Исследования женского дискурса не утрачивают своей актуальности более полувека в ряде гуманитарных наук (философии, социологии, культурологии, лингвистики, литературоведения). В отечественной литературе женский дискурс оказывается не только объектом осмысления, но и пародирования, прежде всего в прозе постмодернистской, осмеивающей крайности феминистской этики и эстетики. В статье впервые анализируется пародирование женского дискурса в романе В. Пелевина «Непобедимое солнце». Установлено, что, во-первых, В. Пелевин, демонстрируя негативное отношение к идеологии феминизма, с большой долей иронии изображает представителей либеральных сообществ и поколения, выросшего на образах, порождаемых коммерческими организациями и медиа. Во-вторых, в романе женский дискурс не только пародируется, но и карнавализуется, что выражается протагонистом: главная героиня – собирательный образ из стереотипов о независимой женщине, замкнутая на себе, не представляющая мир без ярлыков, которые выбрала для себя и окружения.
Studies of women's discourse have not lost their relevance for more than half a century: the image of women and the whole complex of "female" issues have become the subject of special consideration of a number of humanities (philosophy, sociology, cultural studies, linguistics, literary studies). In the domestic literature of recent decades, women's discourse is not only the object of comprehension, but also of parody, primarily in postmodernist prose that ridicules the extremes of feminist ethics and aesthetics. The present article is devoted to the analysis of parodying female discourse in the novel by Pelevin's novel The Invincible Sun. The scientific novelty of the research consists in the fact that for the first time in Russian literary studies the novel of the novelist is considered in the stated aspect. It is established that, firstly, V. Pelevin, demonstrating a negative attitude to the ideology of feminism, with a large share of irony portrays representatives of liberal communities and the generation that grew up on the images generated by commercial organizations and media. Secondly, in the novel, the female discourse is not only parodied but also carnivalized, which is expressed by the protagonist: the protagonist is a collective image of stereotypes of an independent woman, closed in on herself, who cannot imagine the world without the labels she has chosen for herself and her surroundings.
Марьюшкина Анастасия Павловна-
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
г. Саранск, Российская Федерация
sivis_amary@mail.ru
1. Арбатова М. И. Женская литература как факт состоятельности отечественного феминизма // Преображение. Русский феминистский журнал. – 1995. – № 3. – С. 78–90.
2. Ажгихина Н. И. Женщина как объект и субъект в современной российской литературе // Вы и мы. – 2000. – № 13 (29). – С. 20–23.
3. Богданова О., Кибальник С. и др. Литературные стратегии Виктора Пелевина. – СПб.: Петрополис, 2008. – 184 с.
4. Брайсон В. Политическая теория феминизма. – М., 2001. – 304 с.
5. Емелина А. Д. Феминизм и феминизмы как философия и философская проблема // Омские научные чтения – 2018. Материалы Второй Всероссийской научной конференции. Отв. ред. Т. Ф. Ящук. – Омск, 2018. – С. 748–750. EDN: ZCTZOX.
6. Каган Е. В. Стереотипы мужественности и женственности и «образ я» у подростков // Психологический журнал. – 1988. – № 5. – С. 53–62.
7. Камалентдинова К. И. Женские образы в романе В. Пелевина «Непобедимое солнце» // Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека. XXIII Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения. Материалы и доклады Межрегиональной научно-практической конференции. – Красноярск, 2023. – С. 263–274. EDN: KWHAES.
8. Кирилина А. В. «Мужественность» и «женственность» с точки зрения лингвиста // Женщина в российском обществе. – 1998. – № 2. – С. 21–27.
9. Коновалова А. П., Цырендоржиева Д. Ш. Протофеминистские идеи как основа феминистского движения // Человек и общество в поиске новых смыслов: материалы всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию кафедры философии Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова / научн. ред. К. А. Багаева. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2022. – С. 51–57. EDN: AVIYYP.
10. Коновалова А. П., Цырендоржиева Д. Ш. Этнические феминизмы: критика мейнстримного феминизма // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. – 2024. – № 1. – С. 53–59. DOI: 10.18101/1994-0866-2024-1-53-5. EDN: GKUCNX.
11. Нефагина Г. Л. Русская проза конца XX века. – М.: Флинта; Наука, 2003. – 320 с.
12. Нечаева Н. А. Патриархатная и феминистская картины мира: анализ структуры массового сознания // Гендерные тетради. – СПб.: СПб филиал Института социологии РАН, 1997. – Вып. первый. – С. 17–44.
13. Нечепуренко Д. В. В. О. Пелевин. Традиции и новаторство // Челябинский гуманитарий. – 2014. – № 1 (26). – С. 52–57. EDN: SQVUBN.
14. Осьмухина О. Ю. О новых тенденциях в российском романе рубежа XX–XXI веков: В. Пелевин, В. Сорокин, П. Крусанов // Филологические исследования – 2002. – Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2003. – С. 189–191. EDN: YTZNBR.
15. Осьмухина О. Ю. Русские писатели, XX век: биогр. слов.: А–Я / сост. И. О. Шайтанов. – М.: Просвещение, 2009. – С. 408–410.
16. Пелевин В. О. iPhuck 10: роман. – М.: Эксмо, 2018. – 416 с.
17. Пелевин В. О. Transhumanism Inс. – М.: Эксмо, 2021. – 608 с.
18. Пелевин В. О. Непобедимое солнце. – М.: Эксмо, 2022. – 704 с.
19. Пелевин В. О. Тайные виды на гору Фудзи. – М.: Эксмо, 2019. – 416 с.
20. Сафонова В. А. Социальная история искусства: К становлению метода // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2012. – № 150. – С. 89–93. EDN: OZQFNL.
21. Титтон М. Мода, Феминизм и радикальный протест // Теория моды: одежда, тело, культура. – 2021. – № 1 (59). – С. 159–169. EDN: OEOFES.
22. Ушакин С. А. Поле пола // Женщина. Гендер. Культура. – М., 1999. – C. 35–45.
23. Холод A. M. Мужская и женская картина мира в русского языке // Вербальные и невербальные дейксисы маскулинности и фемининности. – Кривой Рог, 1997. – С. 101–121.
24. Широкова Е. В. В поисках феминного дискурса: эстетико-поэтические эксперименты в русской женской прозе конца XX века // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. – 2011. – № 4. – С. 90–96. EDN: ONSZNV.
25. Butler J. Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity // New York; London: Routledge, 1990. – 71 p.
26. Hariman R. Political Parody and Public Culture // Quarterly Journal of Speech. – 2008. – Vol. 94. – No. 3 – Pp. 247–272. DOI: 10.1080/00335630802210369.
27. Palmer J. Parody and Decorum: Permission to Mock // Beyond a Joke: The Limits of Humour. – London: Palgrave Macmillan UK. – 2005. – Pp. 79–97. DOI: 10.1057/9780230236776_5
28. Petrovi? T. Political Parody and the Politics of Ambivalence // Annual Review of Anthropology. – 2018. – Vol. 47. – No. 1 – Pp. 201–216. DOI: 10.1146/annurev-anthro-102215-100148.
29. Piata A. When metaphor becomes a joke: Metaphor journeys from political ads to internet memes // Journal of Pragmatics. – 2016. – Vol. 106. – Pp. 39–56. DOI: 10.1016/j.pragma.2016.10.003.
1. Arbatova, M. I. (1995) ZHenskaya literatura kak fakt sostoyatel'nosti otechestvennogo feminizma [Women's literature as a fact of the viability of domestic feminism]. Preobrazhenie. Russkij feministskij zhurnal – Transfiguration. Russian feminist magazine. No. 3. Pp. 78–90. (In Russian).
2. Azhgihina, N. I. (2000) ZHenshchina kak ob"ekt i sub"ekt v sovremennoj rossijskoj literature [Woman as an object and subject in contemporary Russian literature]. Vy i my – You and Us. No. 13 (29). Pp. 20–23. (In Russian).
3. Bogdanova, O., Kibal'nik, S. (2008) Literaturnye strategii Viktora Pelevina [Victor Pelevin's Literary Strategies]. St.-Petersburg: Petropolis Publ. (In Russian).
4. Brajson, V. (2001) Politicheskaya teoriya feminizma [Political Theory of Feminism]. Moscow. (In Russian).
5. Emelina, A. D. (2018) Feminizm i feminizmy kak filosofiya i filosofskaya problema [Feminism and feminisms as philosophy and philosophical problem]. Omskie nauchnye chteniya – 2018 [Omsk Scientific Readings – 2018]. Proceedings of the Second All-Russian Scientific Conference. Otv. red. T. F. YAshchuk. Omsk. Pp. 748–750. EDN: ZCTZOX. (In Russian).
6. Kagan, E. V. (1988) Stereotipy muzhestvennosti i zhenstvennosti i «obraz ya» u podrostkov [Stereotypes of masculinity and femininity and the «self-image» of adolescents]. Psihologicheskij zhurnal – Psychological journal. No. 5. Pp. 53–62. (In Russian).
7. Kamalentdinova, K. I. (2023) ZHenskie obrazy v romane V. Pelevina «Nepobedimoe solnce» [Female images in V. Pelevin's novel «The Invincible Sun»]. Global'nye vyzovy sovremennosti i duhovnyj vybor cheloveka. XXIII Krasnoyarskie kraevye Rozhdestvenskie obrazovatel'nye chteniya [Global challenges of modernity and spiritual choice of man. XXIII Krasnoyarsk regional Christmas educational readings]. Materials and reports of the Interregional scientific and practical conference. Krasnoyarsk. Pp. 263–274. EDN: KWHAES. (In Russian).
8. Kirilina, A. V. (1998) «Muzhestvennost'» i «zhenstvennost'» s tochki zreniya lingvista [«Masculinity» and «femininity» from the point of view of a linguist]. ZHenshchina v rossijskom obshchestve – Woman in Russian society. No. 2. Pp. 21–27. (In Russian).
9. Konovalova, A. P., Cyrendorzhieva, D. SH. (2022) Protofeministskie idei kak osnova feministskogo dvizheniya [Proto-feminist ideas as the basis of the feminist movement]. CHelovek i obshchestvo v poiske novyh smyslov: materialy vserossijskoj nauchnoj konferencii, posvyashchennoj 90-letiyu kafedry filosofii Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta im. Dorzhi Banzarova [Man and society in search of new meanings: materials of the all-Russian scientific conference dedicated to the 90th anniversary of the philosophy department of the Dorzhi Banzarov Buryat State University] nauchn. red. K. A. Bagaeva. Ulan-Ude: Izd-vo Buryat. gos. un-ta. Pp. 51–57. EDN: AVIYYP. (In Russian).
10. Konovalova, A. P., Cyrendorzhieva, D. SH. (2024) Etnicheskie feminizmy: kritika mejnstrimnogo feminizma [Ethnic Feminisms: A Critique of mainstream feminism]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya – Bulletin of the Buryat State University. Philosophy. No. 1. Pp. 53–59. DOI: 10.18101/1994-0866-2024-1-53-5. EDN: GKUCNX. (In Russian).
11. Nefagina, G. L. (2003) Russkaya proza konca XX veka [Russian prose of the end of the XX century]. Moscow: Flinta; Nauka Publ. (In Russian).
12. Nechaeva, N. A. (1997) Patriarhatnaya i feministskaya kartiny mira: analiz struktury massovogo soznaniya [Patriarchal and Feminist Worldviews: an analysis of the structure of mass consciousness]. Gendernye tetradi [Gender notebooks]. Issue one. St. Petersburg: Filial Instituta sociologii RAN Publ. Pp. 17–44. (In Russian).
13. Nechepurenko, D. V. (2014) V. O. Pelevin. Tradicii i novatorstvo [V. O. Pelevin. Tradition and innovation]. CHelyabinskij gumanitarij – Chelyabinsk humanitarian. No. 1 (26). Pp. 52–57. EDN: SQVUBN. (In Russian).
14. Os'muhina, O. YU. (2003) O novyh tendenciyah v rossijskom romane rubezha XX–XXI vekov: V. Pelevin, V. Sorokin, P. Krusanov [On new trends in the Russian novel of the turn of the XX–XXI centuries: V. Pelevin, V. Sorokin, P. Krusanov]. Filologicheskie issledovaniya – 2002 [Philological research – 2002]. Saransk: Izd-vo Mordovskogo un-ta. Pp. 189–191. EDN: YTZNBR. (In Russian).
15. Os'muhina, O. YU. (2009) Russkie pisateli, XX vek: biogr. slov.: A–YA [Russian writers, XX century: biogr. dictionary] sost. I. O. SHajtanov. Moscow: Prosveshchenie Publ. Pp. 408–410. (In Russian).
16. Pelevin, V. O. (2018) iPhuck 10: roman [iPhuck 10: Novel]. Moscow: Eksmo Publ. (In Russian).
17. Pelevin, V. O. (2021) Transhumanism Ins. [Transhumanism Inс.]. Moscow: Eksmo Publ. (In Russian).
18. Pelevin, V. O. (2022) Nepobedimoe solnce [The Invincible Sun]. Moscow: Eksmo Publ. (In Russian).
19. Pelevin, V. O. (2019) Tajnye vidy na goru Fudzi [Secret views of Mount Fuji]. Moscow: Eksmo Publ. (In Russian).
20. Safonova, V. A. (2012) Social'naya istoriya iskusstva: K stanovleniyu metoda [The Social History of Art: Towards the formation of the method]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gercena – Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. No. 150. Pp. 89–93. EDN: OZQFNL. (In Russian).
21. Titton, M. (2021) Moda, Feminizm i radikal'nyj protest [Fashion, feminism and radical protest]. Teoriya mody: odezhda, telo, kul'tura – Fashion Theory: Clothing, Body, Culture. No. 1 (59). Pp. 159–169. EDN: OEOFES. (In Russian).
22. Ushakin, S. A. (1999) Pole pola [Floor Field]. ZHenshchina. Gender. Kul'tura [Woman. Gender. Culture]. Moscow. Pp. 35–45. (In Russian).
23. Holod, A. M. (1997) Muzhskaya i zhenskaya kartina mira v russkogo yazyke [Male and female worldview in Russian]. Verbal'nye i neverbal'nye dejksisy maskulinnosti i femininnosti [Verbal and non-verbal deixis of masculinity and femininity]. Krivoj Rog. Pp. 101–121. (In Russian).
24. SHirokova, E. V. (2011) V poiskah feminnogo diskursa: estetiko-poeticheskie eksperimenty v russkoj zhenskoj proze konca XX veka [In Search of a Female Discourse: Aesthetic and poetic experiments in Russian Women's Prose of the late 20th Century]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Istoriya i filologiya – Bulletin of Udmurt University. Series History and Philology. No. 4. Pp. 90–96. EDN: ONSZNV. (In Russian).
25. Butler, J. (1990) Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity. New York; London: Routledge.
26. Hariman, R. (2008) Political Parody and Public Culture. Quarterly Journal of Speech. Vol. 94. No. 3 Pp. 247–272. DOI: 10.1080/00335630802210369.
27. Palmer, J. (2005) Parody and Decorum: Permission to Mock. Beyond a Joke: The Limits of Humour. London: Palgrave Macmillan UK. Pp. 79–97. DOI: 10.1057/9780230236776_5.
28. Petrovi?, T. (2018) Political Parody and the Politics of Ambivalence. Annual Review of Anthropology. Vol. 47. No. 1. Pp. 201–216. DOI: 10.1146/annurev-anthro-102215-100148.
29. Piata, A. (2016) When metaphor becomes a joke: Metaphor journeys from political ads to internet memes. Journal of Pragmatics. Vol. 106. Pp. 39–56. DOI: 10.1016/j.pragma.2016.10.003.