Интерпретирующая функция концептуальной метафоры с лексемой ‘market’ в англоязычном экономическом дискурсе (на материале статей журнала «The Economist»)

The Interpretive Function of a Conceptual Metaphor With a Lexeme ‘Market’ in English Economic Discourse (Based on the Articles by The Economist)

Авторы:
Королева Вера Владимировна,Румянцева Марина Сергеевна,

DOI:
10.35231/25419803_2024_3_176

Полный текст396,72 КБ

В статье рассматриваются варианты репрезентации концептуальных метафор с лексемой ‘market’ в сфере экономического политического дискурса. Цель исследования – изучение структурно-семантических особенностей словосочетаний с переносным значением и интерпретационные возможности отобранных для работы метафор. Материалом исследования послужили контексты статей журнала «The Economist» за 2014–2024 гг. Применены методы контент-анализа, когнитивного, компонентного и логического анализа. Актуальность исследования обусловлена отсутствием в лингвистической теории данных о соотношении семантического и структурного состава концептуальных метафор с лексическим элементом ‘market’. В результате исследования предложена возможная классификация контекстов употребления экономических реалий в соответствии с существующей типологией метафор: антропоморфная, природоморфная, социоморфная, артефактная. Сделаны выводы о роли метафоры в условиях категоризации объективной реальности, а также о потенциале метафоризации в процессе развития экономического знания в условиях высокой конкурентной среды и превалирования предложения над спросом.


The article discusses options for the representation of conceptual metaphors ‘Market is a human being’, ‘Market is an organization’, ‘Market is a mechanism’, ‘Markets is a conversation’, etc. in the field of economic political discourse. The purpose of the study is to study the structural and semantic features of phrases that contain a figurative meaning, and the interpretative possibilities of the metaphors selected for the work. The research material was the contexts of articles in The Economist magazine for 2014–2024. The list of research methods covers the method of continuous sampling, content analysis, cognitive, component and logical analysis. The relevance of the study is due to the lack of data in linguistic theory on the relationship between the semantic and structural composition of conceptual metaphors with the lexical element ‘market’. As a result of the study, a possible classification of the contexts of the use of economic realities was proposed in accordance with the existing typology of metaphors: anthropomorphic, naturomorphic, sociomorphic, artefact. The author’s conclusions about the role of metaphor in the categorization of objective reality are presented, and the potential of metaphorization in the process of developing economic knowledge in a highly competitive environment and the predominance of supply over demand is studied.

Королева Вера Владимировна
доктор филологических наук, доцент
Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых
Владимир, Российская Федерация
queenvera@yandex.ru

Румянцева Марина Сергеевна
-
Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых
Владимир, Российская Федерация
marinarum21051@gmail.com

1. Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. – М.: Прогресс, 1990. – С. 5–32. EDN: YJZAPV.
2. Болдырев, Н. Н. Интерпретирующая функция языка // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. – № 33(248). – С. 11–16. EDN: OZMWHT.
3. Глушкова Т. С., Матиенко О. П. Экономические метафоры с ключевыми лексемами «цена» и «рынок» в текстах современных российских медиа // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2022. – Т. 16. – № 3. – С. 57–65. EDN: JJFWIU.
4. Заварзина Г. А. Особенности функционирования концепта «Рынок» в сфере российского государственного управления начала ХХI века // Политическая лингвистика. – 2011. – № 4. – С. 197–201. EDN: ORIJZL.
5. Королева В. В., Румянцева М. С. Структурно-­семантические особенности глагольно-­объектных конструкций в английском языке (на примере словосочетаний с лексемой market) // Art Logos (искусство слова). – 2023. – № 3. – С. 204–214. EDN: NEYBZX.
6. Королева В. В., Румянцева М. С. Экспликация содержания концепта «рынок» в различных моделях синтаксических конструкций (На материале публицистического текста) // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2023. – Вып. 4. – С. 51–59. EDN: AFFIIH.
7. Королева, В. В., Румянцева М. С. Языковая репрезентация концепта «market» в атрибутивных конструкциях (на материале британского публицистического текста) // Этническая культура. – 2023. – Т. 5. – № 2. – С. 43–47. EDN: LEEGIP.
8. Кубрякова Е. С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке. Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 560 с. EDN: RAZLVP.
9. Лакофф, Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем; пер. с англ.; под редакцией и с предисл. А. Н. Баранова. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 256 с. EDN: QRAADX.
10. Науменко Л. П. Субординаційний концепт “market” у сучасному англомовному бізнес-­дискурсі // Наукові студії – ХХІ. Філософія. Філологія. Педагогіка. Економіка. – 2014. – Т. 6, № 4. – С. 95–108. EDN: VONPRT.
11. Панкратова С. А. Метафорическое осмысление когнитивных концептов в терминах фреймовой семантики // Известия ВГПУ. – 2010. – № 10(54). – С. 28–32. EDN: MVZUQZ.
12. Черняк В. Д., Парышева Е. В. Рынок и базар в зеркале антропоцентрически ориентированных словарей // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2020. – № 198. – С. 161–170. EDN: QNYJDY.
13. Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: Когнитивное исследование политической метафоры (1991–2000). – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2001. – 238 с. EDN: QCNXBJ.
14. Юдина О. Л. Морбиальная метафора в российском и британском управленческом дискурсе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 119. – С. 254–258. EDN: KWFJSZ.
15. Carmel Heah, Sujata S. Kathpalia. Conventional and Culture-­Specific Metaphor in Singapore Financial Discourse // ESP Across Cultures. – 2013. – Vol. 10. – Pp. 127–145.
16. Michelle Gaisoa-­Issa. Mihaela Vasiloaia. Metaphors Business Linguistic Culture Lives By // Economy Transdisciplinarity Cognition. – 2011. – Vol. XIV. Issue 1. – Pp. 231–240.
17. Silja Graupe, Theresa Steffestun. “The market deals out profits and losses” – How Standard Economic Textbooks Promote Uncritical Thinking in Metaphors // Journal of Social Science Education. – 2018. – Vol. 17. – № 3. – Pp. 5–18.


1. Arutyunova, N. D. (1990) Metafora i diskurs [Metaphor and Discourse]. Teoriya metafory [Theory of metaphor]. Moscow: Progress Publ. Pp. 5–32. EDN: YJZAPV. (In Russian).
2. Boldyrev, N. N. (2011) Interpretiruyushchaya funktsiya yazyka [The interpretive function of the language]. Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta – Chelyabinsk State University Bulletin. No. 33 (248). Pp. 11–16. EDN: OZMWHT. (In Russian).
3. Glushkova, T. S., Matiyenko, O. P. (2022) Ekonomicheskiye metafory s klyuchevymi leksemami ‘tsena’ i ‘rynok’ v tekstakh sovremennykh rossiyskikh media [Economic metaphors with the key tokens ‘price’ and ‘market’ in modern Russian media texts]. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya – Russian Journal of Social Sciences and Humanities. Vol. 16. No. 3. Pp. 57–65. EDN: JJFWIU. (In Russian).
4. Zavarzina, G. A. (2011) Osobennosti funktsionirovaniya kontsepta ‘Rynok’ v sfere rossiyskogo gosudarstvennogo upravleniya nachala XXI veka [Peculiarities of functioning of concept “market” in the field of Russian public administration in the beginning of the XXI century].Politicheskaya lingvistika – Political linguistics. No. 4. Pp. 197–201. EDN: ORIJZL. (In Russian).
5. Koroleva, V. V., Rumyantseva, M. S. (2023) Strukturno-­semanticheskiye osobennosti glagol?no-ob??yektnykh konstruktsiy v angliyskom yazyke (na primere slovosochetaniy s leksemoy market) [Structural and semantic features of verbobject constructions in English (on the example of phrases with the lexeme market)]. Art Logos – The Art of Word. No. 3. Pp. 204–214. EDN: NEYBZX. (In Russian).
6. Koroleva, V. V., Rumyantseva, M. S. (2023) Eksplikatsiya soderzhaniya kontsepta «rynok» v razlichnykh modelyakh sintaksicheskikh konstruktsiy (Na materiale publitsisticheskogo teksta) [Explication of the content of the concept ‘market’ in different models of syntactic structure (based on the publicistic text)]. Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki – Ivanovo State University Bulletin. Series: Humanities. Issue 4. Pp. 51–59. EDN: AFFIIH. (In Russian).
7. Koroleva, V. V., Rumyantseva, M. S. (2023) Yazykovaya reprezentatsiya kontsepta «market» v atributivnykh konstruktsiyakh (na materiale britanskogo publitsisticheskogo teksta) [Linguistic representation of the concept “market” in attributive structures (based on the British publicistic text)]. Etnicheskaya kul'tura – Ethnic culture. Vol. 5. No. 2. Pp. 43–47. EDN: LEEGIP. (In Russian).
8. Kubryakova, E. S. (2004) Yazyk i znaniye: na puti polucheniya znaniy o yazyke. Chasti rechi s kognitivnoy tochki zreniya. Rol? yazyka v poznanii mira [Language and knowledge: on the way to gaining knowledge about the language. Parts of speech from a cognitive point of view. The role of language in understanding the world]. Moscow: YAzyki slavyanskoj kul'tury Publ. EDN: RAZLVP. (In Russian).
9. Lakoff, Dzh., Dzhonson, M. (2004) Metafory, kotorymi my zhivёm [The metaphors we live by]. Moscow: Editorial URSS Publ. EDN: QRAADX. (In Russian).
10. Naumenko, L. P. (2014) Subordinatsіyniy kontsept “market” u suchasnomu anglomovnomu bіznes-­diskursі [Subordination concept ‘market’ in modern English-­language business discourse]. Naukovі studії–XXI. Fіlosofіya. Fіlologіya. Pedagogіka. Ekonomіka – Science researches–XXI. Philosophy. Philology. Pedagogics. Economics. Vol. 6. No. 4. Pp. 95–108. EDN: VONPRT. (In Russian).
11. Pankratova, S. A. (2010) Metaforicheskoye osmysleniye kognitivnykh kontseptov v terminakh freymovoy semantiki [Metaphoric understanding of cognitive concepts in the terms of frame semantics]. VSPU News – Izvestiya: Volgograd State Pedagogical University. No. 10 (54). Pp. 28–32. EDN: MVZUQZ (In Russian).
12. Chernyak, V. D., Parysheva, E. V. (2020) Rynok i bazar v zerkale antropotsentricheski oriyentirovannykh slovarey [Definitions of rynok (market) and bazar (bazaar) in anthropocentric dictionaries]. Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena – Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. No. 198. Pp. 161–170. EDN: QNYJDY (In Russian).
13. Chudinov, A. P. (2001) Rossiya v metaforicheskom zerkale: Kognitivnoye issledovaniye politicheskoy metafory (1991–2000) [Russia in a metaphorical mirror: A cognitive study of political metaphor]. Yekaterinburg: Ural?skiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet. EDN: QCNXBJ. (In Russian).
14. Yudina, O. L. (2009) Morbial?naya metafora v rossiyskom i britanskom upravlencheskom diskurse [Morbial metaphor in the Russian and British managerial discourse]. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. No. 119. Pp. 254–258. EDN: KWFJSZ. (In Russian).
15. Carmel Heah, Sujata S. Kathpalia (2013) Conventional and Culture-­Specific Metaphor in Singapore Financial Discourse. ESP Across Cultures. Vol. 10. Pp. 127–145.
16. Michelle Gaisoa-­Issa, Mihaela Vasiloaia (2011) Metaphors Business Linguistic Culture Lives By. Economy Transdisciplinarity Cognition. Vol. XIV. Issue 1. Pp. 231–240.
17. Silja Graupe, Theresa Steffestun (2018) “The market deals out profits and losses” – How Standard Economic Textbooks Promote Uncritical Thinking in Metaphors. Journal of Social Science Education. Vol. 17. No. 3. Pp. 5–18.

Ключевые слова:
концепт, концептуальная метафора, интерпретация, экономический дискурс, контент-анализ, логический анализ, concept, conceptual metaphor, interpretation, economic discourse, content analysis, logical analysis.

Для цитирования:
Королева В. В., Румянцева М. С. Интерпретирующая функция концептуальной метафоры с лексемой ‘market’ в англоязычном экономическом дискурсе (на материале статей журнала «The Economist») // Art Logos (искусство слова). – 2024. – № 3. – С. 176–193. DOI: 10.35231/25419803_2024_3_176. EDN: JLRVCU For citation: Koroleva, V. V., Rumyantseva, M. S. (2024) Interpretiruyushchaya funktsiya kontseptual?noy metafory s leksemoy ‘market’ v angloyazychnom ekonomicheskom diskurse (na materiale statey zhurnala «The Economist») [The Interpretive Function of a Conceptual Metaphor With a Lexeme ‘Market’ in English Economic Discourse (Based on the Articles by The Economist)]. Art Logos – The Art of Word. No. 3. Pp. 176–193. (In Russian). DOI: 10.35231/25419803_2024_3_176. EDN: JLRVCU

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина