Статья посвящена анализу специфики репрезентации танатологических мотивов в балладах А. К. Толстого «Волки» и И. В. Гёте «Цыганская песнь». Наличие литературных контактных связей А. К. Толстого с представителями немецкой культуры предполагает наличие влияния на творчество поэта на идейно-тематическом, сюжетном, персонажном, жанровом, латентно-семантическом и пространственно-временном уровнях. Автором исследования выдвигается гипотеза о тенденции в обращении писателя к танатологическим мотивам и образам как самобытным, так и культурно и исторически обусловленным. Основная цель – проанализировать своеобразие репрезентации танатологических мотивов в балладном творчестве А. К. Толстого в ракурсе литературных контактных связей и типологических схождений для обнаружения взаимодействия и взаимовлияния литератур. Особое внимание уделяется рассмотрению мотива оборотничества. Новизна исследования состоит в том, что баллады «Волки» А. К. Толстого и «Цыганская песнь» И. В. Гёте никогда прежде не рассматривались в данном контексте.
The article is devoted to the analysis of the specifics of the representation of the thanatological motifs in the A. K. Tolstoy’s ballad "Wolves" and I. V. Goethe’s "Gypsy Song". The presence of A. K. Tolstoy's literary contacts with the representatives of the German culture suggests an influence on the poet's poetic work at the ideological-thematic, plot, character, genre, latent-semantic and spatial-temporal levels. The hypothesis is put forward about the tendency in the writer's appeal to the thanatological motifs and images, both original and culturally and historically conditioned. The main purpose of the article is to analyze the specifics of the representation of thanatological motifs in the ballad work of A. K. Tolstoy from the perspective of the literary contact connections and typological cohesions in order to detect the interaction and mutual influence of literature. Special attention is paid to the consideration of the motif of "werewolf". The novelty of the study lies in the fact that the ballads "Wolves" by A. K. Tolstoy and "Gypsy Song" by I. V. Goethe have never been considered in this context before.
Корбанкова Дарья Сергеевна-
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского
г. Калуга, Российская Федерация
miss.darei2016@yandex.ru
1. Бакус Г. В. Верхом на волке, в образе кота: колдовские превращения в ранних демонологических сочинениях // In Umbra. – 2017. – № 6. – C 65–101.
2. Бэринг-Гулд С. Книга оборотней. – М.: Азбука, 2010. – 256 с.
3. Виноградова Л. Н., Левкиевская Е. Е. Народная демонология Полесья: Публикации текстов в записях 80–90-х годов XX века. – М.: Языки славянских культур, 2010. – Т. I: Люди со сверхъестественными свойствами. – 648 с.
4. Волошина Т. А., Астапова С. Н. Языческая мифология славян. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 448 с
5. Гёте И. В. Избранные произведения, – Мн.: БГУ, 1977. – 480 с.
6. Гёте И. В. Фауст. – М.: АСТ, 2022. – 480 с.
7. Гнатюк Ю., Гнатюк В. Славянский ведизм. Нумерология. – СПб.: Свет, 2018. – 160 с.
8. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Умершие неестественною смертью и русалки. – М.: Секачев В. Ю., 1995. – 431 с.
9. Исаева М. В. Мифологическая семантика цвета у древних славян // Первые Лойфмановские чтения: Аксиология научного познания. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2006. – Вып. 3. – С. 198–203.
10. Кононенко А. А. Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии. – М.: OMIKO, 2014. – 1920 с.
11. Неклюдов С. Ю. О кривом оборотне (к исследованию мифологической семантики фольклорного мотива) // Проблемы славянской этнографии: К 100-летию со дня рождения Д. К. Зеленина / под ред. А. К. Байбурина и К. В. Чистова. – Л., 1979. – С. 227–255.
12. Слово о полку Игореве / подгот. Д. С. Лихачева // Повести Древней Руси XI–XII века. – Л.: Наука, 1983. – С. 378–394.
13. Толстой А. К. Сочинения: в 2 т. – М.: Худож. литература, 1981. – Т. 1. Стихотворения. – 590 с.
14. Чик Д., Дзис Т. Типология ведовства в украинской и русской прозе первой половины XIX века: антропология, стереотипизация, семантика // Slavia Centralis. – 2022. – № 15 (1). – С. 310–326.
1. Bakus, G. V. (2017) Verhom na volke, v obraze kota: koldovskie prevrashcheniya v rannih demonologicheskih sochineniyah [Riding a wolf, in the form of a cat: witchcraft transformations in early demonological writings]. In Umbra – In Umbra. No. 6. Pp. 65–101. (In Russian).
2. Bering-Guld, S. (2010) Kniga oborotnej [The Book of Werewolves]. Moscow: Azbuka Publ. (In Russian).
3. Vinogradova, L. N., Levkievskaya, E. E. (2010) Narodnaya demonologiya Poles'ya: Publikacii tekstov v zapisyah 80–90-h godov XX veka [Folk demonology of Polesie: Publications of texts in records of the 80–90s of the XX century]. Moscow: YAzyki slavyanskih kul'tur Publ. (In Russian).
4. Voloshina, T. A., Astapova, S. N. (1996) YAzycheskaya mifologiya slavyan [Pagan mythology of the Slavs]. Rostov-na-Donu: Feniks Publ. (In Russian).
5. Gyote, I. V. (1977) Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. Minsk: BSU Publ. (In Russian).
6. Gyote, I. V. (2022) Faust [Faust]. Moscow: AST Publ. (In Russian).
7. Gnatyuk, YU., Gnatyuk, V. (2018) Slavyanskij vedizm. Numerologiya [Slavic Vedism. Numerology]. St. Petersburg: Svet Publ. (In Russian).
8. Zelenin, D. K. (1995) Ocherki russkoj mifologii. Umershie neestestvennoyu smert'yu i rusalki [Essays on Russian mythology. Those who died unnatural deaths and mermaids]. Moscow: Sekachev Publ. (In Russian).
9. Isaeva, M. V. (2006) Mifologicheskaya semantika cveta u drevnih slavyan [The mythological semantics of color among the ancient Slavs]. Pervye Lojfmanovskie chteniya: Aksiologiya nauchnogo poznaniya [The First Loifman Readings: The Axiology of Scientific Knowledge] Vol. 3. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta. Pp. 198–203. (In Russian).
10. Kononenko, A. A. (2014) Enciklopediya slavyanskoj kul'tury, pis'mennosti i mifologii [Encyclopedia of Slavic Culture, Writing and Mythology]. Moscow: OMIKO Publ. (In Russian).
11. Neklyudov, S. Yu. (1979) O krivom oborotne (k issledovaniyu mifologicheskoj semantiki fol'klornogo motiva) [About the crooked werewolf (on the study of the mythological semantics of the folklore motif)]. Problemy slavyanskoj etnografii [Problems of Slavic ethnography]. Leningrad. Pp. 227–255. (In Russian).
12. Lihachev, D. S. (1983) (ed.) Slovo o polku Igoreve [A word about Igor's regiment]. Povesti Drevnej Rusi XI–XII veka [Tales of Ancient Rus' of the 11th-12th centuries]. Leningrad: Nauka Publ. Pp. 378–394. (In Russian).
13. Tolstoj, A. K. (1981) Sochineniya: v 2 t. T. 1. Stihotvoreniya [Essays: in 2 vols.]. Vol. 1. Moscow: Hudozhestvennaya literature Publ. (In Russian).
14. CHik, D., Dzis, T. (2022) Tipologiya vedovstva v ukrainskoj i russkoj proze pervoj poloviny XIX veka: antropologiya, stereotipizaciya, semantika [The typology of Witchcraft in Ukrainian and Russian prose of the first half of the XIX century: anthropology, stereotyping, semantics]. Slavia Centralis – Slavia Centralis. No. 15 (1). Pp. 310–326. (In Russian).