. – М.: RA, 1997. – Т. 1. – С. 149–171.
12. Павлова В. А. Избранный. – М.: Э, 2018. – 224 с.
13. ПикулёваО.А.Психология самопрезентации личности: гендерные и возрастные аспекты // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 4. – С. 37–44. EDN: RUMHZN
14. Поляков А. М. Психологический смысл символа и символических форм // Вестник культурологии. – 2023. – № 3 (106). – С. 147–164. DOI: 10.31249/hoc/2023.03.09. EDN: NVYTPX
15. РусаковаО. Ф., Русаков В. М. PR-Дискурс: Теоретико-методологический анализ: монография. – Екатеринбург: УрО РАН, Институт международных связей, 2008. – 340 c. EDN: RJZJQD
16. ТруфановаЕ.О.Конструктивистский подход к Я // Философия и наука. – 2008. –№ 3. –С. 57–70.
17. Труфанова Е. О. Я как реальность и как конструкция // Вопросы философии. – 2017. – № 8. – C. 100–113. EDN: ZCDMFH
18. Труфанова Е. О. Я-нарратив и его автор // Философия науки. – 2010. – Т. 15. – № 1. – C. 183–193. EDN: TPCOSB
19. Черепанов И. В. Психосоциальные функции символической репрезентации в рамках самоопределения личности // Система ценностей современного общества. – 2011. – № 17/1. – С. 25–36. EDN: RUKJIP
20. Шульга Е. Н.Символический интеракционизм и проблема понимания // Философия науки. – 2012. – № 17. – С. 113–127. EDN: TNINXN
21. Bruner J. S. Making Stories: Law, Literature, Life. – N.Y.: Farrar, Straus and Giroux, 2002. – 144 р. DOI: 10.5565/rev/athenead/v1n3.74
22. Dubois S. The French Poetry Economy: Strategies, Stakes and Methods // International Journal of Arts Management. – 2006. – Vol. 9. – No. 1. – Pр. 23–34.
23. Harr?R., Van Langenhove L.Positioning and Autobiography: Telling Your Life // Discourse and Lifespan Identity / eds. by N.Coupland, J. F. Nussbaum. – 1993. – Рp. 81–99.

1. Aleshka, T. V. (2013) Samoprezentaciya poeta v sovremennom literaturnom prostranstve [Poet’s Self-presentation in Contemporary Literary Space]. Imidzh, dialog, eksperiment – polya sovremennoj russkoj poezii [Image, Dialog, Experiment: Felder der Russischen Gegenwartsdichtung]. M?nchen, Berlin, Washington D.C.: Verlag Otto Sagner Publ. Pp. 273–286. (In Russian).
2. Bahtin, M. M. (1986) Avtor i geroj v esteticheskoj deyatel'nosti [Author and Hero in Aesthetic Activity]. Estetika slovesnogo tvorchestva. [Aesthetics of Verbal Creativity]. 2d Edition. Moscow: Iskusstvo Publ. Pp. 9–191. (In Russian).
3. Burd'e, P. (2002) Formy kapitala [Forms of а Сapital]. Ekonomicheskaya sociologiya – Economic Sociology. Vol. 3. No. 5. Pp. 60–74. (In Russian). EDN: OYUVRD
4. Vezhlyan, E. (2020) Iskrennost', affekt, empatiya: poeticheskie soobshchestva i novye konteksty publichnosti [Sincerity, Affect, Empathy: Poetic Communities and New Contexts of Publicity]. Russian Literature. Vol. 118. Pр. 45–77. (In Russian). DOI: 10.1016/j.ruslit.2020.11.003. EDN: HHWOHB
5. Volkova, D. E., Orlov, A. B., Orlova, N. A. (2010) Znak, metafora, simvol – metodologiya sub"ektnosti [Sign, Metaphor, Symbol – Subjectivity Methodology]. Psihologiya. ZHurnal Vysshej shkoly ekonomiki – Psychology. HSE University Journal. Vol. 7. No. 3. Pp. 89–119. (In Russian). EDN: QOZCNJ
6. Vorob'eva (Vezhlyan), E. I. (2020) Poet kak autsajder: sociologicheskij vzglyad na problemu «roli poeta» [Poet as an Outsider: Sociological View of the “Poet’s Role” Problem]. «Vakansiya poeta»-2: Materialy dvuh konferencij [“Vacancy on the Poet”. Pt. 2: Materials of Two Conferences]. Pp. 334–348. (In Russian). EDN: TOJJXB
7. Zajceva, YU. E. (2016) YA-narrativ kak instrument konstruirovaniya identichnosti: ekzistencial'no-narrativnyj podhod [The “Self”-narrative as an Identity Construction Tool: Existential-Narrative Approach]. Vestnik SPbGU. Ser. 16: Psihologiya. Pedagogika – St. Petersburg State University Bulletin. Series
16: Psychology. Pedagogics. Issue 1. Pp. 118–136. (In Russian). EDN: VUSATB 8. Zaharkiv, E. V. (2024) Interfejsy novejshej poezii: smena kommunikativnogo koda i mnozhestvennaya adresaciya [The Latest Poetry’s Interfaces: Changing Communicative Code and Multiple Addressing]. Slovo. ru: baltijskij accent – The Word.ru: Baltic Accent. Vol. 1. No. 2. Pp. 98–111. (In Russian). DOI: 10.5922/2225-5346-2024-2-6. EDN: ANVFJG
9. Lotman, YU. M. (1986) Literaturnaya biografiya v istoriko-kul'turnom kontekste (k tipologicheskomu sootnosheniyu teksta i lichnosti avtora) [Literary Biography in a Historical and Cultural Context (to Text and Author Personality’s Typological Relationship]. Uchenye zapiski Tartuskogo universiteta. Vyp. 683: Trudy po russkoj i slavyanskoj filologii. Literatura i publicistika. Problemy vzaimodejstviya [Academic Notes of Tartu University. Issue 683: Works on Russian and Slavic Philology. Literature and Lournalism. Interoperability Issues]. Pp. 106–121. (In Russian).
10. Malevich, K. (1997) Poslednyaya glava neokonchennoj avtobiografii Malevicha [The Last Chapter of Malevich's Unfinished Autobiography]. N. I. Hardzhiev. Stat'i ob avangarde: V 2 t. [Articles About Avant-garde by N. I. Hardzhiev: In 2 vols.]. Vol. 1. Moscow: RA Publ. Pp. 130–148. (In Russian).
11. Matyushin, M. (1997) Russkie kubofuturisty [Russian Cubofuturists]. N. I. Hardzhiev. Stat'i ob avangarde: V 2 t. [Articles About Avant-garde by N. I. Hardzhiev: In 2 vols.]. Vol. 1. Moscow: RA Publ. Pp. 149–171. (In Russian).
12. Pavlova, V. A. (2018) Izbrannyj [The Chosen]. Moscow: A Publ. (In Russian).
13. Pikulyova, O. A. (2013) Psihologiya samoprezentacii lichnosti: gendernye i vozrastnye aspekty
[Psychology of Personality’s Self-presentation: Gender and Age Aspects]. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie – Psychological Science and Education. No. 4. Pp. 37–44. (In Russian). EDN: RUMHZN
14. Polyakov, A. M. (2023) Psihologicheskij smysl simvola i simvolicheskih form [Psychological Meaning of Symbol and Symbolic forms]. Vestnik kul'turologii – Bulletin of Cultural Studies. No. 3 (106). Pp. 147–164. (In Russian). DOI: 10.31249/hoc/2023.03.09. EDN: NVYTPX
15. Rusakova, O. F., Rusakov, V. M. (2008) PR-Diskurs: Teoretiko-metodologicheskij analiz [PR-Discourse: Theoretical and Methodological Analysis]. Yekaterinburg: The Ural Branch of the RAS; The Institute of International Relations Publ. (In Russian). EDN: RJZJQD
16. Trufanova, E. O. (2008) Konstruktivistskij podhod k YA [Constructivist Approach to the “Self”]. Filosofiya i nauka – Philosophy and Science. No. 3. Pp. 57–70. (In Russian)
17. Trufanova, E. O. (2010) YA-narrativ i ego avtor [The “Self”-narrative and Its Author]. Filosofiya nauki – Philosophy of Science. Vol. 15. No. 1. Pp. 183–193. (In Russian). EDN: TPCOSB
18. Trufanova, E. O. (2017) YA kak real'nost' i kak konstrukciya [The “Self” as a Reality and as a Construction]. Voprosy filosofii – Questions of Philosophy. No. 8. Pp. 100–113. (In Russian). EDN: ZCDMFH
19. CHerepanov, I. V. (2011) Psihosocial'nye funkcii simvolicheskoj reprezentacii v ramkah samoopredeleniya lichnosti [Psychosocial Functions of Symbolic Representation in the framework of Personality’s Self-determination]. Sistema cennostej sovremennogo obshchestva – Value System of Modern Society. No. 17/1. Pp. 25–36. (In Russian). EDN: RUKJIP
20. SHul'ga, E. N. (2012) Simvolicheskij interakcionizm i problema ponimaniya [Symbolic Interactionism and a Problem of Understanding]. Filosofiya nauki – Philosophy of Science. No. 17. Pp. 113–127. (In Russian). EDN: TNINXN
21. Bruner, J. S. (2002) Making Stories: Law, Literature, Life. N.Y.: Farrar, Straus and Giroux Publ. DOI: 10.5565/rev/athenead/v1n3.74
22. Dubois, S. (2006) The French Poetry Economy: Strategies, Stakes and Methods. International Journal of Arts Management. Vol. 9. No. 1. Pр. 23–34.
23. Harr?, R., Van Langenhove, L. (1993) Positioning and Autobiography: Telling Your Life. Discourse and Lifespan Identity. Рp. 81–99.

Ключевые слова:
самопрезентация автора, «Я»-нарратив, «эмпирическое Я», субъектность, медиасловесность, интермедиальная поэтика, современная поэзия, женская поэзия, author’s self-presentation, “Self”-narrative, “empirical Self”, subjectivity, media literature, intermediate poetics, сontemporary poetry, female poetry.

Для цитирования:
Брусиловская Я. В. Авторский «Я»-нарратив как результат самопрезентации и субъект интермедиальной поэтики (на примере женской поэзии 2010-х–2020-х гг.) // Art Logos (искусство слова). – 2025. – № 2. – С. 104–125. DOI: 10.35231/25419803_2025_2_104. EDN: NFBACT Brusilovskaya, Ya. V. (2025) Avtorskij «YA»-narrativ kak rezul'tat samoprezentacii i sub"ekt intermedial'noj poetiki (na primere zhenskoj poezii 2010-h–2020-h gg.) [The Author’s “Self”-narrative as a Self-presentation’s Result and an Intermediate Poetics’ Subject (on Example of the 2010–2020s Female Poetry)]. Art Logos – The Art of Word. No. 2. Pp. 104–125. (In Russian). DOI: 10.35231/25419803_2025_2_104. EDN: NFBACT

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина