Рецепция советского вождизма в русской прозе второй половины ХХ века (Юз Алешковский, А. Солженицын, Д. Андреев)

Reception of Soviet Vozhdism in Russian Prose of the Second Half of the Twentieth Century (Yuz Aleshkovsky, A. Solzhenitsyn, D. Andreev)

Авторы:
Максиняев Ришат Ильдарович,

DOI:
10.35231/25419803_2024_2_141

Полный текст325,01 КБ

В статье анализируются рецепции образа вождя в романах Юза Алешковского («Кенгуру»), А. И. Солженицына («В круге первом»), Д. Андреева («Роза Мира») как различных модусах повествования – фантасмагорическом, реалистическом и метаисторическом. Цель исследования – выявить специфику рецепции феномена вождизма как важнейшего аспекта темы власти и властных структур в период правления Сталина. Автором применяются сравнительно-исторический, социокультурный методы и метод целостного анализа художественного произведения. Установлено, во-первых, что если у Солженицына образ Сталина максимально приземлён, то у Д. Андреева образы вождей поданы через их телесное инобытие как насмешка над атеистическими воззрениями и агитками марксизма-ленинизма. Во-вторых, Юз Алешковский десакрализует главные советологические мифологемы сакральности тела вождя, его сверхчеловеческих качеств с помощью приемов концептуализма, а также гротеска, абсурда. Наконец, в «Кенгуру» Юза Алешковского Сталин через преувеличенный образ гротескного тела изображён как больной и постепенно умирающий, тогда как фигура Ленина помещена в контекст танатологического дискурса как антитеза мифам о «вечно живом» вожде.

The article is devoted to analyzing the reception of the image of the leader in the novels of Yuz Aleshkovsky ("Kangaroo"), A. I. Solzhenitsyn ("In the Circle of the First"), and D. Andreev ("The Rose of the World") as in three different narrative modus operandi – phantasmagoric, realistic, and metahistorical, respectively. The aim of the study is to identify the specifics of the reception of the phenomenon of vozhdizm as the most important aspect of the theme of power and power structures and the comprehension of the period of Stalin's reign. The author applies comparative-historical, socio-cultural methods, as well as the method of holistic analysis of the artwork. It is established, firstly, that while Solzhenitsyn's image of Stalin is as down-to-earth as possible (the leader is portrayed not paradoxically, but as a lonely old man with his fears and concerns). Andreev's images of the leaders are presented through their bodily otherness, as a mockery of the atheistic views and agitations of Marxism-Leninism, which becomes a way of comprehending the absurd reality, the discrepancy between the public and the backstage, the theatrical and the existential. Secondly, Yuz Aleshkovsky, addressing the theme of vozhdism, desacralizes the main sovietological mythologemes: the sacredness of the leader's body, his superhuman qualities with the help of conceptualism, as well as grotesque and absurd techniques. The writer reproduces the archetype of the grotesque-cosmic body of the leader as an extended allegorical technique of desacralization of Stalin's regime. Finally, in "Kangaroo" by Yuz Aleshkovsky, Stalin is depicted through an exaggerated image of a grotesque body.

Максиняев Ришат Ильдарович
-
Ромодановская СОШ № 2
г. Саранск, Российская Федерация
maksinyaev.rischat@yandex.ru

1. Алешковский Юз. Собрание сочинений: в 3 т. – М.: ННН, 1996. – Т. 1. – 560 с.
2. Алешковский Юз. Амбивалентная страна // Попов Е. А. Мой знакомый гений: беседы с культовыми личностями нашего времени. – М.: Эксмо, 2018. – С. 25–32.
3. Андреев Д. Л. Роза Мира / сост. и подгот. текста А. А. Андреевой. – М.: Иной Мир, 1992. – 576 с.
4. Андреева А. А. Жизнь Даниила Андреева, рассказанная его женой // Андреев Д. Л. Собрание сочинений: в 3 т. – М.: Московский рабочий; Фирма Алеся, 1993. – Т. 1. – С. 5–26.
5. Астафьев В. П. Нет мне ответа… – М.: Эксмо, 2010. – 634 с.
6. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура) // Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7 т. / под ред. С. Г. Бочарова, В. В Кожинова. – М.: Языки славянских культур, 2010. – Т. 4 (2). – 752 с.
7. Буренина О. Д. Абсурда поэтика // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. ред. Н. Д. Тамарченко. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. – С. 7–8.
8. Глэд Дж. Беседы в изгнании: Русское литературное зарубежье. – М.: Книжная палата, 1990. – 320 с.
9. Добренко Е. Метафора власти. Литература сталинской эпохи в историческом освещении. – Мюнхен: Отто Загнер, 1993. – 410 с.
10. Добренко Е. Поздний сталинизм. Эстетика политики. В 2 т. – М.: Новое литературное обозрение, 2020.
11. Лихачев Д. С. Литература – реальность – литература // Лихачев Д. С. Избранные работы: в 3 т. – Л.: Художественная литература, 1987. – Т. 3. – С. 221–475.
12. Медведев Р., Медведев Ж. Неизвестный Сталин. – М.: Время, 2007. – 752 с.
13. Осьмухина О. Ю. Алешковский Юз // Русские писатели, ХХ век: биографический cловарь: А – Я / сост. И. О. Шайтанов. – М.: Просвещение, 2009. – С. 24.
14. Попова И. Л. Сатира // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. А. Н. Николюкин. – М.: Интелвак, 2001. – Стлб. 935–955.
15. Солженицын А. И. В круге первом: роман. – М.: Художественная литература, 1990. – 766 с.


1. Aleshkovskij, Yuz (1996) Sobranie sochinenij: V 3 t. [Collected Works: In 3 vols]. Vol. 1. Moscow: NNN Publ. (In Russian).
2. Aleshkovskij, Yuz (2018) Ambivalentnaya strana [Ambivalent country]. Popov E. A. Moj znakomyj genij: besedy s kultovymi lichnostyami nashego vremeni [A genius I know: conversations with iconic figures of our time]. Moscow: Eksmo Publ. Pp. 25–32. (In Russian).
3. Andreev, D. L. (1992) Roza Mira [Rosa Mira]. Sost. i podgot. teksta A. A. Andreevoj. Moscow: Inoj Mir Publ. (In Russian).
4. Andreeva, A. A. (1993) Zhizn` Daniila Andreeva, rasskazannaya ego zhenoj [The life of Daniil Andreev, told by his wife]. Andreev D. L. Sobranie sochinenij: v 3 t. [Collected works: in 3 vols.]. Vol. 1. Moscow: Moskovskij rabochij; Firma Alesya Publ. Pp. 5–26. (In Russian).
5. Astaf`ev, V. P. (2010) Net mne otveta… [No answer for me…]. Moscow: Eksmo Publ. (In Russian).
6. Bakhtin, M. M. (2010) Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul`tura srednevekov`ya i Renessansa. Rable i Gogol` (Iskusstvo slova i narodnaya smekhovaya kul`tura) [The work of Francois Rabelais and the folk culture of the Middle Ages and the Renaissance. Rabelais and Gogol (The art of words and folk culture of laughter)]. Bakhtin, M. M. Sobranie sochinenij: v 7 t. pod red. S. G. Bocharova, V. V Kozhinova [Collected works: in 7 vols.] Vol. 4 (2). Moscow: Yazyki slavyanskih kultur Publ. (In Russian).
7. Burenina, O. D. (2008) Absurda poetika [Absurd poetics]. Poetika: slovar' aktualnyh terminov i ponyatij [Poetics: dictionary of current terms and concepts]. Moscow: Kulagina Publ. Pp. 7–8. (In Russian).
8. Gled, Dzh. (1990) Besedy v izgnanii: Russkoe literaturnoe zarubezhje [Conversations in Exile: Russian Literary Abroad]. Moscow: Knizhnaya palata Publ. (In Russian).
9. Dobrenko, E. (1993) Metafora vlasti. Literatura stalinskoj epohi v istoricheskom osveshhenii [Metaphor of power. Literature of the Stalin era in the historical light]. Munich: Otto Zagner Publ. (In Russian).
10. Dobrenko, E. (2020) Pozdnij stalinizm. Estetika politiki. V 2 t. [Late Stalinism. The Aesthetics of Politics. In 2 vols.]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (In Russian).
11. Lihachev, D. S. (1987) Literatura – realnost – literature [Literature – reality – literature]. Izbrannye raboty: v 3 t. [Selected works: in 3 vols.]. Leningrad: Hudozhestvennaya literatura. Vol. 3. Pp. 221–475. (In Russian).
12. Medvedev, R., Medvedev, Zh. (2007) Neizvestnyj Stalin [Unknown Stalin]. Moscow: Vremya Publ. (In Russian).
13. Osmukhina, O. Yu. (2009) Aleshkovskij Yuz [Aleshkovsky Yuz] Russkie pisateli, XX vek: biogr. clov.: A – Ya; sost. I. O. Shajtanov [Russian writers, ХХ century: biographical word: A–Ya]. Moscow: Prosveshhenie. P. 24. (In Russian).
14. Popova, I. L. (2001) Satira [Satire]. Literaturnaya e`nciklopediya terminov i ponyatij [Literary Encyclopedia of Terms and Concepts. Ed. A. N. Nikolyukin]. Moscow: Intelvak Publ. Pp. 935–955. (In Russian).
15. Solzhenicyn, A. I. (1990) V kruge pervom: roman [In Circle One: A Novel]. Moscow: Hudozhestvennaya literature Publ. (In Russian).

Ключевые слова:
русская проза ХХ века, Юз Алешковский, А. Солженицын, Д. Андреев, тема власти, образ вождя, Russian prose of the twentieth century, Yuz Aleshkovsky, A. Solzhenitsyn, D. Andreev, theme of power, image of the leader.

Для цитирования:
Максиняев Р. И. Рецепция советского вождизма в русской прозе второй половины ХХ века (Юз Алешковский, А. Солженицын, Д. Андреев) // Art Logos (искусство слова). – 2024. – № 2. – С. 141–154. DOI: 10.35231/25419803_2024_2_141. EDN: NVRWPC For citation: Maksinyaev, R. I. (2024) Recepciya sovetskogo vozhdizma v russkoj proze vtoroj poloviny XX veka (YUz Aleshkovskij, A. Solzhenicyn, D. Andreev) [Reception of Soviet Vozhdizm in Russian Prose of the Second Half of the Twentieth Century (Yuz Aleshkovsky, A. Solzhenitsyn, D. Andreev)]. Art Logos – The Art of Word. No. 2. Pp. 141–154. (In Russian). DOI: 10.35231/25419803_2024_2_141. EDN: NVRWPC

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина