В статье рассматривается образно-мотивный и ценностно-смысловой аспекты символики «крови» в книге стихов М. А. Зенкевича «Дикая порфира» (1912), реализующей адамистические представления поэта. Образ «крови» предстает основанием моделируемого поэтического универсума, в котором постулируется бытийное «всевластие» материи и торжество природных инстинктов над человеческой рациональностью. Анализ стихотворений показывает, что в поэтике «Дикой порфиры» символика «крови» эксплицирует натуралистически-физиологические основания моделируемого бытия, актуализирует жертвенно-лиминальные сопряжения земного и потустороннего начал и обнаруживает своеобразный «историософский» потенциал, репрезентируя авторское видение логики самодвижения человеческой (в частности – русской) истории. Ключевыми мотивно-образными воплощениями «крови» как ценностно-смысловой сущности предстают «темное родство» и «красный гул». Делается вывод о том, что индивидуально-авторскую версию акмеистического адамизма М. Зенкевича можно определить как поэтическое явление «крови», утверждающей метафизическое торжество материи над ментальными химерами человечества.
The article examines the figurative-motivic and value-semantic aspects of the symbolics of “blood” in the artistic world of first book of poetry Wild Porphyry (1912) by M. A. Zenkevich, conceptually realizing the adamistic ideas of the poet. The image of “blood” appears here as a kind of foundation of the modeled poetic universe, in which the existential “omnipotence” of matter and the triumph of natural instincts over human rationality are postulated and multiple embodiments of material and natural phenomena are revealed. The analysis of the poems shows that in the poetics of Wild Porphyry the symbolics of “blood”, firstly, explicates the naturalistic and physiological foundations of the modeled being, secondly, actualizes the sacrificial-liminal conjugations of earthly and otherworldly principles, thirdly, reveals a peculiar “historiosophical” potential, representing the author’s vision of the logic of human self-movement (in particular, Russian) history. At the same time, the key motif-figurative embodiments of “blood” as the value-semantic essence of the depicted world are “dark kinship” and “red hum”, through which Zenkevich’s lyrical subject conceptualizes the idea of a spontaneous manifestation of material primitiveness in the existence of the human “the self”. It is concluded that the individual-author’s version of M. Zenkevich’s acmeistic adamism can be defined as a poetic manifestation of “blood”, affirming the metaphysical triumph of matter over the mental chimeras of humanity.
Чевтаев Аркадий Александровичкандидат филологических наук
Российский государственный гидрометеорологический университет
Санкт-Петербург, Российская Федерация
achevtaev@yandex.ru
1. БальмонтК.Д.Собрание сочинений: в 7 т. – М.: Книжный Клуб Книговек, 2010. – Т. 1. – 504 с.
2. ГородецкийС. М. Некоторые течения в современной русской поэзии // Акмеизм в критике. 1913–1917. – СПб.: Гуманитарная Академия; Изд-во Тимофея Маркова, 2014. – С. 84–90.
3. Гумилев Н.С. Полное собрание сочинений: в 10 т. – М.: Воскресенье, 1998. – Т. 1. Стихотворения. Поэмы (1902–1910). – 501 с.
4. Гумилев Н.С. Полное собрание сочинений: в 10 т. – М.: Воскресенье, 2006. – Т. 7. Статьи о литературе и искусстве. Обзоры. Рецензии. – 552 с.
5. Зенкевич М. А.Сказочная эра: Стихотворения. Повесть. Беллетристические мемуары. – М.: Школа-пресс, 1994. – 688 с.
6. Иванов Вяч. И. Marginalia // Труды и дни. – 1912. – № 4–5. – С. 38–45.
7. Игошева Т. В. Еще раз об А. Ахматовой и М. Зенкевиче // Русские поэты XX века: материалы и исследования. Анна Ахматова (1889–1966). – М.: Азбуковник, 2021. –С. 96–107. EDN: IRQOJQ
8. Кирло Х.Словарь символов. 1000 статей о важнейших понятиях религии, литературы, архитектуры, истории. – М.: Центрполиграф, 2010. – 525 с.
9. Кихней Л. Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика. – М.: МАКС-Пресс, 2001. – 184 с. EDN: XTKHWD
10. КихнейЛ. Г., ЛамзинаА.В.Специфика «рамочного текста» в книгах М.А.Зенкевича «Дикая порфира» и «Под мясной багряницей» // Филологический класс. – 2021. – Т. 26. – № 3. – С. 112–124. EDN: QHOTDY
11. Купер Дж. Энциклопедия символов. – М.: Золотой век, 1995. – 402 с.
12. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров // Лотман Ю. М. Семиосфера. – СПб.: Искусство–СПБ, 2010. – С. 150–390.
13. Макуилен К. «Голос материи» Зенкевича: палеонтология в эпоху модернизма // Новое литературное обозрение. – 2023. – № 1 (179). – С. 71–86. EDN: SCCQAT
14. Малкина В.Я.Типология лирических субъектов // Новый филологический вестник. – 2023. – № 4 (67). – С. 20–31. EDN: NRIAJL.
15. Меркель Е. В.Семантика крови в поэтике акмеизма // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. – 2013. – № 1. – С. 74–80. EDN: PXURFT
16. ПолтаробатькоЕ.Д.Природа и культура в русском постсимволизме: телесный код в поэзии М. Зенкевича // Вестник РУДН. Серия «Литературоведение. Журналистика». – 2008. – № 3. – С. 11–16. EDN: JKGZDL
17. Созина Е. М. Скифский текст в творчестве М. А. Зенкевича // В мире научных открытий. – 2011. – № 11.6 (23). – С. 1806–1813. EDN: OPOYBL
18. СоловьевВ.С.Стихотворения и шуточные пьесы. – Л.: Советский писатель, 1974. – 350 с.
19. Сологуб Ф.К. Полное собрание стихотворений и поэм: В 3 т. – СПб.: Наука, 2014. – Т. 2. Кн. 1. Стихотворения и поэмы 1893–1899.– 992 с.
20. Тырышкина Е. В., Чеснялис П. А.Эстетика адамизма: лирика М. Зенкевича 1910?х годов // Идеи и идеалы. – 2017. – № 3 (33). – Т. 2. – С. 117–131. EDN: ZHZROB
21. Фаритов В.Т.Идея вечного возвращения в русской поэзии XIX – начала XX века. – СПб.: Алетейя, 2018. – 290 с.
22. Филатов А. В. Содержание понятия «адамизм» и состав адамического мифа Н.С. Гумилева // Stephanos. – 2017. – № 3 (23). – С. 117–125. EDN: YPQADB
23. Ханзен-ЛёвеА. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм. Космическая символика. –СПб.: Академический проект, 2003. – 816 с.
24. ЭлиадеМ.Миф о вечном возвращении (архетипы и повторения) // ЭлиадеМ.Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении. Образы и символы. Священное и мирское. – М.: Ладомир, 2000. – С. 23–124.
25. Rusinko E. Adamism and Acmeist Primitivism // Slavic and East European Journal. – 1988. – Vol. XXXII. – Pр. 84–97.
1. Bal’mont, K. D. (2010) Sobranie sochinenij: V 7 t. [Collected works: In 7 vols.]. Vol. 1. Moscow: Knizhnyj Klub Knigovek Publ. (In Russian).
2. Gorodetskii, S. M. (2014) Nekotorye techeniya v sovremennoi russkoi poehzii [Some trends in modern Russian poetry]. Akmeizm v kritike. 1913–1917 [Acmeism in Criticism. 1913–1917]. St. Petersburg: Gumanitarnaya Akademiya, Izd-vo Timofeya Markova Publ. Pp. 84–90. (In Russian).
3. Gumilev, N. S. (1998) Polnoe sobranie sochinenij: V 10 t. T. 1. Stihotvorenija. Pojemy (1902–1910) [The complete works: In 10 vols.]. Vol. 1. Moscow: Voskresen’e Publ. (In Russian).
4. Gumilev, N. S. (2006) Polnoe sobranie sochinenij: V 10 t. T. 7. Stat'i o literature i iskusstve. Obzory. Retsenzii [The complete works: In 10 volumes]. Vol. 7. Articles on literature and art. Reviews. Reviews. Moscow: Voskresen’e Publ. (In Russian).
5. Zenkevich, M. A. (1994) Skazochnaya ehra: Stikhotvoreniya. Povest’. Belletristicheskie memuary [The Fabulous Era: Poems. The story. A fictional memoir]. Moscow: Shkola-press Publ. (In Russian).
6. Ivanov, Vyach. I. (1912) Marginalia. Trudy i dni – Labors and days. No. 4–5. Pp. 38–45. (In Russian).
7. Igosheva, T. V. (2021) Eshche raz ob A. Akhmatovoi i M. Zenkeviche [Once again about A. Akhmatova and M. Zenkevich]. Russkie poehty XX veka: materialy i issledovaniya. Anna Akhmatova (1889–1966) [Russian poets of the XX century: materials and research. Anna Akhmatova (1889–1966)]. Moscow: Azbukovnik Publ. Pp. 96–107. (In Russian). EDN: IRQOJQ
8. Kirlo, H. (2010) Slovar' simvolov: 1000 statej o vazhnejshih ponjatijah religii, literatury, arhitektury, istorii [Dictionary of Symbols: 1000 articles on the most important concepts of religion, literature, architecture, history]. Moscow: Centrpoligraf Publ. (In Russian).
9. Kikhnei, L. G. (2001) Akmeizm: Miroponimanie i poehtika [Acmeism: Worldview and Poetics]. Moscow: MAKS-Press Publ. (In Russian). EDN: XTKHWD
10. Kikhnei, L. G., Lamzina, A. V. (2021) Spetsifika «ramochnogo teksta» v knigakh M. A. Zenkevicha «Dikaya porfira» i «Pod myasnoi bagryanitsei» [The specifics of the “framework text” in M. A. Zenkevich’s books “Wild Porphyry” and “Under the Meat Purple”]. Filologicheskii klass – Philological class. Vol. 26. No. 3. Pp. 112–124. (In Russian). EDN: QHOTDY
11. Kuper, Dzh. (1995) Jenciklopedija simvolov [Encyclopedia of Symbols]. Moscow: Zolotoj vek Publ. (In Russian). 12. Lotman, Yu. M. (2010) Vnutri myslyashchikh mirov [Inside thinking worlds]. Lotman, Yu. M. Semiosfera [Semiosphere]. St. Petersburg: Iskusstvo–SPB Publ. Pp. 150–390. (In Russian).
13. Makuilen, K. (2023) «Golos materiI» Zenkevicha: paleontologiya v ehpokhu modernizma [Zenkevich’s “The Voice of Matter”: Paleontology in the Era of Modernism]. Novoe literaturnoe obozrenie – New Literary Review. No. 1 (179). Pp. 71–86. (In Russian). EDN: SCCQAT
14. Malkina, V. Ya. (2023) Tipologiya liricheskikh sub’ektov [Typology of lyrical subjects]. Novyi filologicheskii vestnik – New Philological Bulletin. No. 4 (67). Pp. 20–31. (In Russian). EDN: NRIAJL
15. Merkel’, E. V. (2013) Semantika krovi v poehtike akmeizma [The Semantics of Blood in the Poetics of Acmeism]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya – Bulletin of Tver State University. Series: Philology. No. 1. Pp. 74–80. (In Russian). EDN: PXURFT
16. Poltarobat’ko, E. D. (2008) Priroda i kul’tura v russkom postsimvolizme: telesnyi kod v poehzii M. Zenkevicha [Nature and Culture in Russian Post-Symbolism: the Body code in the Poetry of M. Zenkevich]. Vestnik RUDN. Seriya «Literaturovedenie. Zhurnalistika» – Bulletin of the Peoples’ Friendship University of Russia. The series “Literary Criticism. Journalism”. No. 3. Pp. 11–16. (In Russian). EDN: JKGZDL
17. Sozina, E. M. (2011) Skifskii tekst v tvorchestve M. A. Zenkevicha [The Scythian text in the works by M. A. Zenkevich]. V mire nauchnykh otkrytii – In the world of scientific discoveries. No. 11.6 (23). Pp. 1806–1813. (In Russian). EDN: OPOYBL
18. Solov’ev, V. S. (1974) Stikhotvoreniy a ishutochnye p’esy [Poems and comic plays]. Leningrad: Sovetskii pisatel’ Publ. (In Russian).
19. Sologub, F. K. (2014) Polnoe sobranie stikhotvorenii i poehm: V 3 t. T. 2. Kn. 1. Stikhotvoreniya i poehmy 1893–1899 [The complete collection of poems and poems: In 3 vols. Vol. 2. Book 1. Poems and poems 1893–1899]. St. Petersburg: Nauka Publ. (In Russian).
20. Tyryshkina, E. V., Chesnyalis, P. A. (2017) Ehstetika adamizma: lirika M. Zenkevicha 1910-kh godov [Aesthetics of Adamism: Lyrics by M. Zenkevich from the 1910s]. Idei i idealy – Ideas and ideals. No. 3 (33). Vol. 2. Pp. 117–131. (In Russian). EDN: ZHZROB
21. Faritov, V. T. (2018) Ideya vechnogo vozvrashcheniya v russkoi poehzii XIX – nachala XX veka [The idea of eternal return in Russian poetry of the 19th – early 20th century]. St. Petersburg: Aleteiya Publ. (In Russian).
22. Filatov, A. V. (2017) Soderzhanie ponyatiya «adamizm» i sostav adamicheskogo mifa N. S. Gumileva [The content of the concept of “adamism” and the composition of the Adamic myth by N. S. Gumilev]. Stephanos – Stephanos. No. 3 (23). Pp. 117–125. (In Russian). EDN: YPQADB
23. Hanzen-Ljove, A. (2003) Russkii simvolizm. Sistema poehticheskikh motivov. Mifopoehticheskii simvolizm. Kosmicheskaya simvolika [Russian symbolism. A system of poetic motifs. Mythopoeic symbolism. Cosmic symbols]. St. Petersburg: Akademicheskii proekt
Publ. (In Russian).
24. Ehliade, M. (2000) Mif o vechnom vozvrashchenii (arkhetipy i povtoreniya) [The
myth of eternal Return (archetypes and repetition)]. Izbrannye sochineniya: Mif o vechnom vozvrashchenii. Oyurazy i simvoly. Svyashchennoe i mirskoe [Selected Works: The
Myth of Eternal Return. Images and symbols. Sacred and Profane]. Moscow: Ladomir Publ.
(In Russian).
25. Rusinko, E. (1988) Adamism and Acmeist Primitivism. Slavic and East European Journal. Vol. XXXII. Pp. 84–97.