В статье анализируются факторы, отрицательно влияющие на воспитание, среди которых перенасыщение педагогической науки и практики новыми иноязычными терминами, имеющими русскоязычные аналоги. Доказывается, что терминоведение способно обеспечить выполнение принципов необходимости и достаточности применения новых иностранных терминов в российской системе образования. Результаты констатирующего эксперимента подтверждают сформулированные теоретические выводы, в том числе о необходимости регулирования употребления иностранных слов не только в официальном делопроизводстве, но и в содержании научных исследований в области образования и педагогической практики. Утверждается, что воспитательный потенциал терминоведения состоит в реализации решения о том, что новые нормативные словари должны содержать перечень иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке. Предстоящая экспертиза нормативных словарей должна стать для педагогических работников основой применения на уроках только тех иностранных слов, которые были рекомендованы для включения в словари.
The article proves the necessity of applying the scientific achievements of philology in the field of upbringing. The authors cite factors indicating the negative impact on the upbringing of the oversaturation of pedagogical science and practice with new foreign-language terms that have Russian-language analogues. It is proved that terminology is able to ensure the implementation of the principles of necessity and sufficiency of the use of new foreign terms in the Russian education system. The results of the ascertaining experiment obtained by the authors confirmed the formulated theoretical conclusions about the need to regulate the use of foreign words both in official records management and in the content of scientific research in the field of education and pedagogical practice. Accordingly, the educational potential of terminology studies is that new normative dictionaries should contain a list of foreign words that do not have common analogues in the Russian language. According to the authors, the upcoming examination of normative dictionaries should become the basis for teachers to use only those foreign words that were recommended for inclusion in dictionaries in the lessons. And as a consequence, the use of terminology with a certain linguistic content will have a corresponding impact on the process and result of upbringing.
Булат Роман Евгеньевичдоктор педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
bulatrem@mail.ru
Байчорова Хафиза Срафильевнакандидат педагогических наук, доцент
Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева Министерства обороны Российской Федерации
Санкт-Петербург, Российская Федерация
baj-hafizka@mail.ru
1. Байчорова Х. С., Булат Р. Е. К вопросу применения терминов в системе образования // Развитие современного образования в контексте педагогической компетенциологии: материалы III Всероссийской научной конференции с международным участием / Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова. – Чебоксары, 2023. – С. 19–26. DOI: 10.31483/r-105571. EDN: BLWUPP
2. Булат Р. Е. Термин «качество» в сфере образования // Новое в лингвистике и методике преподавания иностранных и русского языков: Сб. научн. статей XXVII Международной научно-практ. конф., Санкт-Петербург, 23–24 июня 2017 г. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический ун-т, 2017. – С. 21–23. EDN: YYTZYN
3. Булат Р. Е., Байчорова Х. С. Качество образования: рост, развитие или преобразование? // Юрист ВУЗа. – 2023. – № 5. – С. 3–10. EDN: VYQJBW
4. Волков В. В. Проблемы презентации «традиционных ценностей» в современной ситуации русского языка как иностранного // Язык. Культура. Образование. – 2023. – № 8. – С. 131–137. EDN: PCTNTK
5. Волков В. В. Филологическая экология: культура речи, языковая, речевая и лингвистическая среда // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. – 2016. – № 1. – С. 103–113. EDN: WBOTTT
6. Волков В. В., Волкова Н. В., Гладилина И. В. Функциональная грамотность и лингводидактика: к герменевтике термина // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. – 2022. – № 1 (72). – С. 67–77. DOI: 10.26456/vtfilol/2022.1.067. EDN: KZUNZO
7. Герд А. С. Прикладное терминоведение в его отношении к терминоведению и прикладной лингвистике // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. – 2005. – № 7. – С. 1–6. EDN: WCNHNH
8. Головин Б. Н., Кобрин Р. Ю. Лингвистические основы учения о терминах. – М.: Высшая школа, 1987. – 104 с.
9. Иванова С. В. Языковая картина мира как объект и инструмент анализа: что не так в учебнике? // Вопросы психолингвистики. – 2022. – № 4 (54). – С. 25–35. DOI: 10.30982/2077-5911-2022-54-4-25-35. EDN: VYEWYB
10. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – М.: ГНОЗИС, 2004. – 389 с.
11. Кичева И. В. Развитие терминологии теории воспитания во взаимодействии с лексикой других наук // Педагогика. – 2003. – № 9. – С. 24–32.
12. Кичева И. В., Неверова Т. А. Современные трансформации терминологии воспитания // Педагогика. – 2012. – № 3. – С. 49–59.
13. Комаровский Б. Б. Русская педагогическая терминология. – М.: Просвещение, 1969. – 311 с.
14. Комлев Н. Г. Язык как средство воспитания // Вопросы психологии. – 1987. – № 1. – С. 103–111.
15. Копнина Г. А., Еремина Е. В. Системность языка, экология коммуникации и гуманитарная составляющая образования: к 85-летнему юбилею профессора А. П. Сковородникова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. – 2015. – № 1 (25). – С. 21–29. DOI: 10.15688/jvolsu2.2015.1.2. EDN: RPXFHI
16. Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва. – 2-е издание, стереотипное. – М.: Знак, 2009. – 231 с. EDN: PUDJBV
17. Лейчик В. М. О языковом субстрате термина // Вопросы языкознания. – 1986. – № 5. – С. 87–97.
18. Лейчик В. М. Язык и культура – многоаспектный анализ проблемы // Вестник МАПРЯЛ. – 2002. – № 34. С. 14–17.
19. Мальцева Т. В. Главное национальное богатство: как сохранить и как защитить? // Современное состояние русского языка и проблемы речевой культуры. Материалы круглого стола. – СПб., 2023. – С. 10–18. EDN: NENGCW
20. Мещерякова О. А. Реконструкция рефлексии носителя языка и культуры как задача лингвокультурологии // Язык. Человек. Культура: Сборник научных трудов, посвященный юбилею Марии Львовны Ковшовой. – М: Канцлер, 2022. – С. 113–119. EDN: BHIKLO
21. Строцкая Е. Е., Булат Р. Е., Байчорова Х. С. Психолингвистический аспект процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции иностранных военнослужащих // Русский язык в военном вузе. – 2022. – № 1 (5). – С. 18–25. EDN: WKWJXH
22. Федюченко Л. Г. Определение понятия «термин» в рамках когнитивного терминоведения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. – 2019. – № 3. – С. 29–36. DOI: 10.18384/2310-712X-2019-3-29-36. EDN: QMBEPZ
1. Baуchorova, Kh. S., Bulat, R. E. (2023) K voprosu primeneniya terminov v sisteme obrazovaniya [On the issue of the use of terms in the education system]. Razvitie sovremennogo obrazovaniya v kontekste pedagogicheskoj kompetenciologii [Development of modern education in the context of pedagogical competence]. Materials of the III All-Russian Scientific Conference with International participation. Cheboksary: I. N. Ulyanov Chuvash State University. Pp. 19–26. (In Russian). DOI: 10.31483/r-105571. EDN: BLWUPP
2. Bulat, R. E. (2017) Termin "kachestvo" v sfere obrazovaniya [The term "quality" in the field of education]. Novoe v lingvistike i metodike prepodavaniya inostrannyh i russkogo yazykov [New in Linguistics and methods of teaching foreign and Russian languages]. Collection of scientific articles of the XXVII International Scientific and Practical Conference. St. Petersburg: St. Petersburg State Economics University. Pp. 21–23. (In Russian). EDN: YYTZYN
3. Bulat, R. E., Baychorova, Kh. S. (2023) Kachestvo obrazovaniya: rost, razvitie ili preobrazovanie? [Quality of education: growth, development or transformation?]. YUrist VUZa – University Lawyer. No. 5. Pp. 3–10. (In Russian). EDN: VYQJBW
4. Volkov, V. V. (2023). Problemy prezentacii «tradicionnyh cennostej» v sovremennoj situacii russkogo yazyka kak inostrannogo [Problems of presentation of "traditional values" in the modern situation of Russian as a foreign language]. YAzyk. Kul'tura. Obrazovanie – Language. Culture. Education. No. 8. Pp. 131–137. (In Russian). EDN: PCTNTK
5. Volkov, V. V. (2016) Filologicheskaya ekologiya: kul'tura rechi, yazykovaya, rechevaya i lingvisticheskaya sreda [Philological ecology: speech culture, language, speech and linguistic environment]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya – Vestnik TvGU Series: Philology. No. 1. Pp. 103–113. (In Russian). EDN: WBOTTT
6. Volkov, V. V., Volkova, N. V., Gladilina, I. V. (2022) Funkcional'naya gramotnost' i lingvodidaktika: k germenevtike termina [Functional literacy and Linguodidactics: towards the Hermeneutics of the term]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya – Vestnik TvGU Series: Philology. No. 1 (72). Pp. 67–77. (In Russian). DOI: 10.26456/vtfilol/2022.1.067. EDN: KZUNZO
7. Gerd, A. S. (2005). Prikladnoe terminovedenie v ego otnoshenii k terminovedeniyu i prikladnoj lingvistike [Applied terminology in its relation to terminology and applied linguistics]. Nauchno-tekhnicheskaya informaciya. Seriya 2: Informacionnye processy i sistemy – Automatic Documentation and Mathematical Linguistics. No. 7. Pp. 1–6. (In Russian). EDN: WCNHNH
8. Golovin, B. N., Kobrin, R. YU. (1987) Lingvisticheskie osnovy ucheniya o terminah [Linguistic foundations of the doctrine of terms]. Moscow: Vysshaya shkola Publ. (In Russian).
9. Ivanova, S. V. (2022) YAzykovaya kartina mira kak ob"ekt i instrument analiza: chto ne tak v uchebnike? [Language worldview as an object and an instrument of analysis: what is wrong with the textbook?]. Voprosy psiholingvistiki – Journal of psycholinguistics. No. 4 (54). Pp. 25–35. (In Russian). DOI: 10.30982/2077–5911–2022–54–4–25–35. EDN: VYEWYB
10. Karasik, V. I. (2004) YAzykovoj krug: lichnost', koncepty, diskurs [Language circle: personality, concepts, discourse]. Moscow: GNOZIS Publ. (In Russian).
11. Kicheva, I. V. (2003) Razvitie terminologii teorii vospitaniya vo vzaimodejstvii s leksikoj drugih nauk [Development of the terminology of educational theory in interaction with the vocabulary of other sciences]. Pedagogika – Pedagogy. No. 9. Pp. 24–32. (In Russian).
12. Kicheva, I. V., Neverova, T. A. (2012) Sovremennye transformacii terminologii vospitaniya [Contemporary transformations in the terminology of education]. Pedagogika – Pedagogy. No. 3. Pp. 49–59. (In Russian).
13. Komarovskij, B. B. (1969) Russkaya pedagogicheskaya terminologiya [Russian pedagogical terminology]. Moscow: Prosveshchenie. (In Russian).
14. Komlev, N. G. (1987) YAzyk kak sredstvo vospitaniya [Language as a means of upbringing]. Voprosy psihologii – Psychology Matters. No. 1. Pp. 103–111. (In Russian).
15. Kopnina, G. A., Eremina, E. V. (2015) Sistemnost' yazyka, ekologiya kommunikacii i gumanitarnaya sostavlyayushchaya obrazovaniya: k 85-letnemu yubileyu professora A. P. Skovorodnikova [Language consistency, ecology of communication and humanitarian constituent of education: devoted to the 85th anniversary of Professor A. P. Skovorodnikov]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: YAzykoznanie – Science journal of Volgograd State University. Linguistics. No. 1 (25). Pp. 21–29. (In Russian). DOI: 10.15688/jvolsu2.2015.1.2. EDN: RPXFHI
16. Krongauz, M. A. (2009) Russkij yazyk na grani nervnogo sryva [Russian on the verge of a nervous breakdown]. Moscow: Znak Publ. (In Russian). EDN: PUDJBV
17. Lejchik, V. M. (1986) O yazykovom substrate termina [About the linguistic substratum of the term]. Voprosy yazykoznaniya – Questions of linguistics. No. 5. Pp. 87–97. (In Russian).
18. Lejchik, V. M. (2002) YAzyk i kul'tura – mnogoaspektnyj analiz problemy [Language and Culture – Multi-Faceted Problem Analysis]. Vestnik MAPRYAL – Bulletin International Association of Teachers of Russian Language and Literature. No. 34. Pp. 14–17. (In Russian).
19. Mal'ceva, T. V. (2023) Glavnoe nacional'noe bogatstvo: kak sohranit' i kak zashchitit'? [The main national wealth: how to preserve and how to protect?]. Sovremennoe sostoyanie russkogo yazyka i problemy rechevoj kul'tury [The current state of the Russian language and problems of speech culture]. Round table materials. St. Petersburg. Pp. 10–18. (In Russian). EDN: NENGCW
20. Meshcheryakova, O. A. (2022) Rekonstrukciya refleksii nositelya yazyka i kul'tury kak zadacha lingvokul'turologii [Reconstruction of native speaker's reflection and culture as a task of linguoculturology]. YAzyk. CHelovek. Kul'tura [Language. Human. Culture]. Collection of scientific papers dedicated to the anniversary of Maria Lvovna Kovshova. Moscow. Pp. 113–119. (In Russian). EDN: BHIKLO
21. Strockaya, E. E. Bulat, R. E., Baychorova, Kh. S. (2022) Psiholingvisticheskij aspekt processa formirovaniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii inostrannyh voennosluzhashchih [Psycholinguistic aspect of the process of forming foreign language communicative competence of foreign servicemen]. Russkij yazyk v voennom vuze – Russian language in a Military University. No. 1 (5). Pp. 18–25. (In Russian). EDN: WKWJXH
22. Fedyuchenko, L. G. (2019). Opredelenie ponyatiya "termin" v ramkah kognitivnogo terminovedeniya [Term definition for the purpose of cognitive terminology]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Lingvistika – Bulletin of the MSRU. Series Linguistics. No. 3. Pp. 29–36. (In Russian). DOI: 10.18384/2310-712X-2019-3-29-36. EDN: QMBEPZ