Габриэль д'Аннунцио в России (из истории рецепции и влияния)

Gabriel d'Annunzio in Russia (from the History of Reception and Influence)

Авторы:
Похаленков Олег Евгеньевич,Симак Назарий Игоревич,

DOI:
10.35231/25419803_2025_2_22

Полный текст598,40 КБ

В статье рассматриваются особенности рецепции творчества знаменитого итальянского писателя Габриэля д'Аннунцио (Gabriele D'Annunzio, 1863–1938) русскими авторами конца XIX – начала XX вв., принадлежащими к модернистским течениям. Литературное влияние д'Аннунцио выявляется в ходе компаративистского анализа романов «Невинный» д'Аннунцио и «Котик Летаев» Андрея Белого (1880–1934), производимого на образном и мотивном уровнях текста. В основу сопоставления положен центральный для обоих романов образ младенца. Произведения подвергаются анализу, основанному на психоаналитическом методе, в ходе которого между образами младенца в рассматриваемых романах в свете теории психоанализа Зигмунда Фрейда (учения о понятии бессознательного) выявляются типологические схождения. Наряду со схождениями обнаруживаются и различия двух образов. Исследуются парадигмы образов, связанные с образом младенца, которые рассматриваются на основе теории Н. В. Павлович (выделяются объект и предмет сопоставления); выявляется инвариант исследуемой парадигмы образов.

The presented work is devoted to the consideration of the peculiarities of the reception of one of the famous Italian writers Gabriele D'Annunzio (1863–1938) by the Russian authors of the late 19th and early 20th centuries who belonged to modernist movements. The iiterary influence of d'Annunzio is revealed in the course of a comparative analysis of d'Annunzio's «Innocent» and «Kotik Letaev» by Andrei Bely (1880–1934), produced on the figurative and motivic levels of the texts. The comparison is based on the central image of a «baby» for both novels, the works are analyzed using the psychoanalytic method, during which typological similarities are revealed between the images of a «baby» in the novels under consideration in the light of Sigmund Freud's theory of psychoanalysis (the doctrine of the concept of the unconscious). Along with the similarities, the differences between the two images are also revealed. The paradigms of images associated with the image of a «baby» are analyzed. The paradigms of images are considered on the basis of N. V. Pavlovich's theory (which distinguished the object and the subject of comparison); the invariant of the studied paradigm of images is highlighted.

Похаленков Олег Евгеньевич
доктор филологических наук, доцент
Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского
Калуга, Российская Федерация
PohalenkovOE@tksu.ru

Симак Назарий Игоревич
-
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского
г. Калуга, Российская Федерация
p0plaw0k@yandex.ru

1. Баевский В.С. История русской поэзии 1730–1980. – Смоленск: Русич, 1994. – 304 с.
2. БалтрушайтисЮ. К.Ю. Балтрушайтис. Автобиографическая справка // Русская литература ХХ века (1890–1900) / под ред. С. А. Венгерова. – М.: Мир, 1915. – Ч. 1. – Т. 2. – С. 297–300.
3. Белый А.Котик Летаев. – СПб.: Эпоха, 1922. – 295 с.
4. Белый А. На перевале // Белый А.Собрание сочинений. Арабески. Книга статей. Луг зеленый. Книга статей / общ. ред., послесл. и комм. Л. А.Сугай; сост. А. П. Полякова и П. П. Апрышко. – М.: Республика; Дмитрий Сечин, 2012. – С. 186–291.
5. Блок А. А.Собрание сочинений в 8 т. – М.-Л.: Худож. лит., 1963. – Т 8. – 772 с.
6. Гёте И. В. Фауст. – М.: АСТ, 2016. – 544 с.
7. Григорьев А. Л., Гречишкин С. С. Символизм // История русской литературы: В 4 т. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1983. – Т. 4. Литература конца XIX – начала XX века (1881–1917). – С. 419–479.
8. Гумилев Н.С.Колчан. – Петроград: Гиперборей, 1916. – 104 с.
9. Д'Аннунцио Г.Собрание сочинений в 6 т. – М.: Книжный Клуб Книговек, 2010. – Т. 3. – 752 с.
10. Иванов М. М. Очерки современной итальянской литературы. – СПб.: Суворин, 1902. – 343 с.
11. Маяковский В. В.Сочинения в 2 т. – М.: Правда, 1987. – Т. 1. – 768 с.
12. Минц З. Г. Поэтика русского символизма. – СПб.: Искусство-СПБ, 2004. – 480 с.
13. Нестерова Т. Культура в окружении политики. Габриэле Д’Аннунцио в Фиуме (1919–1920) // Annali d’Italia. Florence: Global Science Center LP. – 2021. –№ 16. – Рp. 19–24.
14. Павлович Н. В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. – М., 1995. – 491 с.
15. Полушин В. Л. Николай Гумилев: жизнь расстрелянного поэта. – М.: Молодая гвардия, 2006. – 751 с.
16. Савин Е.Ю., Фомин А. Е. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов заочного и очного отделений. –Калуга: КГПУ им. К.Э.Циолковского, 2007. – 330 с.
17. Сушков Д.Д. Габриэле Д’Аннунцио как «предтеча» итальянского фашизма // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. – 2021. – Т. 12. – № 4. – С. 81–97.
18. Тимофеев Л. ТураевС.Символизм // Словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1974. – С. 349–351.
19. ТрыковВ. Д'Аннунцио // Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997. – Ч. 1. А – Л. – С. 240–241.
20. Фрейд З. Психология бессознательного. – 2?е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 400 c.
21. Чулков Г. Годы странствий. – М.: Эллис Лак, 1999. – 864 с.
22. ШварцЕ. Габриэль д'Аннунцио. Крылатый циклоп. – СПб.: Вита Нова, 2010. – 527 с.
23. AloscoА.Il percorso socialista di Gabriele D’Annunzio tra storia e letteratura // Forum Italicum: A Journal of Italian Studies (May, 2020). – Napoli: Universita`di Napoli Federico II, 2020. – Pp. 377–390.
24. GuerriG.B. D'Annunzio. La vita come opera d’arte. – Milano: Mondadori, 2023. – 321 p.
25. Serra M. L’Imaginifico. Vita di Gabriele D’Annunzio. – Vicenza: Neri Pozza Editore, 2019. – 719 p.

1. Baevskij, V. S. (1994) Istoriya russkoj poezii [The history of the Russian poetry 1730–1980]. Smolensk: Rusich Publ. (In Russian).
2. Baltrushajtis, Yu. K. (1915) Yu. Baltrushajtis. Avtobiograficheskaya spravka [Yu. Baltrushajtis. An autobiographic review]. Russkaya literatura XX veka (1890–1900). Pod red. S. A. Vengerova [Russian literature of the twentieth century (1890–1900), ed. S. A. Vengerov]. Part 1. Vol. 2. Moscow: Mir Publ. (In Russian).
3. Belyj, A. (1922) Kotik Letaev [Kotik Letaev]. St. Petersburg: Epoha Publ. (In Russian).
4. Belyj, A. (2012) Na perevale [At the pass]. Belyj A. Sobranie sochinenij. Arabeski. Kniga statej. Lug zelenyj. Kniga statej. Obshch. red., poslesl. i komm. L. A. Sugaj; sost. A. P. Polyakova i P. P. Apryshko [Collected works. Arabesque. Book of articles. The meadow is green. Book of articles. General. ed., afterword and comm. L. A. Sugai; comp. A. P. Polyakova and P. P. Apryshko]. Moscow: Respublika; Dmitrij Sechin Publ. Pp. 186–291. (In Russian).
5. Blok, A. A. (1963) Sobranie sochinenij [The collection of works]. Vol 8. Moscow: Hudozhestvennaya literatura Publ. (In Russian).
6. Gyote, I. V. (2016) Faust [Faust]. Moscow: AST Publ. (In Russian).
7. Grigor'ev, A. L., Grechishkin S. S. (1983) Simvolizm [Simbolism]. Istoriya russkoj literatury: V 4 t. Literatura konca XIX – nachala XX veka (1881—1917) [History of Russian literature: In 4 vols.] Vol. 4. Leningrad: Nauka Publ. (In Russian).
8. Gumilev, N. S. (1916) Kolchan [Kolchan]. Petrograd: Giperborej Publ. (In Russian).
9. D'Annuncio, G. (2010) Sobranie sochinenij [The collection of works]. Vol. 3. Moscow: Knizhnyj Klub Knigovek Publ. (In Russian).
10. Ivanov, M. M. (1902) Ocherki sovremennoj ital'yanskoj literatury [Reviews of modern Italian literature]. St. Petersburg: Suvorin Publ. (In Russian).
11. Mayakovskij, V. V. (1987) Sochineniya v dvuh tomah [The collection of works]. Vol. 1. Moscow: Pravda Publ. (In Russian).
12. Minc, Z. G. (2004) Poetika russkogo simvolizma [Poetics of the Russian symbolism]. St. Petersburg: Iskusstvo-SPB Publ. (In Russian).
13. Nesterova, T. (2021) Kul'tura v okruzhenii politiki. Gabriele D’Annuncio v Fiume (1919 – 1920) [The culture within politics]. Annali d’Italia – Italian Annals. No. 16. Pp. 19–24. (In Russian).
14. Pavlovich, N. V. (1995) Paradigmy obrazov v russkom poeticheskom yazyke [The languages of the images. Paradigms of images in the Russian poetic language]. Moscow. (In Russian).
15. Polushin, V. L. (2006) Nikolaj Gumelyov: zhizn' rasstrelyannogo poeta (Nikolai Gumilev: the life of the shot down poet). Moscow: Molodaya gvardiya Publ. (In Russian).
16. Savin, E. Yu., Fomin, A. E. (2007) Pedagogicheskaya psihologiya [Educational psychology]. Kaluga: KGPU im. K.E. Ciolkovskogo Publ. (In Russian).
17. Sushkov, D. D. (2021) Gabriele D’Annuncio kak «predtecha» ital'yanskogo fashizma [Gabriel D’Annunzio as the forerunner of Italian Fascism]. Lokus: lyudi, obshchestvo, kul'tury, smysly – Locus: people, society, cultures, meanings. Vol. 12. No. 4. Pp. 81–97. (In Russian).
18. Timofeev, L. Turaev, S. (1974) Simvolizm [Symbolism]. Slovar' literaturovedcheskih terminov [Dictionary of literary terms]. Moscow: Prosveshchenie Publ. (In Russian).
19. Trykov, V. (1997) D'Annuncio [D’Annunzio]. Zarubezhnye pisateli. Biobibliograficheskij slovar [Foreign writers. Biographical dictionary]. Vol. 2. Part 1. A – L. Moscow (In Russian).
20. Frejd, Z. (2010) Psihologiya bessoznatel'nogo [Psychology of the unconscious]. 2-e izd. St. Petersburg: Piter Publ. (In Russian).
21. Chulkov, G. (1999) Gody stranstvij [Years of travelling]. Moscow: Ellis Lak Publ. (In Russian).
22. Shvarc, E. (2010) Gabriel' d'Annuncio [Gabriel D’Annunzio]. St. Petersburg: Vita Nova Publ. (In Russian).
23. Alosco, А. (2020) Il percorso socialista di Gabriele D’Annunzio tra storia e letteratura. Forum Italicum: A Journal of Italian Studies. (May, 2020). Napoli: Universita`di Napoli Federico II. (In Italian).
24. Guerri, G. B. (2023) D'Annunzio. La vita come opera d’arte. Milano: Mondadori. (In Italian).
25. Serra, M. (2019) L’Imaginifico. Vita di Gabriele D’Annunzio. Vicenza: Neri Pozza Editore. (In Italian).

Ключевые слова:
Г. д'Аннунцио, А. Белый, образ, символизм, роман «Невинный», роман «Котик Летаев», бессознательное, З. Фрейд, образ младенца, G. d'Annunzio, A. Bely, image, symbolism, novel "Innocent", novel "Kotik Letaev", the unconscious, Z. Freud, the image of a baby.

Для цитирования:
Похаленков О. Е., Симак Н. И. Габриэль д'Аннунцио в России (из истории рецепции и влияния) // Art Logos (искусство слова). – 2025. – № 2. – С. 22–41. DOI: 10.35231/25419803_2025_2_22. EDN: DXYEJY Pokhalenkov, O. E., Simak, N. I. (2025) Gabriel' d'Annuncio v Rossii (iz istorii recepcii i vliyaniya) [Gabriel d'Annunzio in Russia (from the History of Reception and Influence)]. Art Logos – The Art of the Word. – No. 2. Pp. 22-41. (In Russian). DOI: 10.35231/25419803_2025_2_22. EDN: DXYEJY

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина