Статья посвящена анализу романа А. А. Кабакова в аспекте соотношения автора и героя. Исследование предпринято с целью выявить функции авторской маски как автоинтерпретации в пространстве романа. Применяются историко-генетический, типологический, биографический методы, а также метод целостного анализа художественного произведения. Установлено, во-первых, что приём авторской маски становится средством самоидентификации автора реального в пределах текстового пространства: Кабаков сознательно стирает границы между автором «реальным» и героем-маской в процессе многоступенчатой саморефлексии, демонстрируя «изнанку» творческого процесса. Во-вторых, автор «реальный» сознательно делает свой текст полем литературной игры и творческого эксперимента, появляясь в романе одновременно в нескольких ипостасях: в роли автора и в роли персонажа, расщепленного, в свою очередь, на несколько отдельно существующих личностей-масок. В-третьих, переплетение речи автора, повествователя и героя порождает проницаемость границ авторского сознания и сознания персонажа, акцентирует видимость их разграничения в тексте романа, поэтому предметом изображения становится сама рефлексия автора о судьбе художника.
The article is devoted to the analysis of A. A. Kabakov's novel "The Last Hero". A. Kabakov's novel in the aspect of the correlation between the author and the hero. The research is undertaken to reveal the functions of the author's mask as an auto-interpretation in the novel space. The authors apply comparative-historical, socio-cultural methods, as well as the method of holistic analysis of the artwork. It is established, firstly, that the technique of the author's mask becomes a means of self-identification of the author of the real within the textual space: Kabakov consciously erases the boundaries between the author "real" and the hero-mask – the writer "dissects" himself and his character in the process of multi-stage self-reflection, demonstrating the "underside" of the creative process. Secondly, the author "real" deliberately makes his text a field of literary play and creative experiment, appearing in the novel simultaneously in several hypostases: in the role of the author and in the role of the character, split in turn into several separately existing personalities-masks. Thirdly, the intertwining of the speech of the author, the narrator and the hero generates the permeability of the boundaries of the author's consciousness and the consciousness of the character, emphasizing the appearance of their delimitation in the text of the novel. Therefore, the subject of the image is the author's reflection on the fate of the artist himself.
Осьмухина Ольга Юрьевнадоктор филологических наук, профессор
Мордовский государственный университет им. Н. П.Огарева
Саранск, Российская Федерация
osmukhina@inbox.ru
Кадеева Регина Альбертовна-
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
г. Саранск, Российская Федерация
reginakadeyeva@mail.ru
1. Автоинтерпретация: сборник статей / под ред. А. Б. Муратова, Л. А. Иезуитовой. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. – 208 с.
2. Автор как проблема теоретической и исторической поэтики: сборник научных статей: в 2 частях; отв. ред. Т. Е. Автухович. – Минск: РИВШ, 2007. – Ч. 1. – 240 с.
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров; текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. – 2-е изд. – М.: Искусство, 1979. – 445 с.
4. Вислова А. В. «Серебряный век» как театр: Феномен театральности в культуре рубежа XIX–XX вв. – М.: Российский институт культурологии, 2000. – 212 с.
5. Грякалова Н. Ю. Человек модерна: Биография – рефлексия – письмо. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2008. – 384 с.
6. Исаев С. Г. Литературно-художественные маски: теория и поэтика. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. – 334 с.
7. Кабаков А. А. Последний герой. – М.: Вагриус, 2001. – 364 с.
8. Культура сквозь призму идентичности / отв. ред. Л. А. Софронова, Н. М. Филатова. – М.: Индрик, 2006. – 424 с.
9. Осьмухина О. Ю. Авторская маска в русской прозе XIII – первой трети XIX в.: генезис, становление традиции, специфика функционирования. – Саранск, 2008. – 186 с.
10. Осьмухина О. Ю. Русская литература сквозь призму идентичности: маска как форма авторской репрезентации в прозе ХХ столетия: монография. – Саранск.: Изд-во Морд. ун-та, 2009. – 288 с.
11. Осьмухина О. Ю. Традиция авторской маски в русской прозе XVIII–XIX веков. – М.: ИНФРА-М, 2023. –379 с.
12. Поэтика погрома. Дело «МетрОполя»: Стенограмма расширенного заседания секретариата МО СП СССР от 22 января 1979 года (подготовка текста, публикация, вступ. ст. и коммент. Марии Заламбани) // Новое литературное обозрение. – 2006. – № 82. – С. 243–281.
13. Семиотика и Авангард: Антология / ред.-сост. Ю. С. Степанов и др.; под общ. ред. Ю. С. Степанова. – М.: Академический проект; Культура, 2006. – 1166 с.
14. Фрейденберг О. М. Миф и театр. – М..: ГИТИС, 1988. – 131 с.
15. Хатямова М. А. Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети ХХ века. – М.: Языки славянской культуры, 2008. – 328 с.
1. Muratov, A. B., Iezuitova, L. A. (1998) (eds.) Avtointerpretaciya: sbornik statej [Autointerpretation: a collection of articles]. St. Petersburg: Izd-vo S.-Peterb. un-ta. (In Russian).
2. Avtuhovich T. E. (2007) (ed.) Avtor kak problema teoreticheskoj i istoricheskoj poe`tiki [The author as a problem of theoretical and historical poetics: collection of scientific articles]: v 2 chastyax. Part 1. Minsk: RIVSh Publ. (In Russian).
3. Bakhtin, M. M. (1979) Estetika slovesnogo tvorchestva [The aesthetics of verbal creativity] sost. S. G. Bocharov; tekst podgot. G. S. Bernshtejn i L. V. Deryugina; primech. S. S. Averinceva i S. G. Bocharova. 2-e izd. Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian).
4. Vislova, A. V. (2000) «Serebryany`j vek» kak teatr: Fenomen teatral`nosti v kul`ture rubezha XIX–XX vv. ["Silver Age" as theater: The phenomenon of theatricality in the culture of the turn of the XIX–XX centuries.]. Moscow: Rossijskij institut kul`turologii. (In Russian).
5. Gryakalova, N. Yu. (2008) Chelovek moderna: Biografiya – refleksiya – pismo [Man of Modernity: Biography – Reflection – Writing]. St. Petersburg: Dmitrij Bulanin Publ. (In Russian).
6. Isaev, S. G. (2012) Literaturno-xudozhestvenny`e maski: teoriya i poe`tika [Literaturno-xudozhestvenny`e maski: teoriya i poe`tika]. St. Petersburg: Dmitrij Bulanin Publ. (In Russian).
7. Kabakov, A. A. Poslednij geroj [The Last Hero]. Moscow: Vagrius Publ. (In Russian).
8. Sofronova, L. A., Filatova, N. M. (2006) (eds.) Kul`tura skvoz` prizmu identichnosti [Culture through the prism of identity]. Moscow: Indrik Publ. (In Russian).
9. Osmukhina, O. Yu. (2008) Avtorskaya maska v russkoj proze XIII-pervoj treti XIX v.: genezis, stanovlenie tradicii, specifika funkcionirovaniya [Author's mask in Russian prose of the 13th – first third of the 19th century: genesis, formation of tradition, specifics of functioning]. Saransk, 2008. (In Russian).
10. Osmukhina, O. Yu. (2009) Russkaya literatura skvoz` prizmu identichnosti: maska kak forma avtorskoj reprezentacii v proze XX stoletiya: monografiya [Russian Literature through the Prism of Identity: Mask as a Form of Authorial Representation in the Prose of the ХХth Century]. Saransk: Izd-vo Mord. un-ta. (In Russian).
11. Osmukhina, O. Yu. (2023) Tradiciya avtorskoj maski v russkoj proze XVIII–XIX vekov [Tradition of author's mask in Russian prose of XVIII–XIX centuries]. Moscow: INFRA-M Publ. (In Russian).
12. Zalambani, M. (2006) (ed.) Poetika pogroma. Delo «MetrOpolya»: Stenogramma rasshirennogo zasedaniya sekretariata MO SP SSSR ot 22 yanvarya 1979 goda (podgotovka teksta, publikaciya, vstup. st. i komment. Marii Zalambani) [Poetics of pogrom. The MetroPol case: Transcript of the extended meeting of the secretariat of the USSR Ministry of Defense on January 22, 1979 (text preparation, publication, introductory article and commentary by Maria Zalambani)]. Novoe literaturnoe obozrenie – New Literary Review. No. 82. Pp. 243–281. (In Russian).
13. Stepanov, YU. S. (2006) (ed.) Semiotika i Avangard: Antologiya [Semiotics and Avant-garde: Anthology]. Moscow: Akademicheskij proekt; Kultura Publ. (In Russian).
14. Frejdenberg, O. M. (1988) Mif i teatr [Myth and theater]. Moscow: GITIS Publ. (In Russian).
15. Hatyamova, M. A. (2008) Formy` literaturnoj samorefleksii v russkoj proze pervoj treti XX veka [Forms of literary self-reflection in Russian prose of the first third of the twentieth century]. Moscow: Yazyki slavyanskoj kultury Publ. (In Russian).