Иконический компонент креолизованного текста советских СМИ как способ реализации идеологических нарративов (на материале региональной газеты 20-х годов ХХ века Владимирской губернии «Красная молодежь»)

The Iconic Component of the Creolized Text of the Soviet Media as a Way of Implementing Ideological Narratives (Based on the Material of the Regional Newspaper of the 20s of the XX сentury of the Vladimir Province "Red Youth")

Авторы:
Королева Вера Владимировна,Чикина Елена Евгеньевна,Иванова Юлия Сергеевна,

DOI:
10.35231/25419803_2024_1_160

Полный текст2,58 МБ

Медиатексты 20-х годов ХХ века владимирского регионального печатного издания «Красная молодежь» представляют собой креолизованные тексты, где реализуются вторичные нарративы официального политического дискурса. Совокупность невербальных, в том числе параграфических, средств обеспечивает наиболее эффективное пространственное моделирование дискурса для трансляции необходимых смыслов. Основная модель интерпретации идеологических нарративов в медиатекстах этого периода – создание вторичного нарратива «война», где важную роль играет ритмическая структура медиатекста, образованная параграфемами. Иконические компоненты креолизованного текста представляют собой полный спектр типов знаков, создавая сложную семиотическую систему с заданными нарративными схемами.


The media texts of the 20s of the twentieth century of the Vladimir regional print edition "Red Youth" are creolized texts where secondary narratives of official political discourse are realized. The combination of nonverbal, including paragraphemic tools provides the most effective spatial modeling of discourse for the transfer of the necessary meanings. The main model of interpretation of ideological narratives in media texts of this period is the creation of a secondary narrative "war", where the rhythmic structure of the media text formed by paragraphemic tools plays an important role. The iconic components of the creolized text represent a full range of types of signs, creating a complex semiotic system with specified narrative schemes.

Королева Вера Владимировна
доктор филологических наук, доцент
Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых
Владимир, Российская Федерация
queenvera@yandex.ru

Чикина Елена Евгеньевна

Владимирский государственный университет им. братьев Александра и Николая Столетовых
г. Владимир, Российская Федерация
despoyna@mail.ru

Иванова Юлия Сергеевна


г. Владимир, Российская Федерация
breadwithpain@yandex.ru

1. Аникаева А. А. Сущность графических невербальных средств в печатной рекламе // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. – 2011. – № 12 (107). – С. 186–191. EDN: PETJRF
2. Березин В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. – М.: РИП-холдинг, 2003. – 153 с.
3. Вашунина И. В., Матвеев М. О., Нистратов А. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованный текст: смысловое восприятие: коллективная монография. – М.: Ин-т языкознания РАН, 2020. – 205 с.
4. Ворошилова М. Б. Креолизованный текст: принцип целостности или принцип заменяемости // Политическая лингвистика. – 2013. – № 4.
5. Гурьев А. И. Как закалялся агитпроп. – М.: Академика, 2011. – 432 с. EDN: QPSZMD
6. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 263 с.
7. Журавлев А. П. Символическое значение языкового знака // Речевое воздействие. Проблемы прикладной психолингвистики. – М.: Наука, 1972. – C. 81–104.
8. Зенкова А. Ю. Визуальная метафора в социально-­политическом дискурсе: методологический аспект // Многообразие политического дискурса. – Екатеринбург, 2004. – С. 39–54.
9. Каменская О. Л. Лингвистика на пороге ХХI века // Лингвистические маргиналии. – М., 1996. – 185 с.
10. Карпухина В. Н., Явинская Ю. В. Вторичный нарратив: проблемы реинтерпретации нарратива в новом контексте // Языки и литература в поликультурном пространстве. – 2019. – № 5. – С. 41–49.
11. Колшанский Г. В. Паралингвистика. 2-е издание. – М.: КомКнига, 2005. – 96 с.
12. Красная молодежь. – 1927. – № 1–8.
13. Красных В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникацию. – М.: Гнозис, 2001. – 270 с. EDN: QXPHEJ
14. Питерцев А. М., Попова Л. В. Идеологические концепты в официальном языке СССР 1917–1918 годов // Традиционные национально-­культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. – 2019. – № 1 (15). – С. 78–81.
15. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. – М., 1990. – С. 180–186. EDN: ULIMYY
16. Федоров А. В. Медиаобразование: история, теория и методика. – Ростов н/Д, 2001. – 708 с.
17. Федорова С. В. Визуализация как ведущая тенденция развития СМИ // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 7 (37): в 2-х ч. – Ч. II. – C. 189–191. EDN: SEKPYX
18. Фещенко Л. Г. Структура рекламного текста. Учебно-­практическое пособие. – СПб.: Петербургский институт печати, 2003. – 232 c.
19. Harris Z. Methods in Structural Linguistics. – Chicago: University of Chicago Press, 1951. – 408 p.
20. Hill A. Introduction to Linguistic Structures. – New York: Harcourt, Brace, 1958. – 520 p.


1. Anikaeva, A. A. (2011) Sushchnost' graficheskih neverbal'nyh sredstv v pechatnoj reklame [The essence of graphic non-verbal means in print advertising]. Nauchnye vedomosti. Seriya Gumanitarnye nauki – Scientific bulletins. Series Humanities. No. 12 (107). Pp. 186–191. EDN: PETJRF. (In Russian).
2. Berezin, V. M. (2003) Massovaya kommunikaciya: sushchnost', kanaly, dejstviya [Mass communication: essence, channels, actions]. Moscow: RIP-holding. (In Russian).
3. Vashunina, I. V., Matveev, M. O., Nistratov, A. A., Tarasov, E. F. (2020) Kreolizovannyj tekst: smyslovoe vospriyatie: kollektivnaya monografiya [Creolized text: semantic perception: collective monograp]. Moscow: In-t yazykoznaniya RAN. (In Russian).
4. Voroshilova, M. B. (2013) Kreolizovannyj tekst: princip celostnosti ili princip. zamenyaemosti [Creolized text: the principle of integrity or the principle of replaceability]. Politicheskaya lingvistika – Political linguistics. No. 4. (In Russian).
5. Gur'ev, A. I. (2011) Kak zakalyalsya agitprop [How agitprop was tempered]. Moscow: Akademika Publ. EDN: QPSZMD. (In Russian).
6. Dobrosklonskaya, T. G. (2008) Medialingvistika: sistemnyj podhod k izucheniyu yazyka SMI [Medialinguistics: a systematic approach to the study of the language of the media]. Moscow: Flinta: Nauka Publ. (In Russian).
7. ZHuravlev, A. P. (1972) Simvolicheskoe znachenie yazykovogo znaka [Symbolic meaning of a linguistic sign]. Rechevoe vozdejstvie. Problemy prikladnoj psiholingvistiki [Speech influence. Problems of applied psycholinguistics]. Moscow: Nauka Publ. Pp. 81–104. (In Russian).
8. Zenkova, A. YU. (2004) Vizual'naya metafora v social'no-politicheskom diskurse: metodologicheskij aspekt [Visual metaphor in socio-­political discourse: methodological aspect]. Mnogoobrazie politicheskogo diskursa [Diversity of political discourse]. Ekaterinburg. Pp. 39–54. (In Russian).
9. Kamenskaya, O. L. (1996) Lingvistika na poroge HKHI veka [Linguistics on the threshold of the 21st century]. Lingvisticheskie marginalia [Linguistic marginalia]. Moscow. (In Russian).
10. Karpuhina, V. N., YAvinskaya, YU. V. (2019) Vtorichnyj narrativ: problemy reinterpretacii narrativa v novom kontekste [Yavinskaya Yu. V. Secondary narrative: problems of reinterpretation of narrative in a new context]. YAzyki i literatura v polikul'turnom prostranstve – Languages and literature in a multicultural space. No. 5. Pp. 41–49. (In Russian).
11. Kolshanskij, G. V. (2005) Paralingvistika [Paralinguistics]. 2-e izd. Moscow: KomKniga. (In Russian).
12. Krasnaya molodezh' (1927) [Red youth]. № 1–8. (In Russian).
13. Krasnyh, V. V. (2001) Osnovy psiholingvistiki i teorii kommunikaciyu [Fundamentals of psycholinguistics and communication theory]. Moscow: Gnozis Publ. EDN: QXPHEJ. (In Russian).
14. Pitercev, A. M., Popova, L. V. (2019) Ideologicheskie koncepty v oficial'nom yazyke SSSR 1917–1918 godov [Ideological concepts in the official language of the USSR in 1917–1918]. Tradicionnye nacional'no-kul'turnye i duhovnye cennosti kak fundament innovacionnogo razvitiya Rossii – Traditional national-­cultural and spiritual values as the foundation of innovative development of Russia. No. 1 (15). Pp. 78–81. (In Russian).
15. Sorokin, YU. A., Tarasov, E. F. (1990) Kreolizovannye teksty i ih kommunikativnaya funkciya [Creolized texts and their communicative function]. Optimizaciya rechevogo vozdejstviya [Optimization of speech influence]. Moscow. Pp. 180–186. EDN: ULIMYY. (In Russian).
16. Fedorov, A. V. (2001) Mediaobrazovanie: istoriya, teoriya i metodika [Media education: history, theory and methodology]. Rostov n/D. (In Russian).
17. Fedorova, S. V. (2014) Vizualizaciya kak vedushchaya tendenciya razvitiya SMI [Visualization as a leading trend in media development]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki – Philological Sciences. Questions of theory and practice. No. 7 (37). Part II. Pp. 189–191. EDN: SEKPYX. (In Russian).
18. Feshchenko, L. G. (2003) Struktura reklamnogo teksta. Uchebno-­prakticheskoe posobie. St. Petersburg: Peterburgskij institut pechati. (In Russian).
19. Harris, Z. (1951) Methods in Structural Linguistics. Chicago: University of Chicago Press.
20. Hill, A. (1958) Introduction to Linguistic Structures. New York: Harcourt, Brace.

Ключевые слова:
семиотика, параграфические средства, невербальная коммуникация, креолизованные тексты, медиалингвистика, когнитивно-дискурсивный анализ, нарративные схемы, semiotics, paragraphemic tools, nonverbal communication, creolized texts, media linguistics, cognitive discourse analysis, narrative schemes

Для цитирования:
Королева В. В., Чикина Е. Е., Иванова Ю. С. Иконический компонент креолизованного текста советских СМИ как способ реализации идеологических нарративов (на материале региональной газеты 20-х годов ХХ века Владимирской губернии «Красная молодежь») // Art Logos (искусство слова). – 2024. – № 1.– С. 160–175. DOI: 10.35231/25419803_2024_1_160. EDN: SOLSVM Koroleva, V. V., Chikina, E. E., Ivanova, Yu. S. (2024) Ikonicheskij komponent kreolizovannogo teksta sovetskix SMI kak sposob realizacii ideologicheskix narrativov (na materiale regional`noj gazety` 20-x godov XX veka Vladimirskoj gubernii «Krasnaya molodezh`») [The Iconic Component of the Creolized Text of the Soviet Media as a Way of Implementing Ideological Narratives (Based on the Material of the Regional Newspaper of the 20s of the XX сentury of the Vladimir Province "Red Youth")]. Art Logos – The Art of Word. No. 1. Pp. 160–175. (In Russian). DOI: 10.35231/25419803_2024_1_160. EDN: SOLSVM

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина