Статья посвящена выявлению и описанию жанровой специфики дневника воспитателя и учителя Павла I С. А. Порошина «Записки, служащие к истории Его Императорского Высочества благоверного государя цесаревича и великого князя Павла Петровича» (1765–1766). Памятник русской мемуаристики анализируется в контексте основных тенденций русской культуры и литературы второй половины XVIII века. Делается вывод, что «Записки…» Порошина находятся на стыке двух ведущих тенденций развития русской мемуаристики в XVIII веке, совмещая признаки мемуаров, посвященных историческому событию или личности, современником которого был автор, и автобиографии. Точка зрения автора и его концепция воспитания просвещенного монарха становится началом, объединяющим дискретные подневные записи о пребывании Порошина в должности «кавалера» при наследнике престола в единое повествование, кумулятивный сюжет которого демонстрирует процесс становления личности будущего правителя. Сам же Порошин предстает в дневнике не только как свидетель описываемых ситуаций, но как всезнающий и рефлексирующий о возможных причинах и последствиях увиденного и услышанного автор.
The article is devoted to the identification and description of the genre specifics of the diary of the educator and teacher Paul I by S. A. Poroshin, which has the author's title "Notes serving the history of His Imperial Highness the Right-Believing Sovereign Tsarevich and Grand Duke Pavel Petrovich" (1765–1766). The monument of Russian memoirs is analyzed in the context of the main trends in Russian culture and literature of the second half of the 18th century. It is concluded that Poroshin's "Notes..." are at the junction of two leading trends in the development of Russian memoirs in the 18th century, combining the features of memoirs dedicated to a historical person or event, the contemporary of which the author was, and autobiographical motifs. The author's point of view and his concept of educating an enlightened monarch becomes the beginning, uniting discrete daily records about Poroshin's tenure as a "cavalier" under the heir to the throne into a single narrative, which aims to demonstrate the process of becoming a future ruler's personality. Separate episodes line up in a single cumulative plot, the main character of which is young Pavel Petrovich. Poroshin himself appears in his diary not only as a witness to the situations described, but as an omniscient and reflective author about the possible causes and consequences of what he saw and heard.
Фарафонова Оксана Анатольевнакандидат филологических наук, доцент
Новосибирский государственный педагогический университет
г. Новосибирск, Российская Федерация
oxana.faroks@yandex.ru
1. Бахарева Н. Ю., Семенов В. А. Глас истинного долга и усердия // Порошин С. А. Записки, служащие к истории Его Императорского Высочества благоверного государя цесаревича и великого князя Павла Петровича. – М.: Кучково поле, 2015. – С. 5–13.
2. Билинкис М. Я. Русская проза XVIII века: Документальные жанры. Повесть. Роман. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. – 104 с.
3. Бугров К. Д. «Дискурс Монтескье»: роль интеллектуальных заимствований в политических проектах Н. И. Панина // Известия Уральского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2009. – Т. 66. – № 4. – С. 32–43.
4. Бугров К. Д. «Дело Волынского» в политическом контексте начала 60?х гг. XVIII в.: Н. И. Панин и Екатерина II // Наука и современность. – 2010. – № 1–1. – С. 114–118.
5. Готовцева А. Г. «Достойнейшее упражнение ученого человека»: литературные переводы в первом русском журнале // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. – 2018. – Т. 23. – № 4. – С. 466–476.
6. Дудникова О. Г. Воспитание и образование царских детей: эволюция системы. Вторая половина XVIII – первая половина XIX века // Аксиологические проблемы педагогики: сборник научных трудов. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2014. – С. 55–63.
7. Западов А. В. Опасный дневник. Историческая повесть. – М.: Советский писатель, 1974. – 360 с.
8. Зорин А. Л. Появление героя: Из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII – начала XIX века. – М.: Новое литературное обозрение, 2016. – 568 с.
9. Конькова О. Ю. Личность императора Павла I в оценках французских и русских мемуаристов // Вестник РУДН. Серия: История России. – 2015. – № 2. – С. 104–108.
10. Лелина Е. И. Формирование системы обучения и воспитания наследников престола в императорской России // Альманах современной науки и образования. – 2016. – № 6 (108). – С. 54–59.
11. Никанорова Е. К. Исторический анекдот в русской литературе XVIII века: Анекдоты о Петре Великом. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. – 468 с.
12. Никанорова Е. К. Мотив неузнанного императора в его сюжетных и текстовых модификациях (на материале исторических анекдотов XVIII – первой половины XIX ве- ков // Сибирский филологический журнал. – 2009. – № 1. – С. 36–47.
13. Песков А. М. Павел I. – М.: Молодая гвардия, 2003. – 442 с.
14. Порошин С. А. Записки, служащие к истории Его Императорского Высочества благоверного государя цесаревича и великого князя Павла Петровича. – М.: Кучково поле, 2015. – 592 с.
15. Проскурина В. Ю. Мифы империи: Литература и власть в эпоху Екатерины II. – М.: Новое литературное обозрение, 2006. – 328 с.
16. Сергеев В. И. Павел I. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 512 с.
17. Скопцова Е. А. Куртаги как одна из форм светского придворного общения в России XVIII в. // Вестник Мордовского университета. – 2013. – № 3. – С. 58–63.
18. Скоробогатов А. В., Макарова Н. И. «Прадеду правнук»: образ Петра I в философии власти императора Павла I // Вестник РУДН. Серия: История России. – 2004. – № 3. – С. 18–24.
19. Степанов В. П. Порошин Семен Андреевич // Словарь русских писателей XVIII века. – СПб.: Наука, 1999. – Вып. 2. (К–П). – С. 477–479.
20. Тартаковский А. Г. Русская мемуаристика XVIII – первой половины XIX в. – М.: Наука, 1991. – 288 с.
1. Bahareva, N. U., Semenov, V. A. (2015) Glas istinnogo dolga i userdiya [The voice of true duty and diligence]. Poroshin S. A. Zapiski, sluzhashchie k istorii Ego Imperatorskogo Vysochestva blagovernogo gosudarya cesarevicha i velikogo knyazya Pavla Petrovicha [Poroshin S. A. Notes serving the history of His Imperial Highness the right-believing sovereign Tsarevich and Grand Duke Pavel Petrovich]. Moscow: Kuchkovo pole Publ. Pp. 5–13. (In Russian).
2. Bilinkis, M. Y. (1995) Russkaya proza XVIII veka: Dokumental'nye zhanry. Povest'. Roman [Russian prose of the 18th century: Documentary genres. Tale. Novel]. St. Petersburg: SPbGU Publ. (In Russian).
3. Bugrov, K. D. (2009) «Diskurs Montesk'e»: rol' intellektual'nyh zaimstvovanij v politicheskih proektah N. I. Panina [«Discourse of Montesquieu»: the role of intellectual borrowings in the political projects of N. I. Panin]. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki – News of the Ural State University. Series 2: Humanities. Vol. 66. No. 4. Pp. 32–43. (In Russian).
4. Bugrov, K. D. (2010) «Delo Volynskogo» v politicheskom kontekste nachala 60?h gg. XVIII v.: N. I. Panin i Ekaterina II [«The case of Volynsky» in the political context of the early 60s. 18th century: N. I. Panin and Catherine II]. Nauka i sovremennost' – Science and modernity. No. 1–1. Pp. 114–118. (In Russian).
5. Gotovtseva, O. G. (2018) «Dostojnejshee uprazhnenie uchenogo cheloveka»: literaturnye perevody v pervom russkom zhurnale [«The worthy exercise of a learned person»: literary translations in the first Russian journal]. Vestnik RUDN. Seriya: Literaturovedenie. Zhurnalistika – Bulletin of RUDN University. Series: Literary criticism. Journalism. Vol. 23. No. 4. Pp. 466–476. (In Russian).
6. Dudnikova, O. G. (2014) Vospitanie i obrazovanie carskih detej: evolyuciya sistemy. Vtoraya polovina XVIII – pervaya polovina XIX veka [The upbringing and education of royal children: the evolution of the system. Second half of the 18th – first half of the 19th century]. Aksiologicheskie problemy pedagogiki: sbornik nauchnyh trudov [Axiological problems of pedagogy: a collection of scientific papers]. Smolensk: SmolGU Publ. Pp. 55–63. (In Russian).
7. Zapadov, A. V. (1974) Opasnyj dnevnik [Dangerous Diary]. Moscow: Sovetskij pisatel' Publ. (In Russian).
8. Zorin, A. L. (2016) Poyavleniye geroya: Iz istorii russkoy emotsional'noy kul'tury kontsa XVIII – nachala XIX veka [The emergence of a hero: from the history of russian emotional culture of the late 18th – early 19th centuries]. Moscow: New Literature Observer Publ. (In Russian).
9. Konkova, O. U. (2015) Lichnost' imperatora Pavla I v ocenkah francuzskih i russkih memuaristov [The personality of Emperor Paul I in the estimates of French and Russian memoirists]. Vestnik RUDN. Seriya: Istoriya Rossii – Bulletin of RUDN University. Series: History of Russia. No. 2. Pp. 104–108. (In Russian).
10. Lelina, L. I. (2016) Formirovanie sistemy bucheniya i vospitaniya naslednikov prestola v imperatorskoj Rossii [Formation of the system of education and upbringing of the heirs to the throne in Imperial Russia]. Al'manah sovremennoj nauki i obrazovaniya – Almanac of modern science and education. No. 6 (108). Pp. 54–59. (In Russian).
11. Nikanorova, E. K. (2001) Istoricheskij anekdot v russkoj literature XVIII veka: Anekdoty o Petre Velikom [Historical anecdote in Russian literature of the 18th century: Anecdotes about Peter the Great]. Novosibirsk: Sibirskij hronograf Publ. (In Russian).
12. Nikanorova, E. K. (2009) Motiv neuznannogo imperatora v ego syuzhetnyh i tekstovyh modifikaciyah (na materiale istoricheskih anekdotov XVIII – pervoj poloviny XIX vekov [The motive of the unrecognized Emperor in its plot and text modifications (on the material of historical anecdotes of the 18th – first half of the 19th centuries)]. Sibirskij filologicheskij zhurnal – Siberian Philological Journal. No. 1. Pp. 36–47. (In Russian).
13. Peskov, A. M. (2003) Pavel I [Paul I]. Moscow: Molodaya gvardiya Publ. (In Russian).
14. Poroshin, S. A. (2015) Zapiski, sluzhashchie k istorii Ego Imperatorskogo Vysochestva blagovernogo gosudarya cesarevicha i velikogo knyazya Pavla Petrovicha [Notes for the history of His Imperial Highness the blessed overeign tsarevich and grand duke Pavel Petrovich]. Moscow: Kuchkovo pole Publ. (In Russian).
15. Proskurina, V. U. (2006) Mify imperii: Literatura i vlast' v epohu Ekateriny II [Myths of empire: Literature and power in the era of Catherine II]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (In Russian). 16. Sergeev, V. I. (1999) Pavel I [Paul I]. Rostov-on-Don: Fenix Publ. (In Russian).
17. Skoptsova, E. A. (2013) Kurtagi kak odna iz form svetskogo pridvornogo obshcheniya v Rossii XVIII v. [Kurtagi as one of the forms of secular court communication in Russia in the 18th century]. Vestnik Mordovskogo universiteta – Bulletin of the Mordovian University. No. 3. Pp. 18–24. (In Russian).
18. Skorobogatov, A. V., Makarova, N. I. (2004) «Pradedu pravnuk»: obraz Petra I v filosofii vlasti imperatora Pavla I [«Great-grandfather's great-grandson »: the image of Peter I in the philosophy of power of Emperor Paul I]. Vestnik RUDN. Seriya: Istoriya Rossii – Bulletin of RUDN University. Series: History of Russia. No. 3. Pp. 18–24. (In Russian).
19. Stepanov, V. P. (1999) Poroshin Semen Andreevich [Poroshin Semyon Andreevich] Slovar' russkih pisatelej XVIII veka. Vyp. 2. (K–P) [Dictionary of Russian writers of the XVIII century. Issue. 2. (K-P)]. St. Petersburg: Nauka Publ. Pp. 477–479. (In Russian).
20. Tartkovsky, A. G. (1991) Russkaya memuaristika XVIII – pervoj poloviny XIX v. [Russian memoirs of the 18th – first half of the 19th centuries]. Moscow: Nauka Publ. (In Russian).