Роль женщин в судьбе детей («Анна Каренина» Л. Толстого и «Любовь и слеза» Дж. Фазела)

Women’s Role in the Fate of Children ("Anna Karenina" by Leo Tolstoy and "Love and Tear" by Javad Fazel)

Авторы:
Яхьяпур Марзие,Карими-Мотаххар Джанолах,Сотудехмехр Форуг,

DOI:
10.35231/25419803_2023_4_108

Полный текст261,11 КБ

В статье дается сравнительный анализ романов «Анна Каренина» Льва Толстого и «Любовь и слеза» иранского писателя Джавада Фазела, который написал свой роман с явной опорой на роман Л. Толстого. В исследовании применялась методика сравнительного анализа разноязычных произведений, анализировались основы художественного мировоззрения в творчестве двух авторов. Среди тем, затронутых обоими авторами, – судьба детей в неудавшихся семьях. Великие писатели обращались к теме детства и правильного воспитания детей в семье и обществе, потому что отсутствие психического здоровья у детей может нарушить социальную безопасность в будущем. Оба автора считают, что семья является главной опорой общества, и именно в семье дается пища для тела и души ребенка. Матери в обоих романах предают своих мужей (отцов своих детей) под влиянием социальной атмосферы, особенно эмансипации женщин, в результате чего распадается семейный очаг. Нарушая нравственные принципы, Анна и Махин не только погубили себя, но они привели к краху семейные отношения и нанесли душевный ущерб членам семьи, а также своей волей устроили страшную судьбу для своих детей.


This article explores the children’s fate problem in the novels "Anna Karenina" by Leo Tolstoy and "Love and Tear" by the Iranian writer Javad Fazel through the perspective of the family foundation idea. Javad Fazel wrote the "Love and Tear" novel with reliance on "Anna Karenina" novel by L. Tolstoy. The fate of children in unsuccessful families is among the topics touched upon by both authors. Children are sensitive and vulnerable beings. They can enjoy peace and comfort only in the safety and haven of their family. Therefore, great writers addressed children and their proper upbringing in family and society. Because the lack of mental health in children can potentially threaten social security in the future. Both authors believe that the family is the central pillar of society, and it is the family that provides the child’s body, soul, and spiritual nourishment. Due to their prominent role’s virtue in the institution of family, women have the most significant share in the fate of children. The mothers in both novels betray their husbands (the fathers of their children) under the influence of the political and social atmosphere, especially the emancipation of women, leading to the disintegration of the family foundation. Anna and Mahin, by violating moral principles, not only killed themselves, but they caused the breakdown and mental disorder of the family children. Thus, they created a terrible fate for children by their will.

Яхьяпур Марзие
кандидат филологических наук
Тегеранский университет
Тегеран, Исламская Республика Иран
myahya@ut.ac.ir

Карими-Мотаххар Джанолах
кандидат филологических наук
Тегеранский университет
Тегеран, Исламская Республика Иран
jkarimi@ut.ac.ir

Сотудехмехр Форуг

Тегеранский университет
Тегеран, Исламская Республика Иран
Forough.sotoudeh@ut.ac.ir

1. Котельников В. А. Железнодорожные сюжеты // Исследовательский журнал русского языка и литературы. – 2021. – № 9 (1). – С. 27–42.
2. Мальцева Т. В. Общественный контекст обрядовой поэтики в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» // Art Logos. – 2017. – № 1 (1). – С. 43–52.
3. Нагина К. А. Распадающийся дом: судьба Анны Карениной // Вестник Удмуртского университета. Серия филология. – 2013. – № 4. – С. 38–47.
4. Толстой Л. Н. Анна Каренина // Л. Н. Толстой. Собр. соч. в 22 тт. – М.: Художественная литература, 1963. – Т. VIII. – 494 с.
5. Толстой Л. Н. Анна Каренина // Л. Н. Толстой. Собр. соч. в 22 тт. – М.: Художественная литература, 1963. – Т. IX. – 449 с.
6. Толстая С. А. Дневники в двух томах. – М.: Художественная литература, 1978. – Т. 1. (1862–1900). – 627 с.
7. Шифман А. И. Лев Толстой и Восток // Толстой и Иран. – М.: Наука, 1971. – C. 324– 339.
8. Яхьяпур М., Карими-Мотаххар Дж. «Двойник » Ф. М. Достоевского и «Слепая сова» С. Хедаята // Русская литература. – 2006. – № 3. – С. 185–189.
9. Яхьяпур М., Карими-Мотаххар Дж., Сотудехмехр Ф. Толстовская традиция в пер- сидской литературе: семья и женская измена // Quaestio Rossica. – 2022. – Т. 10. – № 4. – С. 1334–1347. DOI: 10.15826/qr.2022.4.732.
10. Dzhavadi-Laridzhani, K. Biography of Javad Fazel Larijani (Famous people of Amol city). – Amol: SHomale pajdar Publ., 2005. – 120 p.
11. Fazel Javad. Love and tear. – Tehran: Kanun-e-Marefat Publ., 1952. – 150 p.


1. Kotel'nikov, V. A. (2021) ZHeleznodorozhnye syuzhety [Railway plots]. Issledovatel'skij zhurnal russkogo yazyka i literatury – Research journal of Russian language and literature. No. 9 (1). Pp. 27–42. (In Russian).
2. Maltseva, T. V. (2017) Obshchestvennyj kontekst obryadovoj poetiki v romane L. N. Tolstogo «Anna Karenina» [Social context of ritual poetics in L. N. Tolstoy’s novel “Anna Karenina”]. Art Logos – The Art of Word. No. 1 (1). Pp. 43–52. (In Russian).
3. Nagina, K. A. (2013) Raspadayushchijsya dom: sud'ba Anny Kareninoj [A decaying house: the fate of Anna Karenina]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya filologiya – Bulletin of the Udmurt University. Philology series. No. 4. Pp. 38–47. (In Russian).
4. Tolstoj, L. N. (1963) Anna Karenina [Anna Karenina]. L. N. Tolstoj. Sobr. soch. v 22 tt. [L. N. Tolstoy. Collection Op. in 22 vols.]. Vol. VIII. Moscow: Hudozhestvennaya literatura Publ. (In Russian).
5. Tolstoj, L. N. (1963) Anna Karenina [Anna Karenina]. L. N. Tolstoj. Sobr. soch. v 22 tt. [L. N. Tolstoy. Collection Op. in 22 vols.]. Vol. IX. Moscow: Hudozhestvennaya literatura Publ. (In Russian).
6. Tolstaya, S. A. (1978) Dnevniki v dvuh tomah [Diaries in two volumes]. Vol. 1 (1862–1900). Moscow: Hudozhestvennaya literatura Publ. (In Russian).
7. SHifman, A. I. (1971) Lev Tolstoj i Vostok [Leo Tolstoy and the East]. Tolstoj i Iran [Tolstoy and Iran]. Moscow: Nauka Publ. Pp. 324–339. (In Russian).
8. YAh'yapur, M., Karimi-Motahkhar, Dzh. (2006) «Dvojnik» F. M. Dostoevskogo i «Slepaya sova» S. Hedayata [“Double” F. M. Dostoevsky and “The Blind Owl” by S. Hedayat]. Russkaya literatura – Russian literature. No. 3. Pp. 185–189. (In Russian).
9. YAh'yapur, M., Karimi-Motahkhar, Dzh., Sotudekhmekhr, F. (2022) Tolstovskaya tradiciya v persidskoj literature: sem'ya i zhenskaya izmena [Tolstoy’s tradition in Persian literature: family and female infidelity]. Quaestio Rossica – Quaestio Rossica. Vol. 10. No. 4. Pp. 1334–1347. DOI: 10.15826/qr.2022.4.732. (In Russian).
10. Dzhavadi-Laridzhani, K. (2005) Biography of Javad Fazel Larijani (Famous people of Amol city). Amol: SHomale pajdar Publ. (In Persian).
11. Fazel, Javad (1952) Love and tear. Tehran: Kanun-e-Marefat Publ. (In Persian).

Ключевые слова:
Л. Толстой, Джавад Фазел, художественное мировоззрение, философское мировоззрение, семья, судьба детей, L. Tolstoy, Javad Fazel, artistic worldview, philosophical worldview, family, the fate of children

Для цитирования:
Яхьяпур М., Карими-Мотаххар Дж., Сотудехмехр Ф. Роль женщин в судьбе детей («Анна Каренина» Л. Толстого и «Любовь и слеза» Дж. Фазела) // Art Logos (искусство слова). – 2023. – № 4. – С. 108–121. DOI: 10.35231/ 25419803_2023_4_108. EDN: FUMABR Yahyapour, M., Karimi-Motahhar, J., Sotoudehmehr, F. (2023) Rol' zhenshchin v sud'be detej («Anna Karenina» L. Tolstogo i «Lyubov' i sleza» Dzh. Fazela) [Women’s Role in the Fate of Children ("Anna Karenina" by Leo Tolstoy and "Love and Tear" by Javad Fazel)]. Art Logos – The Art of Word. No. 4. Pp. 108–121. (In Russian). DOI: 10.35231/25419803_2023_4_108. EDN: FUMABR

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина