Современные игровые технологии на уроках русского языка как иностранного: обзор лингводидактических практик

Modern Gaming Technologies in Russian as a Foreign Language Lessons: Review of Linguodidactic Practices

Авторы:
Турко Ульяна Игоревна,

DOI:
10.35231/25419803_2023_2_178

Полный текст352,84 КБ

Использование инновационных технологий на уроках русского языка как иностранного — одно из условий организации современного образовательного процесса для эффективного усвоения лексико-грамматических знаний и развития коммуникативных способностей обучающихся. Проведение занятий в игровой форме, применение игровых упражнений на разных этапах урока является органичным и соответствующим реалиям современного информационного общества. Среди игровых технологий педагогами выделяются сторителлинг, хакатон, эдьютейнмент, настольные, коммуникативные, интерактивные игры и другие, которые реализуются благодаря методам ролевого взаимодействия, практико-ориентированного, проблемного и адаптивного обучения. Игровые технологии направлены на развитие речевых умений иностранных студентов и их творческой активности, поддерживают заинтересованность студентов, снижают информационную перегрузку и психологическое напряжение, способствуют запоминанию лексико-грамматического материала в занимательной форме.

The use of innovative technologies in the lessons of Russian as a foreign language is one of the conditions for organizing a modern educational process for the effective assimilation of lexical and grammatical knowledge and the development of students' communicative abilities. Conducting classes in a game form, the use of game exercises at different stages of the lesson is organic and relevant to the realities of the modern information society. Among gaming technologies, teachers distinguish storytelling, hackathon, edutainment, board, communicative, interactive games and others, which are implemented through the methods of role-playing interaction, practice-oriented, problem-based and adaptive learning. Game technologies are aimed at developing the speech skills of foreign students and their creative activity, support students' interest, reduce information overload and psychological stress, and contribute to memorizing lexical and grammatical material in an entertaining way.

Турко Ульяна Игоревна
кандидат филологических наук, доцент
Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина
Елец, Российская Федерация
[email protected]

1. Бертякова А. Н. Реализация технологии игры при формировании навыка употребления русских предлогов при обучении РКИ // II Всемирный конгресс в реальном и виртуальном режиме «Восток-Запад: пересечения культур»: Научно-практические материалы II Всемирного конгресса. – Киото: Tanaka Print, 2019. – Т. 2. – С. 395–401.
2. Виноградова М. В. Интерактивные методы на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному // Лебедевские чтения. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2022. – С. 68–74.
3. Глазова О. Г. Научно-популярные фильмы как часть дидактической игры в процессе дистанционного обучения русскому языку как иностранному // Современное педагогическое образование. – 2020. – № 9. – С. 144–148.
4. Горлова Г. Н., Гасанова Н. А. Актуализация инновационных технологий в вузовском процессе обучения русскому языку как иностранному // Векторы развития русистики и лингводидактики в контексте современного филологического образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Астрахань: Астраханский университет, 2021. – С. 143–148.
5. Жильцов В. А., Маев И. А. Проект коммуникативного образовательного ресурса по русскому языку как иностранному с использованием технологии v-learning // Русистика. – 2021. – Т. 19. – № 1. – С. 34–50. DOI 10.22363/2618–8163–2021–19–1–34–50.
6. Жукова Т. А. Эдьютейнмент в практике преподавания русского языка как иностранного // Проблемы современного филологического образования: cб. науч. ст. XI Всероссийской научно-практической конференции. – М.-Ярославль: Ремдер, 2021. – Вып. XIX. – С. 108–114.
7. Пылкова А. А. Интерактивные формы занятий на довузовском этапе обучения РКИ // Эпоха науки. – 2018. – № 13. – С. 120–126.
8. Савочкина И. В. Мультимедийные средства обучения в практике преподавания русского языка как иностранного в условиях дистанционного образования // Новое и традиционное в переводоведении и преподавании русского языка как иностранного: сб. ст. международной научной конференции. – Баня-Лука: Panevropski univerzitet “Apeiron”, 2021. – С. 78–85.
9. Самчик Н. Н. Перспективы использования технологии эдьютейнмент на занятиях по русскому языку как иностранному // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9. – № 3 (32). – С. 233–236. DOI 10.26140/anip-2020–0903–0053.
10. Спиридонова Л. Н. Сторителлинг: из опыта применения игровых технологий в преподавании русского языка как иностранного // Русский язык в поликультурном мире: сб. науч. ст. IV Международного симпозиума: в 2 т. – Симферополь: КФУ имени В. И. Вернадского, 2020. – Т. 2. – С. 187–193.
11. Троцюк С. Н. К вопросу о современных технологиях обучения русскому языку как иностранному // Русское культурное пространство – реальное и виртуальное. Материалы XXI Международной научно-практической конференции. – М.: МГУ, 2022. – С. 241–244.
12. Тхи Ханг Н. Компьютерная игра «Вращение колеса» (Powerpoint) в обучении вьетнамцев русскому языку как иностранному // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. – 2021. – № 26–1. – С. 214–217.
13. Фёдорова Л. И. Игровые технологии на занятиях по языку (на примере закрепления темы «Употребление предлогов в и на при выражении местонахождения в русском языке») // Иностранные языки в Узбекистане. – 2020. – № 2 (31). – С. 177–184. DOI 10.36078/1589807835.
14. Хади Б. Использование игровых технологий при изучении темы «Русская кухня» // Язык и коммуникация в контексте культуры. Материалы Международной научно-практической онлайн-конференции. – Ростов-на-Дону: РИНХ, 2022. – С. 23–27.
15. Холодкова М. В., Жеребцова Ж. И., Дьякова Т. А. Реализация игровых технологий при дистанционном обучении русскому языку как иностранному // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2021. – Т. 26. – № 190. – С. 79–89. DOI 10.20310/1810–0201–2021–26–190–79–89.
16. Шапошникова Т. Л., Гордиенко О. А., Вязанкова В. В., Глухенький И. Ю. Практика использования хакатонов в преподавании русского языка как неродного // Общество: социология, психология, педагогика. – 2022. – № 10 (102). – С. 163–169. DOI 10.24158/spp.2022.10.25.

Ключевые слова:
игровые технологии, сторителлинг, хакатон, эдьютейнмент, настольные игры, коммуникативные игры, интерактивные игры, компьютерные игры, РКИ, game technologies, storytelling, hackathon, edutainment, board games, communication games, interactive games, computer games, Russian as a foreign language.

Для цитирования:
Турко У. И. Современные игровые технологии на уроках русского языка как иностранного: обзор лингводидактических практик // Art Logos (искусство слова). – 2023. – № 2. – С. 178–191. DOI 10.35231/25419803_2023_2_178 Turko, U. I. (2023) Sovremennye igrovye tekhnologii na urokah russkogo yazyka kak inostrannogo: obzor lingvodidakticheskih praktik [Modern gaming technologies in Russian as a foreign language lessons: review of linguodidactic practices]. Art Logos – The Art of Word. No. 2. Pp. 178–191. (In Russian). DOI 10.35231/25419803_2023_2_178

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина