В статье рассматриваются образы Поэта и Бога в пьесе В. Шершеневича «Вечный жид» посредством анализа авторских ремарок и собственных реплик действующих лиц «трагедии великолепного отчаяния». Анализируется положение персонажей пьесы в рамках заданных художественных архетипов и принадлежность героев соответствующим культурно-историческим традициям (русской поэзии и православному христианству). С опорой на культурный контекст произведения рассматривается мотив богоборчества и устанавливается полемический характер пьесы в отношении к известной апокрифической легенде об Агасфере (Вечном жиде). Существенное внимание в статье уделено «дионисийскому коду» пьесы, проанализированы соответствующие мифологемы и образные ряды, введенные автором произведения в текст. С опорой на контекст восприятия мифа в Серебряном веке (в частности, со ссылками на тексты В. Соловьева, В. Иванова, Д. Мережковского) и позднейшие работы исследователей соответствующих мифопоэтических стратегий рассмотрена интерпретация В. Шершеневичем классических сюжетов, выявлены используемые стилистические приемы, определен авторский пафос.
The article examines the images of the Poet and God in V. Shershenevich's play The Eternal Jew through the analysis of the author's remarks and the characters' own remarks in the "tragedy of magnificent despair". The position of the play's characters within the given artistic archetypes and the heroes' belonging to the corresponding cultural and historical traditions (Russian poetry and Orthodox Christianity, respectively) are analyzed. Based on the cultural context of the work, the motif of theomachism is considered and the polemical nature of the play is established in relation to the well-known apocryphal legend of Ahasuerus (the Eternal Jew). The article pays considerable attention to the "Dionysian code" of the play, and analyzes the corresponding mythologemes and imagery introduced by the author into the text. Based on the context of the perception of myth in the Silver Age (in particular, with references to the texts of V. Solovyov, V. Ivanov, D. Merezhkovsky) and the later works of researchers of the corresponding mythopoetic strategies, V. Shershenevich's interpretation of classical plots is examined, the stylistic techniques used are identified, and the author's pathos is defined.
Иркагалиев Талгат Закарьяевич-
Московский городской педагогический университет
Москва, Российская Федерация
talgatirkagaliev@mail.ru
1. Ануфриенко О. В. Дионисийские корни ритуала чаепития в романе Х. Дулитл «Вели мне жить» // Зарубежная литература: контекстуальные и интертекстуальные связи. Материалы 5-й ежегодной всероссийской студ. научно-практ. конф. студентов, магистрантов и аспирантов. – Екатеринбург, 2012. – С. 101–105.
2. Бандурина Н. С. «Электрический» Арлекин В. Шершеневича: мотив ожившей куклы // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2011. – № 4. – С. 38–39. EDN: PAPZXL
3. Бандурина Н. С. От итальянской commedia dell’arte к русскому балагану: на примере творчества В. Шершеневича // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. – 2011. – № . 3. – С. 165–169.
4. Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. – М.: АН СССР, Ин-т рус. литературы (Пушкин. дом), 1953–1959. – Т. 12. – 596 с.
5. Брюсов В. Я. Собр. соч.: в 7 т. – М.: Художественная литература, 1976. – Т. VI. – 656 с.
6. Дроздков В. А. Зарождение русского имажинизма в творчестве Шершеневича (хронология событий, 1911–1916 годы) // Русский имажинизм: История, теория, практика. – М.: ИМЛИ РАН, 2005. – С. 27–51. EDN: QQQVWD
7. Дроздков В. А. Послесловие (еще о Шершеневиче) // Русский имажинизм: История, теория, практика. – М.: ИМЛИ РАН, 2005. – С. 439–446. EDN: QQQVWD
8. Дугин А. Г. Социология воображения. Введение в структурную социологию. – М.: Трикста, 2010. – 556 с.
9. Захаров А. Н. Русский имажинизм: предварительные итоги // Русский имажинизм: История, теория, практика. – М.: ИМЛИ РАН, 2005. – С. 11–27. EDN: QQQVWD
10. Иванов В. И. Дионис и прадионисийство. – СПб.: Алетейя, 1994. – 350 с.
11. M. Ю. Лермонтов: pro et contra / сост. В. М. Маркович, Г. Е. Потапова, коммент. Г. Е. Потаповой и Н. Ю. Заварзиной. – СПб.: РХГИ, 2002. – 1080 с.
12. Мережковский Д. С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. – М.: Советский писатель, 1991. – 496 с.
13. Минц З. Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов // Блок и русский символизм: Избранные труды: В 3 кн. – СПб.: Искусство–СПб, 2004. – Кн. 3: Поэтика русского символизма. – С. 59–96.
14. Николаева А. А. Жанровое своеобразие пьесы В. Г. Шершеневича «Вечный жид» (1919) // Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи («IV Смирновские чтения»), 2021. – С. 157–162. EDN: FUFNGF
15. Тюрина Ю. Образ Орфея в дионисийской концепции Вяч. Иванова (статья «Орфей растерзанный» из сборника «Прозрачность») // Дергачевские чтения-98. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Материалы междунар. науч. конф. 14–16 окт. 1998 г. / отв. ред. А. В. Подчиненов. – Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1998. – С. 276–278.
16. Шершеневич В. Г. Стихотворения и поэмы. – СПб.: Акад. проект, 2000. – 360 с.
17. Шершеневич В. Г. За полгода // Нижегородец. – 1913. – № 254 (22 августа). – С. 2.
18. Элиаде М. Аспекты мифа. – М.: Акад. проект, 2023. – 236 с.
1. Anufrienko, O. V. (2012) Dionisiiskie korni rituala chaepitiya v romane Kh. Dulitl «Veli mne zhit'» [The Dionysian Roots of the Tea Drinking Ritual in H. Dolittle's "Tell Me to Live"] Zarubezhnaya literatura: kontekstual'nye i intertekstual'nye svyazi [Foreign literature: contextual and intertextual connections]. Proceedings of the 5th annual all-Russian student scientific and practical conference of students, master's students and postgraduates. Ekaterinburg. Pp. 101–105. (In Russian).
2. Bandurina, N. S. (2011) «Elektricheskii» Arlekin V. Shershenevicha: motiv ozhivshei kukly» ["Electric" Harlequin by V. Shershenevich: the motif of a living doll]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina – Bulletin of the Pushkin Leningrad State University. No. 4. Pp. 38–39. (In Russian). EDN: PAPZXL
3. Bandurina, N. S. (2011) Ot ital'yanskoi commedia dell’arte k russkomu balaganu: na primere tvorchestva V. Shershenevicha [From Italian commedia dell’arte to Russian farce: the example of the work of V. Shershenevich]. Vestnik Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta turizma i kurortnogo dela – Bulletin of Sochi State University of Tourism and Resort Business. No. 3. Pp. 165–169. (In Russian).
4. Belinskii, V. G. (1953–1959) Poln. sobr. soch.: V 13 t. [Complete works: In 13 vols.]. Moscow: AN SSSR, In-t rus. literatury (Pushkin. dom). (In Russian).
5. Bryusov, V. Ya. (1976) Sobr. soch.: v 7 t. [Complete works: In 7 vols.]. Moscow: Fiction Literature. (In Russian).
6. Drozdkov, V. A. (2005) Zarozhdenie russkogo imazhinizma v tvorchestve Shershenevicha (khronologiya sobytii, 1911–1916 gody) [The Birth of Russian Imaginism in the Works of Shershenevich (chronology of events, 1911–1916)]. Russkii imazhinizm: Istoriya, teoriya, praktika [Russian Imaginism: History, Theory, Practice]. Pp. 27–51. (In Russian). EDN: QQQVWD
7. Drozdkov, V. A. (2005) Posleslovie (eshche o Shersheneviche) [Afterword (more about Shershenevich)]. Russkii imazhinizm: Istoriya, teoriya, praktika [Russian Imaginism: History, Theory, Practice]. Pp. 439–446. (In Russian). EDN: QQQVWD
8. Dugin, A. G. (2010) Sotsiologiya voobrazheniya. Vvedenie v strukturnuyu sotsiologiyu [Sociology of the Imagination: An Introduction to Structural Sociology]. Moscow: Triksta Publ. (In Russian).
9. Zakharov, A. N. (2005) Russkii imazhinizm: predvaritel'nye itogi [Russian Imaginism: preliminary results]. Russkii imazhinizm: Istoriya, teoriya, praktika [Russian Imaginism: History, Theory, Practice]. Pp. 11–27. (In Russian). EDN: QQQVWD
10. Ivanov V. I. (1994) Dionis i pradionisiistvo [Dionysus and pre-Dionysianism]. St. Petersburg: Aleteya Publ. (In Russian).
11. Markovich, V. M., Potapova, G. E. (2002) M. Yu. Lermontov: pro et contra [M. Yu. Lermontov: pro et contra]. St. Petersburg: RKhGI Publ. (In Russian).
12. Merezhkovskii, D. S. (1991) V tikhom omute. Stat'i i issledovaniya raznykh let [In a Still Water. Articles and Research from Different Years]. Moscow: Sovetskii pisatel Publ. (In Russian).
13. Mints, Z. G. (1979) O nekotorykh «neomifologicheskikh» tekstakh v tvorchestve russkikh simvolistov [On some “neomythological” texts in the works of Russian symbolists]. Blok i russkii simvolizm: Izbrannye Trudy [Blok and Russian Symbolism: Selected Works]. Vol. 3. Pp. 59–96. (In Russian).
14. Nikolaeva, A. A. (2021) Zhanrovoe svoeobrazie p'esy V. G. Shershenevicha «Vechnyi zhid» (1919) [Genre originality of the play "The Eternal Jew" by V. Shershenevich (1919)]. Slovesnoe iskusstvo Serebryanogo veka i Russkogo zarubezh'ya v kontekste epokhi («IV Smirnovskie chteniya») [Verbal Art of the Silver Age and the Russian Diaspora in the Context of the Era (IV Smirnov Readings)]. Pp. 157–162. (In Russian). EDN: FUFNGF
15. Tyurina, Yu. (1998) Obraz Orfeya v dionisiiskoi kontseptsii Vyach. Ivanova (stat'ya «Orfei rasterzannyi» iz sbornika «Prozrachnost'») [The Image of Orpheus in the Dionysian Concept by Vyach. Ivanov (article "Orpheus Torn to pieces" from the collection "Transparency")]. Dergachevskie chteniya-98 [Dergachev Readings-98]. Ekaterinburg: Izd-vo UrG U. Pp. 276–278. (In Russian).
16. Shershenevich, V. G. (2000) Stikhotvoreniya i poemy [Poetry and poems]. St. Petersburg: Akad. Proekt Publ. (In Russian).
17. Shershenevich, V. G. (1913) Za polgoda [In six months]. Nizhegorodets – Nizhny Novgorod resident. No. 254. P. 2. (In Russian).
18. Eliade, M. (2023) Aspekty mifa [Aspects of Myth]. Moscow: Akad. Proekt Publ. (In Russian).