Типология сатирических персонажей в романе Джонатана Коу «Какое мошенничество!»

Typology of Satirical Characters in Jonathan Coe's Novel What a Carve Up!

Авторы:
Коновалов Сергей Михайлович,

DOI:
10.35231/25419803_2024_4_91

Полный текст360,44 КБ

В статье анализируется роман Джонатана Коу «Какое мошенничество!» (What a Carve Up!, 1994) как произведение, содержащее острую критику по отношению к эпохе тэтчеризма в Великобритании в 1979–1990 гг. Утверждается, что в данном романе Дж. Коу мастерски сочетает как традиционные, так и новаторские приемы сатиры. Сатирический эффект достигается как за счет комбинации элементов разных романных жанров, сплетения множества сюжетных линий и временных пластов, хронологически непоследовательной структуры повествования, так и благодаря натуралистической описательности и гиперболизации как средствами сатиры в авторском неприятии реалий действительности. Выявляется, что сатирическим приемом является контраст восприятия одного и того же факта в рецепции разных людей в псевдофактографических автодокументах (Генри – в дневнике, Алана Бимиша – в мемуарах). Делается вывод о том, что наряду с традиционными сатирическими средствами (ирония, сарказм, гипербола) применяются и постреалистические приемы (эклектизм, интертекстуальность, аллюзии на другие виды искусства).


The article analyzes Jonathan Coe's novel What a Carve Up! (1994) as a work containing sharp criticism of the Thatcherite era in Great Britain in 1979–1990. It is argued that in this novel, J. Coe masterfully combines both traditional and innovative satirical techniques. The satirical effect is achieved through a combination of elements of different novel genres, the interweaving of multiple plot lines and time layers, and a chronologically inconsistent narrative structure. Naturalistic descriptiveness and hyperbolization become means of satire in the author's rejection of the realities of reality. It is revealed that the central satirical technique is the contrast in the perception of the same fact by different people in pseudo-factual autodocuments (Henry in his diary, Alan Beamish in his memoirs). It is concluded that along with traditional satirical means (irony, sarcasm, hyperbole), post-realistic techniques (eclecticism, intertextuality, allusions to other types of art) are also used.

Коновалов Сергей Михайлович
кандидат филологических наук, доцент
Минский государственный лингвистический университет
Минск, Республика Беларусь
sm_konovalov@mail.ru

1. Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. – 443 с.
2. Бергсон А. Смех. – М.: Панорама, 2000. – 604 с.
3. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. – М.: Республика; Культурная революция, 2006. – 269 с.
4. Борев Ю. Б. Комическое или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. – М.: Искусство, 1970. – 275 с.
5. Дземидок Б. О комическом; пер. с польск. / [Послесл. А. Зися]. – М.: Прогресс, 1974. – 223 с.
6. Кошелев А. Д. О природе комического и функции смеха // Язык в движении. К 70-летию Л. П. Крысина. – М., 2007. – С. 277–326.
7. Новикова В. Г. Британский социальный роман в эпоху постмодернизма. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2013. – 369 с.
8. Новикова В. Г. Две культуры в современном британском романе // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2013. – № 1 (2). – С. 217–221.
9. Проскурнин Б. М. Реализм? Модернизм? Постмодернизм? Пост-постмодернизм? Размышления о современной британской прозе // Вестник Пермского университета. – 2010. – Вып. 6. – С. 209–214.
10. Bentley N. Contemporary British Fiction: Edinburgh Critical Guides. – Edinburgh: Edinburgh University Press, 2008. – 264 p.
11. Coe J. What a Carve Up! – London: Penguin Books, 1995. – 512 р.
12. Hewitt K. What a Carve Up! by Jonathan Coe: a commentary with annotations. – Perm: PSU, 2006. – 80 р.
13. Tew Ph. The Contemporary British Novel. – London: Continuum, 2004. – 278 р.


1. Arnol'd, I. V. (1999) Semantika. Stilistika. Intertekstual'nost' [Semantics. Stylistics. Intertextuality]. St. Petersburg: SPbGU Publ. (In Russian).
2. Bergson, A. (2000) Smekh [Laughter]. Moscow: Panorama Publ. (In Russian).
3. Bodrijyar, ZH. (2015) Obshchestvo potrebleniya. Ego mify i struktury [Consumer society. Its myths and structures]. Moscow: Respublika; Kul'turnaya revolyuciya Publ. (In Russian).
4. Borev, YU. B. (1970) Komicheskoe ili o tom, kak smekh kaznit nesovershenstvo mira, ochishchaet i obnovlyaet cheloveka i utverzhdaet radost' bytiya [The Comic, or How Laughter Punishes the Imperfection of the World, Purifies and Renews Man, and Affirms the Joy of Being]. Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian).
5. Dzemidok, B. (1974) O komicheskom [On the Comic]; transl. A. Zisya. Moscow: Progress Publ. (In Russian).
6. Koshelev, A. D. (2007) O prirode komicheskogo i funkcii smekha [On the Nature of the Comic and the Function of Laughter]. YAzyk v dvizhenii. K 70-letiyu L. P. Krysina [Language in Motion. To the 70th anniversary of L. P. Krysin] . Moscow. Pp. 277–326. (In Russian).
7. Novikova, V. G. (2013) Britanskij social'nyj roman v epohu postmodernizma [British Social Novel in the Era of Postmodernism]. N. Novgorod: Izd-vo NNGU im. N. I. Lobachevskogo. (In Russian).
8. Novikova, V. G. (2013) Dve kul'tury v sovremennom britanskom romane [Two Cultures in the Contemporary British Novel]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo – Bulletin of N. I. Lobachevsky University of Nizhny Novgorod. No. 1 (2). Pp. 217–221. (In Russian).
9. Proskurnin, B. M. (2010) Realizm? Modernizm? Postmodernizm? Post-postmodernizm? Razmyshleniya o sovremennoj britanskoj proze [Realism? Modernism? Postmodernism? Post-­Postmodernism? Reflections on Contemporary British Prose]. Vestnik Permskogo universiteta – Bulletin of Perm University. Issue 6. Pp. 209–214. (In Russian).
10. Bentley, N. (2008) Contemporary British Fiction: Edinburgh Critical Guides. Edinburgh: Edinburgh University Press.
11. Coe, J. (1995) What a Carve Up! London: Penguin Books.
12. Hewitt, K. (2006) What a Carve Up! by Jonathan Coe: a commentary with annotations. Perm: PSU.
13. Tew, Ph. (2004) The Contemporary British Novel. London: Continuum.

Ключевые слова:
Дж. Коу, тэтчеризм, мошенничество, ирония, сарказм, сатира, интертекстуальность, J. Coe, Thatcherism, fraud, irony, sarcasm, satire, intertextuality.

Для цитирования:
Для цитирования: Коновалов С. М. Типология сатирических персонажей в романе Джонатана Коу «Какое мошенничество!» // Art Logos (искусство слова). – 2024. – № 4. – С. 91–107. DOI: 10.35231/25419803_2024_4_91. EDN: KWJTSO For citation: Konovalov, S. M. (2024) Tipologiya satiricheskih personazhej v romane Dzhonatana Kou «Kakoe moshennichestvo!» [Typology of Satirical Characters in Jonathan Coe's Novel What a Carve Up!]. Art Logos – The Art of Word. No. 4. Рp. 91-107. DOI: 10.35231/25419803_2024_4_91. EDN: KWJTSO

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина