Эволюция эзотерического символизма Э. Т. А. Гофмана в романе Г. Майринка «Голем»

The Evolution of the Esoteric Symbolism of E. T. A. Hoffmsn’s Works in the Novel "The Golem" by G. Meyrink

Авторы:
Королева Вера Владимировна,Притомская Алина Романовна,

DOI:
10.35231/25419803_2023_4_122

Полный текст304,93 КБ

В статье рассматривается символизм романа Г. Майринка «Голем» в рамках эзотерического дискурса и его связь с произведениями Э. Т. А. Гофмана (романом «Эликсиры дьявола», новеллами «Песочный человек», «Золотой горшок»). Были выделены общие для писателей мотивы и символы, восходящие к эзотерическому символизму, а именно: мотив инициации героя и его последующего духовного преображения, мотив неудачной инициации, символизм карт Таро, символы розы, креста, кинжала (ножа), сада, мотив «гения рода». В статье делается вывод о том, что Г. Майринк в романе «Голем» трансформирует элементы эзотерического символизма творчества Э. Т. А. Гофмана с целью раскрыть концепцию духовного преображения личности в соответствии с идеями ордена «Золотой зари» и общества «Цепь Мириам». Используя эзотерический подтекст гофмановских произведений как один из источников, Майринк создает в романе «Голем» манифест о путях достижения духовного роста и преображения.


The article examines the symbolism of G. Meyrink's novel "The Golem" within the framework of esoteric discourse and its connection with the works of E. T. A. Hoffman (the novel "The Devil’s Elixirs", the short stories "The Sandman", "The Golden Pot"). Researchers employed biographical, historical-genetic methods and the method of motivic analysis. The authors report that there are stable motifs and symbols common to both writers: the motive of the hero's initiation and his subsequent spiritual transformation, the motive of unsuccessful initiation, the symbolism of Tarot cards, the symbols of rose, cross and dagger (knife), the motive “the genius of the generation”. Results of the research suggest that G. Meyrink transformed these elements of the esoteric symbolism derived from E. T. A. Hoffman's work in his novel "The Golem" in order to reveal the concept of spiritual transformation of personality in accordance with the ideas of those esoteric schools to which he was related, namely "The Hermetic Order of the Golden Dawn" and the society "Chain of Miriam". Using the eoteric subtext of Hoffmann's works, Meyrink creates a manifesto in the novel “The Golem” about ways to achieve spiritual growth and transformation.

Королева Вера Владимировна
доктор филологических наук, доцент
Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых
Владимир, Российская Федерация
queenvera@yandex.ru

Притомская Алина Романовна

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
г. Владимир, Российская Федерация
gera.greenhill@gmail.com

1. Абт Т. Территория символа. – М.: Клуб Касталия, 2013. – 330 с.
2. Аствацатуров А. А. Феномен бессознательного в романе Э. Т. А. Гофмана «Эликсир сатаны» // Преломления. – 2003. – № 2. – С. 217–248.
3. Афанасьев А. Мифическая связь понятий: Света, зрения, огня, металла, оружия и жолчи. – М., 1854. – 16 с.
4. Банцхаф Х. Таро: ключевые понятия (учебник и расклады). – М.: КСП+, 2003. – 288 с.
5. Гладилин Н. В. «Гофманиана» в романе Густава Майринка «Голем» // Успехи современной науки. – 2016. – № 7(4). – С. 6–12.
6. Гофман Э. Т. А. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Художественная литература, 1991–2000.
7. Дугин А. Г. «Магический реализм» Густава Майринка // Г. Майринк. Голем. Вальпургиева ночь. – М.: Прометей, изд-во МГПИ им. Ленина, Философское общество СССР, Историко-философский центр «ЭОН», 1990. – С. 309–329.
8. Кроули А. 777. Каббала Алистера Кроули. – М.: Ланселот, 2011. – 560 с.
9. Кроули А. Книга Тота. – М.: Ганга, 2015. – 560 с.
10. Кроули Алистер. Магия в теории и на практике. – М.: Ганга, Телема, 2009. – 672 с.
11. Крюков В. Произведение в алом // Майринк Г. Голем. Избранные рассказы: Роман, рассказы. – М.: Эксмо, 2007. – С. 7–28.
12. Ладыгин М. Б. Романтический роман. – М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1981. – 126 с.
13. Майринк Г. Голем. Избранные рассказы: Роман, рассказы. – М.: Эксмо, 2007. – 800 с.
14. Макулотти М. Феи, ведьмы и дверь в мир иной: фольклорные и этнографические рельефы по творчеству Артура Мейчена // Zothique. – 2020. – Vol. 4. – С. 181–222.
15. Микушевич В. Б. Леонардо да Винчи в «Эликсирах дьявола» // Гофман Э. Т. А. Со- брание сочинений в 6 т. – М.: Художественная литература, 1994. – T. 2. – С. 426–432.
16. Митчелл М. VIVO: жизнь Густава Майринка. – М.: Клуб Касталия, 2017. – 208 с.
17. Мишина Л. А. Раскрытие тайн в романе Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры Сатаны» // Вестник Чувашского университета. – 2012. – № 2. – С. 330–336.
18. Dahmen H. E. T. A. Hoffmanns Weltanschauung // Beitr?ge zur deutschen Literaturwissenschaft. – 1929. – № 35. – S. 31.
19. Frank E. Nachwort // Gustav Meyrink: Der Golem. – Berlin, Wien, 1981. – S. 284–285.
20. Gro? C. Das Grauen vor dem zweiten Ich – Selbstfindungsprozesse gespaltener Pers?nlichkeiten bei Hoffmann, Meyrink und Kubin. – Munich: GRIN Verlag, 2011. – 105 s.
21. Matt P. von. Die Augen der Automaten. E.T.A. Hoffmanns Imaginationslehre als Prinzip seiner Erz?hlkunst. – T?bingen, 1971. – 192 s.
22. Scholem G. La Kaballe et sa symbolique. Roma: Payot, 1966. – 231 p.
23. Sucher P. Les sources du merveilleux chez E.T.A. Hoffmann. – Paris: F. Alcan, 1912. – 232 p.
24. Webber A. The Doppelganger: Double Visions in German Literature. – Oxford University Press, 1996. – 392 p.


1. Abt, T. (2013) Territoriya simvola [Territoriya simvola]. Moscow: Klub Kastaliya. (In Russian).
2. Astvacaturov, A. A. (2003) Fenomen bessoznatel'nogo v romane E. T. A. Gofmana «Eliksir satany» [The phenomenon of the unconscious in E. T. A. Hoffmann’s novel "The Elixir of Satan"]. Prelomleniya – Prelomleniya. No. 2. Pp. 217–248. (In Russian).
3. Afanas'ev, A. (1854) Mificheskaya svyaz' ponyatij: Sveta, zreniya, ognya, metalla, oruzhiya i zholchi [Mythical connection of concepts: Light, vision, fire, metal, weapons and bile]. Moscow. (In Russian).
4. Banckhaf, H. (2003) Taro: klyuchevye ponyatiya (uchebnik i rasklady) [Tarot: key concepts (textbook and layouts)]. Moscow: KSP+ Publ. (In Russian).
5. Gladilin, N. V. (2016) «Gofmaniana» v romane Gustava Majrinka «Golem» [“Hoffmaniana” in Gustav Meyrink’s novel “Golem”]. Uspekhi sovremennoj nauki – Advances in modern science. No. 7 (4). Pp. 6–12. (In Russian).
6. Gofman, E. T. A. (1991–2000) Sobranie sochinenij: v 6 t. [Collected works: in 6 volumes]. Moscow: Hudozhestvennaya literatura Publ. (In Russian).
7. Dugin, A. G. (1990) «Magicheskij realizm» Gustava Majrinka [“Magical realism” by Gustav Meyrink]. G. Majrink. Golem. Val'purgieva noch' [G. Meyrink. Golem. Walpurgis Night]. Moscow: Prometej, izd-vo MGPI im. Lenina, Filosofskoe obshchestvo SSSR, Istoriko-filosofskij centr «EON». Pp. 309–329. (In Russian).
8. Krouli, A. (2011) 777. Kabbala Alistera Krouli [777. Kabbalah of Aleister Crowley]. Moscow: Lanselot Publ. (In Russian).
9. Krouli, A. (2015) Kniga Tota [The Book of Thoth]. Moscow: Ganga Publ. (In Russian).
10. Krouli, Alister (2009) Magiya v teorii i na praktike [Magic in theory and practice]. Moscow: Ganga, Telema Publ. (In Russian).
11. Kryukov, V. (2007) Proizvedenie v alom [Work in scarlet]. Majrink G. Golem. Izbrannye rasskazy: Roman, rasskazy [Meyrink G. Golem. Selected stories: Novel, short stories]. Moscow: Eksmo Publ. Pp. 7–28. (In Russian).
12. Ladygin, M. B. (1981) Romanticheskij roman [Romantic novel]. Moscow: MGPI im. V. I. Lenina Publ. (In Russian).
13. Majrink, G. (2007) Golem. Izbrannye rasskazy: Roman, rasskazy [Golem. Selected stories: Novel, short stories]. Moscow: Eksmo Publ. (In Russian).
14. Makulotti, M. (2020) Fei, ved'my i dver' v mir inoj: fol'klornye i etnograficheskie rel'efy po tvorchestvu Artura Mejchena [Fairies, witches and the door to another world: folklore and ethnographic reliefs based on the work of Arthur Machen]. Zothique – Zothique. Vol. 4. Pp. 181–222. (In Russian).
15. Mikushevich, V. B. (1994) Leonardo da Vinchi v «Eliksirah d'yavola» [Leonardo da Vinci in “Elixirs of the Devil”]. Gofman E. T. A. Sobranie sochinenij v 6 t. [Collected works in 6 volumes]. Vol. II. Moscow: Hudozhestvennaya literatura Publ. Pp. 426–432. (In Russian).
16. Mitchell, M. (2017) VIVO: zhizn' Gustava Majrinka [VIVO: the life of Gustav Meyrink]. Moscow: Klub Kastaliya Publ. (In Russian).
17. Mishina, L. A. (2012) Raskrytie tajn v romane E. T. A. Gofmana «Eliksiry Satany» [Revealing secrets in the novel by E. T. A. Hoffmann “Elixirs of Satan”]. Vestnik CHuvashskogo universiteta – Bulletin of the Chuvash University. No. 2. Pp. 330–336. (In Russian).
18. Dahmen, H. (1929) E. T. A. Hoffmanns Weltanschauung. Beitr?ge zur deutschen Literaturwissenschaft. No. 35. Pp. 31. (In German).
19. Frank, E. (1981) Nachwort. Gustav Meyrink: Der Golem. Berlin, Wien. Pp. 284–285. (In German).
20. Gro?, C. (2011) Das Grauen vor dem zweiten Ich – Selbstfindungsprozesse gespaltener Pers?nlichkeiten bei Hoffmann, Meyrink und Kubin. Munich: GRIN Verlag. (In German).
21. Matt, P. von (1971) Die Augen der Automaten. E. T. A. Hoffmanns Imaginationslehre als Prinzip seiner Erz?hlkunst. T?bingen. (In German).
22. Scholem, G. (1966) La Kaballe et sa symbolique. Roma: Payot. (In Italian).
23. Sucher, P. (1912) Les sources du merveilleux chez E.T.A. Hoffmann. Paris: F. Alcan, (In French).
24. Webber, A. (1996) The Doppelganger: Double Visions in German Literature. Oxford University Press.

Ключевые слова:
эзотерический символизм, «черный романтизм», алхимия, каббала, розенкрейцерство, Э. Т. А. Гофман, Г. Майринк, esoteric symbolism, E. T. A. Hoffmann, G. Meyrink, "dark romanticism", alchemy, Kabbalah, Rosicrucianism

Для цитирования:
Королева В. В., Притомская А. Р. Эволюция эзотерического символизма Э. Т. А. Гофмана в романе Г. Майринка «Голем» // Art Logos (искусство слова). – 2023. – № 4. – С. 122–139. DOI: 10.35231/ 25419803_2023_4_122. EDN: BYLAWK Koroleva, V. V., Pritomskaya, A. R. (2023) Evolyuciya ezotericheskogo simvolizma E. T. A. Gofmana v romane G. Majrinka «Golem» [The Evolution of the Esoteric Symbolism of E. T. A. Hoffmsn's Works in the Novel "The Golem" by G. Meyrink]. Art Logos – The Art of Word. No. 4. Pp. 122–139. (In Russian). DOI: 10.35231/25419803_2023_4_122. EDN: BYLAWK

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина