Постмодернистский код романа Э. Елинек «Пианистка»

The Postmodern Code of the Novel by E. Jelinek "The Pianist"

Авторы:
Похаленков Олег Евгеньевич,Глухова Ксения Александровна,

DOI:
10.35231/25419803_2024_1_112

Полный текст298,73 КБ

В представленной работе предлагается анализ социально-психологического романа «Пианистка» австрийской писательницы Эльфриды Елинек. Исследование основывается на выделенных в эссе И. Хассана «К концепции постмодернизма» отличительных чертах постмодернизма, которые можно найти в произведениях этого литературного направления. Из всех критериев для дальнейшей интерпретации были выбраны «шизофрения», «случай», «антитеза» и «интертекст», так как они позволяют обратить внимание и на структурную, и на смысловую стороны текста. В ходе исследования были выявлены и проанализированы особенности повествовательной структуры и субъектной организации, противопоставления образов и понятий, связанных с персонажами и их мировосприятием, найдены аллюзии на информацию, выходящую за рамки текста романа и дополняющую существующий в нем сюжет, а также была рассмотрена категория события с точки зрения нарратологии. Все проанализированные положения текста служат более глубокому понимаю конфликта произведения.


The paper presents an analysis of the socio-psychological novel "The Pianist" by the Austrian writer Elfrida Jelinek. The research is based on the distinctive features of postmodernism highlighted in I. Hassan’s essay "Towards a Concept of Postmodernism", which can be found in the works of this literary trend. Of all the criteria for further interpretation, the following were chosen: “schizophrenia”, “case”, “antithesis” and “intertext» since they allow us to pay attention to both the structural and semantic sides of the text. During the study, the features of the narrative structure and subject organization, the oppositions of images and concepts associated with the characters and their perception of the world were identified and analyzed, allusions to information that goes beyond the text of the novel and complements the plot existing in it were found, and occasion were considered from the point of view of narratology. All the concepts of the text analyzed in the work further serve to a deeper understanding of the conflict of the work.

Похаленков Олег Евгеньевич
доктор филологических наук, доцент
Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского
Калуга, Российская Федерация
PohalenkovOE@tksu.ru

Глухова Ксения Александровна

Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского
г. Калуга, Российская Федерация
glukhovaka@studklg.ru

1. Акашева Т. В., Рахимова Н. М. Постмодернистские тенденции в творчестве Э. Елинек // Современные исследования социальных проблем. – 2020. – Т. 12. – № 5. – С. 14–37. DOI: 10.12731/2077-1770-2020-5-14-37
2. Афанасьева Т. Ю. Постмодерн – художественный стиль или философия? // Научные ведомости БелГУ Серия: Философия. Социология. Право. – 2008. – № 12 (52). – С. 156–163.
3. Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. – М.: Радуга, 1983. – C. 306–349.
4. Ватлин А. Ю. Австрия в XX веке: учебное пособие для вузов. – М.; Берлин: Директ-­Медиа, 2014. – 240 с.
5. Воротникова А. Э. «Неженский» роман Э. Елинек «Пианистка» // Балтийский филологический курьер: науч. журнал. – 2005. – № 5. – С. 371–384.
6. Гладилин Н. В. Становление и актуальное состояние литературы постмодернизма в странах немецкого языка: Германия, Австрия, Швейцария. – М.: Изд-во литературного института им. А. М. Горького, 2011. – 348 с.
7. Елинек Э. Пианистка: роман / пер. с нем. А. Белобратова. – СПб.: Симпозиум, 2004. – 448 с.
8. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. – М.: Интрада, 1998. – 256 с.
9. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. – М.: Просвещение, 1972. – 111 с.
10. Маньковская Н. Б. Постмодернизм в эстетике // Философская антропология. – 2018. – № 1. – С. 192–230.
11. Млечина И. Уроки немецкого. Век XX. – М.: Прогресс. Культура, 1994. – 239 c.
12. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятии? / гл. науч. Ред. Н. Д. Тамарченко. – М.: Издательство Кулагинои?: Intrada, 2008. – 359 с.
13. Роганова И. С. Немецкая литература конца ХХ века и актуализация постмодернистской парадигмы. – М.: Рудомино, 2007. – 416 с.
14. Соколова Е. В. Э. Елинек: тело, поверхность, объем // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. Реферативный журнал. – 2011. – № 4. – С. 199–204.
15. Шмид В. Нарратология. – М.: Языки славянской культуры, 2003. – 312 с.
16. Эко У. Заметки на полях «Имени розы». – М.: Симпозиум, 2002. – 92 с.
17. Ярина Е. С. Семантика художественного пространства в романах Э. Елинек 1970–1980-х годов // Вестник ЧелГ У. – 2009. – № 39. – С. 151–154.
18. Ярина Е. С. «Мы есть то, чем мы владеем…»: мотив овеществления и идентичность собственника в романах Э. Елинек «Любовницы», «Пианистка» // Вестник Челябинского государственного университета. Научный журнал. Сер. Филология. Искусствоведение. – 2008. – Вып. 27. – № 36 (137). – С. 166–172.
19. Hassan I. (1987) Toward a Concept of Postmodernism // The Postmodern Turn: Essays in Postmodern Theory and Culture. – Ohio State University Press. – Pp. 65–72.


1. Akasheva, T. V., Rahimova, N. M. (2020) Postmodernistskie tendencii v tvorchestve E. Elinek [Postmodernist trends in the work of E. Jelinek]. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem – Modern studies of social problems. Vol. 12. No. 5. Pp. 14–37. DOI: 10.12731/2077-1770-2020-5-14-37. (In Russian).
2. Afanas'eva, T. YU. (2008) Postmodern – hudozhestvennyj stil' ili filosofiya? [Postmodern – artistic style or philosophy?]. Nauchnye vedomosti BelGU Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Pravo – Scientific bulletins of BelSU Series: Philosophy. Sociology. Right. No. 12 (52). Pp. 156–163. (In Russian).
3. Bart, R. (1983) Nulevaya stepen' pis'ma [Zero degree of writing]. Semiotika [Semiotics]. Moscow: Raduga Publ. Pp. 306–349. (In Russian).
4. Vatlin, A. YU. (2014) Avstriya v XX veke: uchebnoe posobie dlya vuzov [Austria in the 20th century: a textbook for universities]. Moscow; Berlin: Direkt-­Media Publ. (In Russian).
5. Vorotnikova, A. E. (2005) «Nezhenskij» roman E. Elinek «Pianistka» [“Nezhenskiy” novel by E. Jelinek “The Pianist”]. Baltijskij filologicheskij kur'er: nauch. zhurnal – Baltic Philological Courier: scientific. magazine. No. 5. Pp. 371–384. (In Russian).
6. Gladilin, N. V. (2011) Stanovlenie i aktual'noe sostoyanie literatury postmodernizma v stranah nemeckogo yazyka: Germaniya, Avstriya, SHvejcariya [Formation and current state of postmodern literature in the countries of the German language: Germany, Austria, Switzerland]. Moscow: Izd-vo literaturnogo instituta im. A. M. Gor'kogo. (In Russian).
7. Elinek, E. (2004) Pianistka: roman; per. s nem. A. Belobratova [The Pianist: a novel / trans. with him. A. Belobratova]. St. Petersburg: Simpozium Publ. (In Russian).
8. Il'in, I. P. (1998) Postmodernizm ot istokov do konca stoletiya. Evolyuciya nauchnogo mifa [Postmodernism from the origins to the end of the century. The evolution of a scientific myth]. Moscow: Intrada Publ. (In Russian).
9. Korman, B. O. (1972) Izuchenie teksta hudozhestvennogo proizvedeniya [Study of the text of a work of art]. Moscow: Prosveshchenie Publ. (In Russian).
10. Man'kovskaya, N. B. (2018) Postmodernizm v estetike [Postmodernism in aesthetics]. Filosofskaya antropologiya – Philosophical anthropology. No. 1. Pp. 192–230. (In Russian).
11. Mlechina, I. (1994) Uroki nemeckogo. Vek XX [German lessons. Century XX]. Moscow: Progress. Kul'tura Publ. (In Russian).
12. Tamarchenko, N. D. (2008) (ed.) Poetika: slovar' aktual'nyh terminov i ponyatii? [Poetics: a dictionary of current terms and concepts]. Moscow: Izdatel'stvo Kulaginoi?: Intrada Publ. (In Russian).
13. Roganova, I. S. (2007) Nemeckaya literatura konca HKH veka i aktualizaciya postmodernistskoj paradigm [German literature of the late twentieth century and the actualization of the postmodern paradigm]. Moscow: Rudomino Publ. (In Russian).
14. Sokolova, E. V. (2011) E. Elinek: telo, poverhnost', ob"em [Jelinek: body, surface, volume]. Social'nye i gumanitarnye nauki. otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. seriya 7: Literaturovedenie. referativnyj zhurnal – Social and humanitarian sciences, domestic and foreign literature. Episode 7: Literary Studies. Abstract journal. No. 4. Pp. 199–204. (In Russian).
15. SHmid, V. (2003) Narratologiya [Narratology]. Moscow: YAzyki slavyanskoj kul'tury Publ. (In Russian).
16. Eko, U. (2002) Zametki na polyah «Imeni rozy» [Notes on the margins of “The Name of the Rose”]. Moscow: Simpozium Publ. (In Russian).
17. YArina, E. S. (2009) Semantika hudozhestvennogo prostranstva v romanah E. Elinek 1970–1980-h godov [Semantics of artistic space in the novels of E. Jelinek of the 1970–1980s]. Vestnik CHelGU – Bulletin of ChelSU. No. 39. Pp. 151–154. (In Russian).
18. YArina, E. S. (2008) «My est' to, chem my vladeem…»: motiv oveshchestvleniya i identichnost' sobstvennika v romanah E. Elinek «Lyubovnicy», «Pianistka» [“We are what we own…”: the motive of reification and the identity of the owner in the novels by E. Jelinek “Mistresses”, “The Pianist”]. Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Nauchnyj zhurnal. Ser. Filologiya. Iskusstvovedenie – Bulletin of the Chelyabinsk State University. Science Magazine. Ser. Philology. Art history. Issue 27. No. 36 (137). Pp. 166–172. (In Russian).
19. Hassan, I. (1987) Toward a Concept of Postmodernism. The Postmodern Turn: Essays in Postmodern Theory and Culture. Ohio State University Press. Pp. 65–72.

Ключевые слова:
Э. Елинек, И. Хассан, постмодернизм, повествовательная структура, антитеза, интертекст, событие, E. Jelinek, Hassan, features of postmodernism, narrative structure, antithesis, intertext, occasion

Для цитирования:
Похаленков О. Е., Глухова К. А. Постмодернистский код романа Э. Елинек «Пианистка» // Art Logos (искусство слова). – 2024. – № 1.– С. 112–121. DOI: 10.35231/25419803_2024_1_112. EDN: LBFDTT Pokhalenkov, O. E., Glukhova, K. A. (2024) Postmodernistskii kod romana E. Elinek "Pianistka" [The Postmodern Code of the Novel by E. Jelinek "The Pianist"]. Art Logos – The Art of Word. No. 1. Pp. 112–121. (In Russian). DOI: 10.35231/25419803_2024_1_112. EDN: LBFDTT

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина