Специфика русской готической новеллы первой трети XX столетия

The Specifics of the Russian Gothic Novel of the First Third of the XX Century

Авторы:
Трушкина Алёна Петровна,

DOI:
10.35231/25419803_2023_4_57

Полный текст279,94 КБ

Статья посвящена анализу малой прозы русских писателей первой трети XX века. Исследование предпринято с целью выявить особенности русской готической новеллы, а также указать её принципиальные отличия от зарубежной новеллистики этого же периода. В первую очередь, резюмируются ключевые свойства рассматриваемого явления с опорой на литературоведческую традицию; анализируется специфика бытования готических мотивов и образов в текстах русских прозаиков; сопоставляется их воплощение с сюжетами западных современников и предшественников. Научная новизна исследования состоит в том, что в готических произведениях русских прозаиков начала XX столетия впервые выявлены жанровые признаки новеллы. Доказано, что признаками жанра новеллы являются: ориентация на фиктивного слушателя, исключительность изображаемых событий, организация сюжета вокруг символического предмета. Установлено, что отечественные писатели, с одной стороны, актуализируют элементы готической литературы эпохи романтизма (фигура куклы, образ зеркала, мотив двойничества), а с другой – создают типичную для готики атмосферу ужаса и тревоги при помощи элементов, свойственных символизму (мотивы сна/ галлюцинации, физического и духовного распада личности).


The article is devoted to the analysis of small prose by Russian writers of the first third of the XX century. The study is undertaken to identify the features of the Russian Gothic novel, as well as to point out its fundamental differences from foreign short stories of the same period. First of all, the author, relying on the literary tradition, summarises the key properties of the phenomenon in question. Then he analyses the specificity of Gothic motifs and images in the texts of Russian novelists, compares their embodiment with the plots of Western contemporaries and predecessors. The scientific novelty of the research consists in the fact that in the Gothic works of Russian novelists of the early XX century the genre features of the short story are revealed for the first time. It is proved that the analysed works can be called novellas due to the orientation on the fictitious listener, the exclusivity of the depicted events, as well as the organisation of the plot around a symbolic subject. It has been established that domestic writers, on the one hand, actualise elements of Gothic literature of the Romantic era (the figure of the doll, the image of the mirror, the motif of duality), and on the other hand, create an atmosphere of horror and anxiety typical of Gothic with the help of elements typical of symbolism (motifs of dreams/hallucinations, physical and spiritual disintegration of personality.

Трушкина Алёна Петровна

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
г. Саранск, Российская Федерация
[email protected]

1. Апалькова Е. С. Типология магических сюжетов А. С. Грина 1920?х годов («Серый автомобиль», «Крысолов», «Фанданго») // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 3 (94). – С. 323–326.
2. Боева Г. Н. Поэтика ужаса в творчестве Л. Андреева: рецептивный аспект // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2015. – № 3. – С. 66–70.
3. Брюсов В. Огненный ангел: роман, повести, рассказы. – СПб.: Северо-Запад, 1993. – 909 с.
4. Вацуро В. Э. Готический роман в России. – М.: Новое литературное обозрение, 2002. – 544 с.
5. Водолажченко Н. В. Становление и развитие английской готической новеллы в XIX веке // Вестник Новгородского государственного ун-та им. Ярослава Мудрого. – 2014. – № 83. – С. 60–64.
6. Глухова Е. Готический модус «усадебного текста» русского модернизма // Русская словесность. – 2020. – № 6. – С. 26–36.
7. Городецкий С. М. Страшная усадьба: избранные рассказы. – Б. м.: Salamandra P. V. V., 2019. – 212 с.
8. Дударева М. А., Кольцова Н. З. Этосы жизни и смерти в рассказе А. Грина «Загадка предвиденной смерти»: имагинативная апофатическая реальность // Концепт: философия, религия, культура. – 2021. – Т. 5 (1). – С. 25–33.
9. Красногубая гостья: Русская вампирическая проза XIX – первой половины XX в.; сост., предисл. и комм. С. Шаргородского. – Б. м.: Salamandra P. V. V., 2018. – Т. II. – 216 с.
10. Липинская А. А. Готическая новелла и ее литературно-идеологический контекст: цикл Р. С. Хиченса «Языки совести» // Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций. – 2017. – № 3–4 (19–20). – С. 35–47.
11. Литература и язык: современная иллюстрированная энциклопедия / [ред. А. П. Горкин]. – М.: Росмэн-Пресс, 2007. – 584 с.
12. Михайлов А. В. Новелла // Краткая литературная энциклопедия [гл. ред. А. А. Сурков]. – М.: Сов. Энциклопедия, 1968. – Т. 5. – Стб. 306–308.
13. Осьмухина О. Ю., Танасейчук А. Б. Специфика преломления готической традиции в романе Г. Леру «Призрак Оперы» // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. – 2019. – № 1 (28). – С. 76–84.
14. Петровский М. А. Морфология новеллы // Ars poetica: сборник статей [гл. ред. М. А. Петровский]. – М.: Государственная академия художественных наук. – 1927. – Вып. 1. – С. 69–101.
15. По Э. А. Колодец и маятник: рассказы. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. – 352 с.
16. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / [гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко]. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. – 358 с. 70
17. Разумовская О. В. По. Лавкрафт. Кинг: Четыре лекции о литературе ужасов. – М.: РИПОЛ классик, 2019. – 224 с.
18. Ремизов А. М. Зга // Собрание сочинений. – СПб.: Росток, 2015. – Т. 11. – 790 c.
19. Сологуб Ф. Мелкий бес: повести, рассказы, стихотворения. – М.: АСТ, Астрель, 2011. – 670 с.
20. Танасейчук А. Б. Готическая традиция в литературно-художественном сознании Запада. – Саранск: Издательство Мордовского ун-та, 2023. – 108 с.
21. Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. – М.: Флинта, 2021. – 336 с.
22. Чамеев А. А. «Британской музы небылицы…» // Лицом к лицу с призраками: таинственные истории. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – C. 5–20.
23. Чверко С. Ю. «Живые мертвецы» в фантастических новеллах символистов // Все страхи мира: Horror в литературе и искусстве. – СПб. – Тверь: Изд-во Марины Батасовой, 2015. – С. 112–121.
24. Чверко С. Ю. Особенности хронотопа в «страшных» новеллах Серебряного века // Вестник Костромского гос. ун-та. – 2016. – № 3. – С. 125–130.
25. Шкловский В. О теории прозы. – М.: Федерация, 1929. – 265 с.
26. Эйхенбаум Б. М. О`Генри и теория новеллы // Литература: Теория. Критика. Полемика. – Л.: Прибой, 1927. – 300 с.
27. Carroll N. The philosophy of horror or Pаradoxes of the heart. – N.Y.; L.: Routledge, 1990. – 269 p.


1. Apal'kova, E. S. (2022) Tipologiya magicheskih syuzhetov A. S. Grina 1920?h godov («Seryj avtomobil'», «Krysolov», «Fandango») [Typology of A. S. Green's magical plots of the 1920s ("Grey Car", "Pied Piper", "Fandango")]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya – The world of science, culture, education. No. 3 (94). Pp. 323–326. (In Russian).
2. Boeva, G. N. (2015) Poetika uzhasa v tvorchestve L. Andreeva: receptivnyj aspect [Poetics of horror in the works of L. Andreev: receptive aspect]. Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta – Scientific notes of Petrozavodsk State University. No. 3. Pp. 66–70. (In Russian).
3. Bryusov, V. (1993) Ognennyj angel: roman, povesti, rasskazy [The Fiery Angel: novel, novellas, short stories]. St. Petersburg: Severo-Zapad Publ. (In Russian).
4. Vacuro, V. E. (2002) Goticheskij roman v Rossii [Gothic Romance in Russia]. Moscow: New Literature Observer Publ. (In Russian).
5. Vodolazhchenko, N. V. (2014) Stanovlenie i razvitie anglijskoj goticheskoj novelly v XIX veke [Formation and development of the English Gothic novel in the XIX century]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. YAroslava Mudrogo – Bulletin of the Novgorod State University of the Yaroslav the Wise. No. 83. Pp. 60–64. (In Russian).
6. Gluhova, E. (2020) Goticheskij modus «usadebnogo teksta» russkogo modernizma [The Gothic mode of the “manor text” of Russian Modernism]. Russkaya slovesnost' – Russian literature. No. 6. Pp. 26–36. (In Russian).
7. Gorodeckij, S. M. (2019) Strashnaya usad'ba: izbrannye rasskazy [The Terrible Manor: selected stories]. Salamandra P. V. V. Publ. (In Russian).
8. Dudareva, M. A., Kol'cova, N. Z. (2021) Etosy zhizni i smerti v rasskaze A. Grina «Zagadka predvidennoj smerti»: imaginativnaya apofaticheskaya real'nost' [The Ethos of Life and Death in A. Green's short story "The Riddle of Foreseen Death": Imaginative Apophatic Reality]. Koncept: filosofiya, religiya, kul'tura – Concept: philosophy, religion, culture. No. 5 (1). Pp. 25–33. (In Russian).
9. SHargorodskij, S. (2018) (ed.) Krasnogubaya gost'ya: Russkaya vampiricheskaya proza XIX – pervoj poloviny XX v.; sost., predisl. i komm. S. SHargorodskogo [The Red–lipped Guest: Russian vampiric Prose of the XIX – first half of the XX century]. Salamandra P. V. V. Publ. (In Russian).
10. Lipinskaya, A. A. (2017) Goticheskaya novella i ee literaturno-ideologicheskij kontekst: cikl R. S. Hichensa «YAzyki sovesti» [The Gothic novella and its literary and ideological context: the cycle of R. S. Hichens “Languages of Conscience”]. Mirovaya literatura na perekrest'e kul'tur i civilizacij – World literature at the crossroads of cultures and civilizations. No. 3–4 (19–20). Pp. 35–47. (In Russian).
11. Gorkin, A. P. (2007) (ed.) Literatura i yazyk: sovremennaya illyustrirovannaya enciklopediya [Literature and Language: a modern illustrated encyclopedia]. Moscow: Rosman Press. (In Russian).
12. Mihajlov, A. V. (1968) Novella [Novella] Kratkaya literaturnaya enciklopediya [A short literary encyclopedia]. Vol. 5. Column 306–308. (In Russian). 13. Osmukhina, O. Y., Tanaseychuk, A. B. (2019) Specifika prelomleniya goticheskoj tradicii v romane G. Leru «Prizrak Opery» [The specifics of the refraction of the Gothic tradition in G. Leroux’s novel "The Phantom of the Opera"]. Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V. N. Tatishcheva – Bulletin of the V. N. Tatishchev Volga State University. No. 1 (28). Pp. 76–84. (In Russian).
14. Petrovskij, M. A. (1927) Morfologiya novelly [Morphology of the novel]. Ars poetica: sbornik statej [Ars poetica: collection of articles]. Issue 1. Pp. 69–101. (In Russian).
15. Po, E. A. (2017) Kolodec i mayatnik: rasskazy [The Well and the pendulum: stories]. St. Petersburg: ABC, ABC-Attikus Publ. (In Russian).
16. Tamarchenko, N. D. (2008) (ed.) Poetika: slovar' aktual'nyh terminov i ponyatij [Poetics: dictionary of current terms and concepts]. Moscow: Kulagina Publ. (In Russian).
17. Razumovskaya, O. V. (2019) Po. Lavkraft. King: CHetyre lekcii o literature uzhasov [Poe. Lovecraft. King: Four Lectures on Horror Literature]. Moscow: RIPOL Publ. (In Russian).
18. Remizov, A. M. (2015) Zga. Sobranie sochinenij. Vol. 11 [Zga. Collected works. Vol. 11]. St. Petersburg: Rostok Publ. LLC. (In Russian).
19. Sologub, F. (2011) Melkij bes: povesti, rasskazy, stihotvoreniya [The Little Devil: novels, short stories, poems]. Moscow: AST, Astrel Publ. (In Russian). 20. Tanasejchuk, A. B. (2023) Goticheskaya tradiciya v literaturno-hudozhestvennom soznanii Zapada [The Gothic tradition in the Literary and artistic consciousness of the West]. Saransk: Mordovskij un-t Publ. (In Russian).
21. Tomashevskij, B. (2021) Teoriya literatury. Poetika [Theory of literature. Poetics]. Moscow: Flinta Publ. (In Russian).
22. CHameev, A. A. (2004) «Britanskoj muzy nebylicy…» ["The British Muse is a tall tale…"]. Licom k licu s prizrakami: tainstvennye istorii [Face to face with ghosts: Mysterious stories]. St. Petersburg: ABC-klassik Publ. Pp. 5–20. (In Russian).
23. CHverko, S. YU. (2015) «ZHivye mertvecy» v fantasticheskih novellah simvolistov ["The Living Dead" in the fantastic novels of the Symbolists]. Vse strahi mira: Horror v literature i iskusstve [All the Fears of the World: Horror in Literature and Art]. St. Petersburg; Tver: Marina Batasova Publ. Pp. 112–121. (In Russian).
24. CHverko, S. YU. (2016) Osobennosti hronotopa v «strashnyh» novellah Serebryanogo veka [Features of the chronotope in the “scary” novels of the Silver Age]. Vestnik Kostromskogo gos. un-ta – Bulletin of the Kostroma State University. No. 3. Pp. 125–130. (In Russian).
25. SHklovskij, V. (1929) O teorii prozy [About the theory of prose]. Moscow: Federaciya Publ. (In Russian).
26. Ejhenbaum, B. M. (1927) O`Genri i teoriya novelly [O'Henry and the theory of the novel]. Literatura: Teoriya. Kritika. Polemika [Literature: Theory. Criticism. Controversy]. Leningrad: Priboj Publ. (In Russian).
27. Carroll, N. (1990) The philosophy of horror or Pаradoxes of the heart. N.Y., L.: Routledge.

Ключевые слова:
готическая традиция, новелла, хронотоп, телесность, перверсия, романтизм, символизм, gothic tradition, novel, chronotope, physicality, perversion, romanticism, symbolism

Для цитирования:
Trushkina, А. P. (2023) Specifika russkoj goticheskoj novelly pervoj treti XX stoletiya [The Specifics of the Russian Gothic Novel of the First Third of the XX Century]. Art Logos – The Art of Word. No. 4. Pp. 57–72. (In Russian). DOI: 10.35231/25419803_2023_4_57. EDN: ECTZCU Трушкина А. П. Специфика русской готической новеллы первой трети XX столетия // Art Logos (искусство слова). – 2023. – № 4. – С. 57–72. DOI: 10.35231/25419803_2023_4_57. EDN: ECTZCU

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина