Работа с текстами этнокультурологической направленности в процессе подготовки билингвального учителя русского языка

Work with Texts of Ethnocultural Orientation in the Process of Training a Bilingual Teacher of the Russian Language

Авторы:
Медведева Наталья Владимировна,

DOI:
10.35231/25419803_2023_3_241

Полный текст336,48 КБ

В статье ставится проблема работы с текстами для подготовки билингвального учителя русского языка. Особое внимание к тексту как единице обучения связано с концентрацией в нем разноаспектного содержания. Текст выступает как единица культуры (этнокультуры), языка, речи. В тексте проступают ориентиры ментально-ценностного характера: работа с ним на занятиях по методике русского языка предполагает сопряжение ценностных составляющих этнической и русской культур, сопоставление языковых аспектов родного и русского языков, что позволяет реализовать в обучении культурологическую компетенцию. Текст выступает как объект культурологического, лингвистического анализа. В статье описывается методика работы с этнолингвистическими/лингвокультурологическими материалами русского и коми-пермяцкого фольклора на основе контрастивного анализа культуроносных единиц в текстах разных культур. В качестве материала для лингвометодической подготовки билингвального учителя рассматриваются тексты паремий, работа с которыми призвана сформировать у студентов профессиональный взгляд на потенциал связного текста как ценностной единицы культурологического, языкового, речевого и методического планов.


The article poses the problem of working with texts for the preparation of a bilingual teacher of the Russian language. Particular attention to the text as a unit of learning is associated with the concentration of various aspects of content in it. The text acts as a unit of culture (ethnoculture), language, speech. Reference points of a mental and value character appear in the text: working with him in the classroom according to the methodology of the Russian language involves conjugation of the value components of ethnic and Russian cultures, a comparison of the linguistic aspects of the native and Russian languages, which makes it possible to implement cultural competence in teaching. The text acts as an object of cultural and linguistic analysis. The article describes the methodology for working with ethnolinguistic/linguoculturological materials of Russian and Komi-Permyak folklore based on a contrastive analysis of cultural units in texts of different cultures. As a material for linguistic and methodological training of a bilingual teacher, the texts of proverbs are considered, the work with which is designed to form students' professional view of the potential of a coherent text as a value unit of cultural, linguistic, speech and methodological plans.

Медведева Наталья Владимировна
кандидат филологических наук
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Пермь, Российская Федерация
[email protected]

1. Гачев Г. Д. О национальных картинах мира // Народы Азии и Африки. – 1967. – Вып. 1. – С. 80–85.
2. Дейкина А. Д. Характеристика русского языка как объекта изучения в школьном курсе // Проблемы современного филологического образования. Межвузовский сборник научных статей. / под ред. С. А. Леонова. – М.: Ярославль: МПГУ–Ремдер, 2005. – Вып. 6. – С. 5–15.
3. Дейкина А. Д., Лёвушкина О. Н. Методический потенциал лингвокультурологических характеристик текста в школьном обучении русскому языку // Русский язык в школе. – 2014. – № 4. – С. 12–18.
4. Дейкина А. Д., Левушкина О. Н. Роль лингвокультурологического подхода в методике преподавания русского языка как родного, как иностранного и как неродного // Полилингвиальность и транскультурные практики. – 2012. – № 4. – С. 23–28.
5. Дейкина А. Д., Левушкина О. Н., Ряузова О. Ю. Актуальные способы трансляции культурологического содержания в современном обучении русскому языку // Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов. сборник научных трудов VI Виртуального Международного форума по педагогическому образованию. – Казань, 2020. – С. 108–117.
6. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач / сост. Д. Садовников. – М.: Современный писатель, 1995. – 400 с. (Славянский мир)
7. Кольчикова Н. Л. Особенности восприятия инокультурного текста учащимися-билингвами // Вестник ТГПУ. – 2009. – Выпуск 9 (87). – С. 86–90.
8. Красный круг по небу катается. Г?рд г?глян небо?т тарлась?. Коми-пермяцкие загадки: сборник фольклорных текстов и комментарии / В. Н. Бойко, Т. Г. Голева, А. С. Лобанова, А. В. Черных. – СПб.: Маматов, 2010. – 144 с. (Фольклор народов России)
9. Левушкина О. Н. Роль лингвокультурологических характеристик текстов в межкультурной коммуникации // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – Т. 2, № 3. – С. 90–94.
10. Семененко Н. Н. Роль когнитивной метафоры в организации внутренней формы паремий // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2010. – № 3. – С. 109–114.
11. Сендерович С. Я. Морфология загадки. – М.: Языки славянской культуры, 2008. – 208 с.
12. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. – М.: Искусство, 1976. – 614 с.
13. Русские народные загадки Пермского края: сборник фольклорных текстов с комментариями и истолкованиями / Сост. И. А. Подюков, А. В. Черных. – Пермь, 2012. – 256 с.
14. Ходякова Л. А. Живопись на уроках русского языка: Теория и методические разработки уроков: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 352 с.

Ключевые слова:
русский язык, текст, этнокультурология, билингвальный учитель, Russian language, text, ethnoculturology, bilingual teacher.

Для цитирования:
Медведева Н. В. Работа с текстами этнокультурологической направленности в процессе подготовки билингвального учителя русского языка // Art Logos (искусство слова). – 2023. – № 3. – С. 241–251. DOI: 10.35231/25419803_2023_3_241. EDN: VOXYPK Medvedeva, N. V. (2023) Rabota s tekstami etnokul'turologicheskoj napra-vlennosti v processe podgotovki bilingval'nogo uchitelya russkogo yazyka [Work with Texts of Ethnocultural Orientation in the Process of Training a Bilingual Teacher of the Russian Language]. Art Logos – The Art of Word. No. 3. Pp. 241–251. (In Russian). DOI: 10.35231/25419803_2023_3_241. EDN: VOXYPK

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина