В статье рассматриваются образы Марьи Тимофеевны Лебядкиной и Семена Яковлевича в романе Ф. М. Достоевского «Бесы». Избыточно идеализированный в литературоведческой науке образ Марьи Тимофеевны Лебядкиной (Хромоножки) требует переосмысления. Вдохновленную словами хлыстовской «пророчицы» Хромоножку, которая, по словам автора, «не может отличить своих воображений от действительности», нельзя считать ни «почвенным», ни «народным», ни «духовным» идеалом в художественном мире писателя. Сама по себе принадлежность к народной среде не делает ее прекрасно-положительным образом. Образ лжеюродивого Семена Яковлевича соотносится, с одной стороны, с образом Хромоножки, проникшейся языческим культом «матери земли», а с другой — с идеей Петра Верховенского «орелигиозить» революционное движение. Поверив в «пророчества» Семена Яковлевича, не распознав «подмены» и приняв «народную» «легенду» о «матери-земле» за правду христианскую, легко поверить и в «легенду» Петруши Верховенского. В данном случае можно говорить о «предупреждении» Достоевского, сделанном в романе, — об опасности «религиозной эклектики», которая может привести к трагическим последствиям.
The article examines the images of Marya Timofeevna Lebyadkina and Semyon Yakovlevich in the novel by F. M. Dostoevsky "Demons". The overly idealized image of Marya Timofeevna Lebyadkina (Chromonozhka) in literary studies requires rethinking. Inspired by the words of the Khlyst “prophetess” Chromonozhka, who, according to the author herself, "cannot distinguish her imagination from reality", cannot be considered either a "soil" or "folk" or "spiritual" ideal in the artistic world of the writer. By itself, belonging to the people's environment does not make it beautiful and positive. The image of the false holy fool Semyon Yakovlevich correlates, on the one hand, with the image of the Lame Leg, imbued with the pagan cult of the "mother of the earth", and on the other, with the idea of Peter Verkhovensky to "re-religize" the revolutionary movement. Having believed in the "prophecies" of Semyon Yakovlevich, not recognizing the "substitution" and accepting the "folk" "legend" about "mother earth" as the Christian truth, it is easy to believe in the "legend" of Petrusha Verkhovensky. Thus, in this case, we can talk about Dostoevsky’s "warning" made in the novel – about the danger of "religious eclecticism", which can lead to tragic consequences.
Карпачева Татьяна Сергеевна кандидат филологических наук, доцент
Московский городской педагогический университет
Москва, Российская Федерация
Tatiana-karpacheva@yandex.ru
1. Бердяев Н. А. Ставрогин // «Бесы»: антология русской критики. – М.: Согласие, 1996. С. 518–525.
2. Богданова О. А. Спор о Хромоножке: литература – театр – литература // Вопросы литературы. – 2016. – № 5. – С. 191–213.
3. Булгаков С. Н. Русская трагедия // «Бесы»: антология русской критики. – М.: Согласие, 1996. – С. 489–508.
4. Варадинов Н. В. История Министерства внутренних дел. Восьмая, доп. книга. История распоряжений по расколу. – СПб., 1863. – 656 с.
5. Виленкин В. Я. Мария Петровна Лилина // Ежегодник Московского Художественного театра. 1943. – М.: Изд-во Музея МХАТ, 1945. – С. 441–462.
6. Власкин А. П. Творчество Ф. М. Достоевского и народная религиозная культура. – Челябинск: Челябинский гос. ун-т; Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1994. – 204 с.
7. Волков Н. Н. Секта скопцов. – Изд. 2, доп. – Л.: ОГИЗ, Прибой, 1930. – 168 с.
8. Достоевский Ф. М. Собр. соч.: в 30 т. – Л.: Наука, 1972–1990.
9. Зеньковский С. А. Русское старообрядчество [в 2 т.]. Статьи. Сост. Г. М. Прохоров. Общ. ред. В. В. Нехотина. – М.: ин-т ДИ-ДИК, 2006. – 687 с.
10. Иванов Вяч. Основной миф в романе «Бесы» // «Бесы»: антология русской критики. – М.: Согласие, 1996. – С. 508–513.
11. Карпачева Т. С. «Мы пустим легенду получше, чем у скопцов»: секта в романе Ф. М. Достоевского «Бесы» // Роман Ф. М. Достоевского «Бесы» в контексте духовной традиции и «большого времени» русской культуры. Сборник научных статей по итогам Всероссийской научной конференции 10–12 октября 2022 г. – Липецк: ЛГПУ им. П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. – С. 68–79.
12. Кибальниченко С. А. Вячеслав Иванов и ницшевский след в достоеведении // Русско-Византийский вестник. Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви. – 2023. – № 2 (13). – С. 94–103.
13. Киреев А. Ф. Юродивый Иван Яковлевич Корейш. – 2 изд., доп. – М.: Тип. И. Я. Полякова, 1898. – 96 с.
14. Ковалевский И. А. Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской церкви. Исторический очерк и жития сих подвижников благочестия. – М.: Книжный клуб Книговек, 2013. – 256 с.
15. Ливанов Ф. В. Раскольники и острожники. Очерки и рассказы. – Изд. 3, испр. и доп. – СПб.: тип. М. Хана, 1870. – Т. 1. – 632 с.
16. Мельников П. И. (Андрей Печерский) Белые голуби // Мельников П. И. Собр. соч.: в 6 т. – М.: Правда, 1963. – Т. 6. – С. 255–376.
17. Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский // Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. – М.: Республика, 1995. – С. 5–350.
18. Михнюкевич В. А. Фольклор в «Бесах» Достоевского // Русская литература. – 1991. – № 4. – С. 18–33.
19. Мочульский К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. – М.: Республика, 1995. – 607 с.
20. Прыжов И. Г. Двадцать шесть московских лже-пророков, лже-юродивых, дур и дураков. Изд. Н. Баркова. – М., 1864. – 158 с.
21. Сараскина Л. И. «Противоречия вместе живут…» (Хромоножка в «Бесах» Достоевского) // Вопросы литературы. – 1984. – № 11. – С. 151–176.
22. Узков И. Н., Маят Е. В. Профессия – паразит… // Наука и религия. – 1960. – № 12. – С. 26–33.
23. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. – СПб.: В тип. Второго отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1845. – 898 с.
24. Чирков Н. М. О cтиле Достоевского. Проблематика, идеи, образы. – М.: Наука, 1967. – 303 с.
25. Щапов А. П. Умственные направления русского раскола // Сочинения А. Щапова. – СПб.: изд. М. В. Пирожкова, 1906. – Т. 1. – С. 580–647.
26. Щепкина-Куперник Т. Л. Театр в моей жизни. Мемуары московской фифы. – М.: АСТ, 2015. – 480 с.
1. Berdyaev, N. A. (1996) Stavrogin [Stavrogin] «Besy»: antologiya russkoj kritiki [“Demons”: an anthology of Russian criticism]. Moscow: Soglasie Publ. Pp. 518–525. (In Russian).
2. Bogdanova, O. A. (2016) Spor o Hromonozhke: literatura – teatr – literatura [Dispute about the Lame Leg: literature – theater – literature]. Voprosy literatury – Questions of literature. No. 5. Pp. 191–213. (In Russian).
3. Bulgakov, S. N. (1996) Russkaya tragediya [Russian tragedy] «Besy»: antologiya russkoj kritiki [“Demons”: an anthology of Russian criticism]. Moscow: Soglasie Publ. Pp. 489–508. (In Russian).
4. Varadinov, N. V. (1863) Istoriya Ministerstva vnutrennih del. Vos'maya, dop. kniga. Istoriya rasporyazhenij po raskolu [History of the Ministry of Internal Affairs. Eighth, add. book. History of dissolution orders]. St. Petersburg. (In Russian).
5. Vilenkin, V. YA. (1945) Mariya Petrovna Lilina [Maria Petrovna Lilina] Ezhegodnik Moskovskogo Hudozhestvennogo teatra. 1943 [Yearbook of the Moscow Art Theater. 1943]. Moscow: izd. Muzeya MHAT. Pp. 441–462. (In Russian).
6. Vlaskin, A. P. (1994) Tvorchestvo F. M. Dostoevskogo i narodnaya religioznaya kul'tura [Creativity of F. M. Dostoevsky and folk religious culture]. CHelyabinsk; CHelyabinskij gos. un-t; Magnitogorsk: MSPI Publ. (In Russian).
7. Volkov, N. N. (1930) Sekta skopcov [Sect of eunuchs]. Izd. 2, dop. Leningrad: OGIZ, Priboj Publ. (In Russian).
8. Dostoevskij, F. M. (1972–1990) Sobr. soch.: v 30 t. [Collection. cit.: in 30 volumes]. Leningrad: Nauka Publ. (In Russian).
9. Zen'kovskij, S. A. (2006) Russkoe staroobryadchestvo v 2 t. [Russian Old Believers in 2 vols.]. Stat'i. Sost. G. M. Prohorov. Obshch. red. V. V. Nekhotina. Moscow: in-t DI-DIK. (In Russian).
10. Ivanov, Vyach. (1996) Osnovnoj mif v romane «Besy» [The main myth in the novel “Demons”]. «Besy»: antologiya russkoj kritiki [“Demons”: an anthology of Russian criticism]. Moscow: Soglasie Publ. Pp. 508–513. (In Russian).
11. Karpacheva, T. S. (2022) «My pustim legendu poluchshe, chem u skopcov»: sekta v romane F. M. Dostoevskogo «Besy» [“We will let out a better legend than that of the eunuchs”: a sect in F. M. Dostoevsky’s novel “Demons”]. Roman F. M. Dostoevskogo «Besy» v kontekste duhovnoj tradicii i «bol'shogo vremeni» russkoj kul'tury. Sbornik nauchnyh statej po itogam Vserossijskoj nauchnoj konferencii 10–12 oktyabrya 2022 g. [F. M. Dostoevsky’s novel “Demons” in the context of the spiritual tradition and the “big time” of Russian culture. Collection of scientific articles based on the results of the All-Russian Scientific Conference on October 10–12, 2022]. Lipeck: LGPU im. P. P. Semenova-Tyan-SHanskogo. Pp. 68–79. (In Russian).
12. Kibal'nichenko, S. A. (2023) Vyacheslav Ivanov i nicshevskij sled v dostoevedenii [Vyacheslav Ivanov and Nietzsche’s trace in the history of dignity]. Russko-Vizantijskij vestnik. Nauchnyj zhurnal Sankt-Peterburgskoj Duhovnoj Akademii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi – Russian-Byzantine Bulletin. Scientific journal of the St. Petersburg Theological Academy of the Russian Orthodox Church. No. 2 (13). Pp. 94–103. (In Russian).
13. Kireev, A. F. (1898) YUrodivyj Ivan YAkovlevich Korejsh. 2 izd., dop. [Holy Fool Ivan Yakovlevich Koreysh. 2nd ed., add.]. Moscow: tip. I. YA. Polyakova. (In Russian).
14. Kovalevskij, I. A. (2013) YUrodstvo o Hriste i Hrista radi yurodivye vostochnoj i russkoj cerkvi. Istoricheskij ocherk i zhitiya sih podvizhnikov blagochestiya [Foolishness about Christ and for Christ’s sake the holy fools of the Eastern and Russian Church. Historical sketch and lives of these ascetics of piety]. Moscow: Knizhnyj klub Knigovek. (In Russian).
15. Livanov, F. V. (1870) Raskol'niki i ostrozhniki. Ocherki i rasskazy [Raskolniks and prisoners. Essays and stories]. 3d ed. Vol. 1. St. Petersburg: tip. M. Hana. (In Russian).
16. Mel'nikov, P. I. (Andrej Pecherskij) (1963) Belye golubi [White doves] Sobr. soch.: v 6 t. [Collection. cit.: in 6 vols.]. Vol. 6. Moscow: Pravda Publ. Pp. 255–376. (In Russian).
17. Merezhkovskij, D. S. (1995) L. Tolstoj i Dostoevskij [Tolstoy and Dostoevsky]. L. Tolstoj i Dostoevskij. Vechnye sputnik [L. Tolstoy and Dostoevsky. Eternal companions]. Moscow: Respublika Publ. Pp. 5–350. (In Russian).
18. Mihnyukevich, V. A. (1991) Fol'klor v «Besah» Dostoevskogo [Folklore in Dostoevsky’s “Demons”]. Russkaya literatura – Russian literature. No. 4. Pp. 18–33. (In Russian).
19. Mochul'skij, K. V. (1995) Gogol'. Solov'ev. Dostoevskij [Gogol. Soloviev. Dostoevsky]. Moscow: Respublika Publ. (In Russian).
20. Pryzhov, I. G. (1864) Dvadcat' shest' moskovskih lzhe-prorokov, lzhe-yurodivyh, dur i durakov. Izd. N. Barkova [Twenty-six Moscow false prophets, false holy fools, idiots and fools]. Moscow. (In Russian).
21. Saraskina, L. I. (1984) «Protivorechiya vmeste zhivut…» (Hromonozhka v «Besah» Dostoevskogo) [“Contradictions live together…” (The Lame Leg in Dostoevsky’s “Demons”)]. Voprosy literatury – Questions of Literature. No. 11. Pp. 151–176. (In Russian).
22. Uzkov, I. N., Mayat, E. V. (1960) Professiya – parazit… [Profession is a parasite…]. Nauka i religiya – Science and religion. No. 12. Pp. 26–33. (In Russian).
23. Ulozhenie o nakazaniyah ugolovnyh i ispravitel'nyh [Code of Criminal and Correctional Punishments] (1845) St. Petersburg: v tip. Vtorogo otdeleniya Sobstvennoj Ego Imperatorskogo Velichestva Kancelyarii. (In Russian).
24. CHirkov, N. M. (1967) O stile Dostoevskogo. Problematika, idei, obrazy [About Dostoevsky’s Style. Problems, ideas, images]. Moscow: Nauka Publ. (In Russian).
25. SHCHapov, A. P. (1906) Umstvennye napravleniya russkogo raskola [Mental directions of the Russian schism]. Sochineniya A. SHCHapova [Works of A. Shchapov]. Vol. 1. St. Petersburg: izd. M. V. Pirozhkova. Pp. 580–647. (In Russian).
26. SHCHepkina-Kupernik, T. L. (2015) Teatr v moej zhizni. Memuary moskovskoj fify [Theater in my life. Memoirs of Moscow fifa]. Moscow: AST Publ. (In Russian).