Цель статьи – рассмотреть рассказ В. Г. Короленко «За иконой» (1887) как паломнический богомольный травелог, центральным образом которого является чудотворная икона Владимирской Божьей Матери и связанное с ней богомолье. Исследуемый материал предполагает применение приема «иконографического прочтения» реликвии, которая является духовной константой богомольного текста, а также метода экфрастического анализа. Выявлено наличие в богомольном травелоге иконотопоса как опыта внепространственного бытия православного артефакта. Икона-елеуса в паломническом травелоге предстает в единстве с богомольцами и осеняемым ею пространством. Икона задает основной прием описания паломнического сюжета – словесный экфрасис многофигурной многокомпонентной иконы, содержанием которой является богомолье. Словесный экфрасис иконы, созданный в богомольном травелоге, и саму икону объединяет общее иконичное пространство, общее иконотопическое вневременн?е бытие иконы и богомольцев, взаимное соучастие в иконическом чудотворении иконы и богомольцев.
The article analyzes the story by V. G. Korolenko Behind the Icon (1887) as the author's subtext of a prayer text. The purpose of the article is to consider the story "Behind the Icon" as a pilgrimage prayer travelogue. The central image of the travelogue is the miraculous icon of the Vladimir Mother of God and the prayer associated with it. The material under study involves the use of the technique of "iconographic reading" of the relic, which is a spiritual constant of the prayer text. The method of ekphrastic analysis is also used. The presence of an iconotopic in the prayer travelogue as an experience of the extra-spatial existence of an Orthodox artifact is revealed. The icon in the pilgrimage travelogue appears in unity with the pilgrims and the space it overshadows. The icon sets the main technique for describing the pilgrimage plot – verbal ekphrasis of a multi-figure multi-component icon. The plot content of the icon is prayer. The verbal ekphrasis of the icon, created in a pilgrimage travelogue, and the icon itself are united by a common iconic space, a common iconotopic timeless existence of the icon and pilgrims, mutual participation in the iconic miracle of the icon and pilgrims.
Мальцева Татьяна Владимировнадоктор филологических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
kaflit@yandex.ru
1. Александрова-Осокина О. Н. Паломническая проза 1800–1860-х годов: священное пространство, история, человек: монография. – М.: Флинта: Наука, 2015. – 452 с.
2. Балыкина М. И. Нижегородская служилая корпорация первой половины XVII века по данным десятен // Позднесредневековый город: Археология. История: Материалы III Всероссийского семинара. – Тула, 2011. – С. 232–238
3. Балыкина М. И. Нижегородские служилые люди А. П. Суровцов и П. А. Глядков: (Два пути самовыражения личности в XVII в.) // Русский исторический сборник. – М.: Киммерийский центр, 2013. – Вып.5. – С. 305–316.
4. Брызгалова А. А., Ныркова М. А., Кудрина А. А. История изначалия Оранского мужского монастыря // Молодой ученый. – 2015. – № 14 (94). – С. 392–395.
5. Гавриил, иеромонах. Описание Оранского Богородицкого монастыря. – Н. Новгород: Типография П. А. Косарева, 1871. – 195 с.
6. Дегтева О. В. Богородицкий мужской монастырь // Нижегородская старина. – 2006. – Вып. 11. – С. 1–9.
7. Закирова Н. Н. «Культурные коды» эпохи в нижегородской автобиографии В. Г. Короленко // Наследие В. Г. Короленко. Стратегии гуманизма. Сб. материалов Второй Всероссийской научно-практической конференции. – Н. Новгород: ННГУ им. Н. И Лобачевского, 2019. – С. 11–19.
8. Ильин И. А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин – Ремизов – Шмелев. – Мюнхен, 1959. – 203 с.
9. Короленко В. Г. За иконой // Короленко В. Г. Собр. соч. в 10 т. М.: ГИХЛ, 1954. – Т. 3. Рассказы и очерки. – С. 7–53.
10. Короленко В. Г. За иконой: Повести и рассказы / Сост., предисл. И. Ковыневой. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. – 352 с. (Библиотека духовной прозы).
11. Кучкин В. А., Сумникова Т. А. Древнейшая редакция Сказания об иконе Владимирской Богоматери // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. Матис. – М., 1996. – С. 487–491.
12. Лепахин В. Икона и иконичность. – Сегед: JATEPress, 2000. – 373 с.
13. Макарий, иеромонах. Описание Оранской Богородицкой пустыни. – М.: Типография В. Готье, 1851. – 108 с.
14. Мальцева Т. В. Изучение христианских основ творчества русских писателей в отечественной филологии // Православие и духовно-нравственное становление личности современника. Материалы международной научно-практической конференции «Восьмые Пюхтицкие чтения». – Куремяэ, 2019. – С. 185–190.
15. Сказание о чюдесах Владимирской иконы Богородицы / Подготовка текста, пер. и комм. В. П. Гребенюка // Библиотека литературы Древней Руси / РАН, ИРЛИ; под ред. Д. С. Лихачёва и др. – СПб.: Наука, 1997. – Т. 4: XII век. – С. 218–225.
16. Полуэктова Н. А. «Богомолье» И. С. Шмелева: к вопросу о жанровом своеобразии // Проблемы целостного анализа художественного произведения. – Брянск, 2005. – Вып. 4. – С. 57–63.
17. Флоренский П. А. Иконостас // Флоренский П. А. Избранные труды по искусству. – СПб: Русская книга, 1993. – С. 1–174.
18. Фортунатов Н. М. В. Г. Короленко в Нижнем Новгороде.1885–1896. – Горький, 1986. – 159 с.
19. Фортунатов Н. М. Нижегородские метаморфозы русской классики – В. Г. Короленко // Короленковское наследие в самосознании XXI века: сборник материалов Международной научно-практической конференции «Одиннадцатые Короленковские чтения», посвященной 165-летию В. Г. Короленко. – Глазов: ГГПИ, 2018. – С. 68–73.
20. Черников А. П. Повесть И. С. Шмелева «Богомолье» в контексте духовных исканий писателя // Проблема традиций в русской литературе. Межвуз. сб. науч. тр. – Нижний Новгород, 1998. – С. 171–180.
21. Щапов А. П. Умственные направления русского раскола // Сочинения А. Щапова. – СПб.: изд. М. В. Пирожкова, 1906. – Т. 1. – С. 580–647.
1. Aleksandrova-Osokina, O. N. (2015) Palomnicheskaya proza 1800–1860-h godov: svyashchennoe prostranstvo, istoriya, chelovek: monografiya [Pilgrimage Prose of the 1800s – 1860s: Sacred Space, History, and Man: A Monograph]. Moscow: Flinta: Nauka Publ. (In Russian).
2. Balykina, M. I. (2011) Nizhegorodskaya sluzhilaya korporaciya pervoj poloviny XVII veka po dannym desyaten [Nizhny Novgorod Service Corporation of the First Half of the 17th Century Based on Tithes]. Pozdnesrednevekovyj gorod: Arheologiya. Istoriya: Materialy III Vserossijskogo seminara [Late Medieval City: Archaeology. History: Proceedings of the III All-Russian Seminar]. Tula. Pp. 232–238. (In Russian).
3. Balykina, M. I. (2013) Nizhegorodskie sluzhilye lyudi A. P. Surovcov i P. A. Glyadkov: (Dva puti samovyrazheniya lichnosti v XVII v.) [Nizhny Novgorod Service People A. P. Surovtsov and P. A. Glyadkov: (Two Paths of Personal Self-Expression in the 17th Century)]. Russkij istoricheskij sbornik [Russian Historical Collection]. Moscow: Kimmerijskij centr. Issue 5. Pp. 305–316. (In Russian).
4. Bryzgalova, A. A., Nyrkova, M. A., Kudrina, A. A. (2015) Istoriya iznachaliya Oranskogo muzhskogo monastyrya [History of the origins of the Oransky Monastery]. Molodoj uchenyj – Young scientist. No. 14 (94). Pp. 392–395. (In Russian).
5. Gavriil, ieromonah (1871) Opisanie Oranskogo Bogorodickogo monastyrya [Description of the Oransky Bogoroditsky Monastery]. N. Novgorod: Tipografiya P. A. Kosareva. (In Russian).
6. Degteva, O. V. (2006) Bogorodickij muzhskoj monastyr' [Bogoroditsky Monastery]. Nizhegorodskaya starina [Nizhegorodskaya Starina]. Issue. 11. Pp. 1–9. (In Russian).
7. Zakirova, N. N. (2019) «Kul'turnye kody» epohi v nizhegorodskoj avtobiografii V. G. Korolenko [“Cultural Codes” of the Era in the Nizhny Novgorod Autobiography of V. G. Korolenko]. Nasledie V. G. Korolenko. Strategii gumanizma. Sb. materialov Vtoroj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [The Legacy of V. G. Korolenko. Strategies of Humanism. Collection of Materials of the Second All-Russian Scientific and Practical Conference]. N. Novgorod: NNGU im. N. I Lobachevskogo. Pp. 11–19. (In Russian).
8. Il'in, I. A. (1959) O t'me i prosvetlenii. Kniga hudozhestvennoj kritiki. Bunin – Remizov – SHmelev [On Darkness and Enlightenment. Book of Art Criticism. Bunin – Remizov – Shmelev]. Munich. (In Russian).
9. Korolenko, V. G. (1954) Za ikonoj [Behind the Icon]. Korolenko V. G. Sobr. soch. v 10 t. [Korolenko V. G. Collected Works in 10 Volumes]. Moscow: GIHL Publ. Vol. 3. Rasskazy i ocherki. Pp. 7–53. (In Russian).
10. Korolenko, V. G. (2008) Za ikonoj: Povesti i rasskazy Sost., predisl. I. Kovynevoj [Behind the Icon: Stories and Short Stories. Comp., Preface by I. Kovyneva]. Moscow: Izd-vo Sretenskogo monastyrya. (Biblioteka duhovnoj prozy) (In Russian).
11. Kuchkin, V. A., Sumnikova, T. A. (1996) Drevnejshaya redakciya Skazaniya ob ikone Vladimirskoj Bogomateri [The Oldest Edition of the Tale of the Icon of the Vladimir Mother of God]. CHudotvornaya ikona v Vizantii i Drevnej Rusi. Matis [The Miraculous Icon in Byzantium and Ancient Rus'. Matisse]. Moscow. Pp. 487–491. (In Russian).
12. Lepahin, V. (2000) Ikona i ikonichnost' [Icon and Iconicity]. Seged: JATEPress. (In Russian).
13. Makarij, ieromonah (1851) Opisanie Oranskoj Bogorodickoj pustyni [Description of the Oran Mother of God Hermitage]. Moscow: Tipografiya V. Got'e. (In Russian).
14. Mal'ceva, T. V. (2019) Izuchenie hristianskih osnov tvorchestva russkih pisatelej v otechestvennoj filologii [Study of Christian foundations of creativity of Russian writers in domestic philology]. Pravoslavie i duhovno-nravstvennoe stanovlenie lichnosti sovremennika. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Vos'mye Pyuhtickie chteniya» [Orthodoxy and spiritual and moral formation of personality of contemporary. Materials of the international scientific and practical conference "Eighth Pyukhtitsa readings"]. Kuremyae. Pp. 185–190. (In Russian).
15. Lihachyov, D. S. (1997) (ed.) Skazanie o chyudesah Vladimirskoj ikony Bogorodicy. Podgotovka teksta, per. i komm. V. P. Grebenyuka [The Tale of the Miracles of the Vladimir Icon of the Mother of God; preparation of the text, trans. and comment. V. P. Grebenyuk] Biblioteka literatury Drevnej Rusi [Library of Literature of Ancient Rus] RAN. IRLI; pod red. D. S. Lihachyova i dr. St. Petersburg: Nauka Publ. Vol. 4: XII vek. Pp. 218–225. (In Russian).
16. Poluektova, N. A. (2005) «Bogomol'e» I. S. SHmeleva: k voprosu o zhanrovom svoeobrazii ["Pilgrimage" by I. S. Shmelev: on the issue of genre originality]. Problemy celostnogo analiza hudozhestvennogo proizvedeniya [Problems of a holistic analysis of a work of art]. Bryansk. Issue. 4. Pp. 57–63. (In Russian).
17. Florenskij, P. A. (1993) Ikonostas [Iconostasis] Florenskij P. A. Izbrannye trudy po iskusstvu [Florensky P. A. Selected works on art]. St. Petersburg: Russkaya kniga Publ. Pp. 1–174. (In Russian).
18. Fortunatov, N. M. (1986) V. G. Korolenko v Nizhnem Novgorode. 1885–1896 [V. G. Korolenko in Nizhny Novgorod. 1885–1896]. Gor'kij. (In Russian).
19. Fortunatov, N. M. (2018) Nizhegorodskie metamorfozy russkoj klassiki – V. G. Korolenko [Nizhny Novgorod metamorphoses of Russian classics – V. G. Korolenko]. Korolenkovskoe nasledie v samosoznanii XXI veka [Korolenko’s legacy in the self-awareness of the 21st century]. Collection of materials from the International scientific and practical conference “Eleventh Korolenko Readings” dedicated to the 165th anniversary of V. G. Korolenko. Glazov: GGPI. Pp. 68–73. (In Russian).
20. CHernikov, A. P. (1998) Povest' I. S. SHmeleva «Bogomol'e» v kontekste duhovnyh iskanij pisatelya [I. S. Shmelev’s story “Pilgrimage” in the context of the writer’s spiritual quest]. Problema tradicij v russkoj literature. Mezhvuz. sb. nauch. tr. [The problem of traditions in Russian literature. Interuniversity collection of scientific papers]. Nizhnij Novgorod. Pp. 171–180. (In Russian).
21. SHCHapov, A. P. (1906) Umstvennye napravleniya russkogo raskola [Intellectual directions of the Russian schism]. Sochineniya A. SHCHapova [Works by A. Shchapov]. St. Petersburg: izd. M. V. Pirozhkova. Vol. 1. Pp. 580–647. (In Russian).