Нидерландский художник Винсент Ван Гог оставил богатое эпистолярное наследие: оно насчитывает более 900 писем к брату Теодору, другим родственникам, друзьям-живописцам. Художественная ценность писем, которые философ и психиатр К. Ясперс причислял «к захватывающим явлениям прошлого», позволяет говорить об их авторе как о человеке, одаренном литературным талантом. Помимо того, что эта корреспонденция представляет собой ярчайшую автохарактеристику художника, она замечательна тем, что в ней нашли отражение состояние и явления культуры и искусства конца XIX – начала XX века. В статье анализируются элементы этики постимпрессионизма, зафиксированные в высказываниях эпистолярного дискурса художника Ван Гога – это размышления о цвете, композиции живописного полотна, о работе с натурой. Целью исследования стало выявление доминантного объема высказываний с авторскими
формулировками о художественных техниках работы живописца, выделение среди этих высказываний принципов, которые позже стали базисом теоретического обоснования этики такого художественного направления, как постимпрессионизм.
The Dutch painter Vincent Van Gogh left a rich epistolary legacy: it includes more than 900 letters to his brother Theodore, other relatives, and painter friends. The artistic value of the letters, which the philosopher and psychiatrist K. Jaspers classified as "exciting phenomena of the past", allows us to speak of their author as a person gifted with literary talent. In addition to the fact that this correspondence is a striking self-portrait of the painter, it is remarkable in that it reflects the state and phenomena of culture and art of the late 19th – early 20th centuries. The article analyzes the elements of the ethics of postimpressionism, recorded in the statements of the epistolary discourse of the painter Van Gogh. The purpose of the study was to identify the dominant volume of statements with the author's formulations about the artistic techniques of the painter's work, highlighting among these statements the principles that later became the basis for the theoretical justification of the ethics of such an artistic movement as postimpressionism.
Ерохина Екатерина Андреевнакандидат филологических наук
Череповецкий государственный университет
Череповец, Российская Федерация
katty_basova@mail.ru
1. Ван Гог. Письма / перевод П. В. Мелковой. – Л.; М.: Искусство, 1966. – 604 с.
2. Ван Гог Винсент. Письма / переводН.М.Щёкотова. – М.: Книжный Клуб Книговек, 2021. – 544 с.; 48 с. ил. (Пером и кистью).
3. Ван Гог Винсент: Письма. 1872–1886 / переводП. В. Мелковой. – М.: Иллюминатор, 2023. – 736 с. (Дневник художника).
4. Иллюстрированный энциклопедический словарь / редкол.: В.И.Бородулин. – М.: Большая Российская энциклопедия: ОНИКС, 2000. – 1038 с.
5. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия: в 4 кн. / гл. ред. Горкин А. П. – М.: Росмэн, 2007. – Кн. 3. – 296 с.
6. Краткий словарь терминов изобразительного искусства / Акад. художеств СССР. Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств; под общ. ред. Г. Г. Обухова. – М.: Советский художник, 1961. – 190 с.
7. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство: в 2 кн. / редкол.: В. М. Полевой (гл. ред.) и др. – М.: Советская энциклопедия, 1986. – Кн. 2: М–Я. – 431 с.
8. ЯсперсК.Стриндберг и Ван Гог. – СПб.: Академический проект, 1999. – 240 с. 9. Pomerans A.The Letters of Vincent Van Gogh. – London: Penguin Books, 1997. – 528 р.
1. Van Gog, V. (1966) Pis'ma. [Letters]. Trans. P. V. Melkovoj. Leningrad, Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian).
2. Van Gog, V. (2021) Pis'ma. [Letters]. Trans. N. M. Shchyokotova. Moscow: Book Club Knigovek Publ. (In Russian).
3. Van Gog, V. (2023) Pis'ma. 1872–1886 [Letters. 1872–1886]. Trans. P. V. Melkovoj. Moscow: Illuminator Publ. (In Russian).
4. Borodulin, V. I. (2000) (ed.) Illyustrirovannyj enciklopedicheskij slovar' [Illustrated encyclopedic dictionary]. Moscow: Great Russian Encyclopedia: ONIX Publ. (In Russian).
5. Gorkin, A. P. (2007) (ed.) Iskusstvo. Sovremennaya illyustrirovannaya enciklopediya [Art. Modern illustrated encyclopedia]. Moscow: Rosman. Modern illustrated encyclopedia Publ. (In Russian).
6. Obuhov, G. G. (1961) (ed.) Kratkij slovar' terminov izobrazitel'nogo iskusstva [Brief Dictionary of Fine Arts Terms]. USSR Academy of Arts. Research Institute of Theory and History of Fine Arts. Moscow: Soviet Artist (In Russian).
7. Polevoy, V. M. (1986) (ed.) Populyarnaya hudozhestvennaya enciklopediya: Arhitektura. Zhivopis'. Skul'ptura. Grafika. Dekorativnoe iskusstvo [Popular Art Encyclopedia: Architecture. Painting. Sculpture. Graphics. Decorative Arts]. Moscow: Soviet Encyclopedia Publ. (In Russian).
8. Jaspers, K. Strindberg i Van Gog (1999) [Strindberg and Van Gogh]. St. Petersburg: Humanitarian Agency Academic Project. Library of Foreign Psychology (In Russian).
9. Pomerans, A. (1997) Pis'ma Vinsenta Van Poga [The Letters of Vincent Van Gogh]. London: Penguin Books. Penguin Classics.