В статье рассматривается система мгновенного обмена текстовыми сообщениями WhatsApp как современное дополнительное средство электронного обучения. Цель исследования состоит в анализе возможностей применения системы WhatsApp при обучении русскому языку как иностранному и определении значимости данной системы для формирования и развития у иностранных студентов коммуникативной компетентности. Методологическую основу исследования составили анализ современных информационно-коммуникационных технологий, применяемых в образовательном процессе; анализ научно-методической литературы по теме и обобщение опыта коллег, работающих в электронной среде. Эмпирическая база исследования эффективности применения WhatsApp в образовательном процессе создавалась нами на протяжении 6 лет. В исследовании приняли участие 72 человека — это иностранные слушатели факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин Российского университета дружбы народов, будущие студенты-медики, ординаторы и аспиранты медико-биологического профиля. В статье представлен анализ функциональной составляющей приложения WhatsApp в учебном процессе и продуктивности учебной деятельности с применением WhatsApp. По результатам наблюдения и практической деятельности дано обоснование целесообразности данного мессенджера и определен этап его введения в учебный процесс; ограничен объем работы, связанной с использованием системы WhatsApp в учебном процессе; проведено наполнение учебной группы WhatsApp лингводидактическим материалом; определена система заданий, направленных на успешное внедрение приложения WhatsApp в учебный процесс. Обобщен лингводидактический потенциал системы WhatsApp при обучении русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки, определено место приложения в традиционной обучающей среде, обоснованы преимущества использования WhatsApp как дополнительного средства электронного обучения.
The article discusses the cross-platform messaging service WhatsApp as an additional modern means of e-learning. The purpose of the research is to analyze the possibilities of using WhatsApp in teaching Russian as a foreign language and determine the significance of this service for the formation and development of international students' communicative competence. The methodological basis of the research is the analysis of modern information and communication technologies used in the educational process; analysis of scientific and methodological literature on the topic and generalization of experiences of colleagues working in the electronic environment. We have been creating an empirical base for studying the effectiveness of WhatsApp in the educational process for six years. The study involved 72 participants, including international students of the Faculty of Russian language and General Education Disciplines of The Peoples' Friendship University of Russia, future medical students, residents and postgraduate students in Biological sciences. The article presents an analysis of both of the functional component of the WhatsApp application in the educational process and the productivity of educational activities using WhatsApp. According to observations and practical activities' results, the rationale for the expediency of this messenger was given, and the stage of its introduction in the educational process was defined. A limited amount of work associated with the use of WhatsApp in the educational process was performed. The WhatsApp study group was given with lingua-didactic materials, and the system of tasks aimed at the successful implementation of the WhatsApp application in the educational process was defined. The article summarizes the linguistic and didactic potential of WhatsApp in teaching Russian as a foreign language at the stage of pre-University training, defines the application's place in the traditional learning environment, and substantiates the advantages of using WhatsApp as an additional e-learning tool.
Кацюба Лариса Борисовнакандидат филологических наук, доцент
Российский университет дружбы народов
Москва, Российская Федерация
larrakatz@yandex.ru
1. Авакян И. Б., Виноградова Г. А. Факторный анализ развития инновационной готовности преподавателей вуза // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9. – № 1. – С. 43–56. DOI: 10.15293/2658-6762.1901.03
2. Балыхина Т. М., Гарцов А. Д. Русский язык в сети как лингводидактический путь его глобализации // Мир русского слова. – 2010. – № 2. – С. 90–94.
3. Барбер М., Муршед М. Создавая будущее: как хорошие образовательные системы могут стать еще более эффективными в следующем десятилетии // Вопросы образования. – 2010. – № 3. – С. 6–31.
4. Васильева Т. В., Левина Г. А., Ускова О. А. Еще раз о коммуникативной компетенции: возвращение к истокам // Русский язык за рубежом. – 2012. – № 4. – С. 17–23.
5. Гарцов А. Д. Международный образовательный потенциал электронной дидактики // Вестник РУДН. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». – 2009. – № 4. – С. 116–123.
6. Гарцов А. Д. Русский язык в инфокоммуникационном пространстве // Вестник РУДН. Cерия «Вопросы образования: языки и специальность». – 2008. – № 4. – С. 5–9.
7. Джанелли М. Электронное обучение в теории, практике и исследованиях // Вопросы образования. – 2018. – № 4. – С. 81–98. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-4-81-98
8. Драйден Г., Вос Д. Революция в обучении: научить мир учиться по-новому. – М., 2003. – 671 с.
9. Зонова М. В., Николаева Н. А. Применение мессенджера WhatsApp при организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку // Актуальные проблемы германистики и методики преподавания иностранных языков. – Саранск, 2018. – С. 227–231.
10. Кацюба Л. Б., Гуляева Н. А., Сидорова И. Н. Фразеология в контексте ИКТ (на материале занятий по русскому языку как иностранному) // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2016. – № 2. – С. 397–401.
11. Келли П., Коутс Х., Нейлор Р. Онлайн-образование: путь от участия к успеху // Вопросы образования. – 2016. – № 3. – С. 34–58. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-3-34-58
12. Клобукова Л. П., Нестерская Л. А., Норейко Л. Н. Лингводидактические проблемы формирования языковой компетенции иностранных учащихся в сфере экономики и бизнеса // Русский язык на перекрёстке эпох: традиции и инновации в русистике. – Ереван, 2019. – С. 235–240.
13. Ларина Т. В. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции через обучение национальному стилю коммуникации // Вестник РУДН. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». – 2009. – № 4. – С. 64–73.
14. Малошонок Н. Г. Взаимосвязь использования Интернета и мультимедийных технологий в образовательном процессе со студенческой вовлеченностью // Вопросы образования. – 2016. – № 4. – С. 59–83. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-4-59-83
15. Пасовец Ю. М., Беспалов Д. В. Отношение социально-активной молодежи к лидерству // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – Т. 8. – № 2. – С. 77–101. DOI: 10.15293/2226-3365.1802.05
16. Просвиркина И. И., Садретдинова Т. А., Яхно М. Д., Фролова А. М. Использование моделей смешанного обучения при обучении говорению // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 12 (78). – C. 202–205.
17. Резникова А. В., Внуковская А. В. К вопросу о возможности использования мессенджера «WhatsApp» как дидактической платформы и средства психологической адаптации иностранных слушателей при обучении русскому языку как иностранному // Вестник Уфимского юридического института МВД России. – 2019. – № 4 (86). – С. 183–187.
18. Румянцева Н. М., Юрова Ю. В. Использование традиционных и современных технических средств обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся (довузовский этап обучения) // Вестник РУДН. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». – 2007. – № 4. – С. 133–139.
19. Фомина А. С. Смешанное обучение в вузе: институциональный, организационно-технологический и педагогический аспекты // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 21. – С. 272–279.
20. Хромов С. С., Каменева Н. А. Современный подход к формированию и развитию цифровой грамотности в образовании // Открытое образование. – 2016. – Т. 20, № 1. – С. 60–65. DOI: 10.21686/1818-4243-2016-1-60-65
21. Alammary A., Sheard J., Carbone A. Blended learning in higher education: Three different design approaches // Australasian Journal of Educational Technology. – 2014. – Vol. 30 (4). – P. 440–454. DOI: 10.14742/ajet.693
22. Horn M. B., Staker H. Blended: Using Disruptive Innovation to Improve Schools. – San Francisco, CA 94104–4594, Published by Jossey-Bass, 2015. – 336 p.
23. Ismailova Kh. E., Arzumanova R. A., Katsyuba L. B., Pshenichnikova A. Y. Methodological foundations of teaching vocabulary to foreign students-nonphilologists by means of computer technologies (initial stage of training) // Revista ESPACIOS. – 2018. – Vol. 39. No 29. – P. 8.
24. Ismailova Kh. E., Bondareva O. V. Learning the vocabulary of Russian as a foreign language within the elementary level through Quizlet.com // XLinguae. – 2018. – Vol. 11. Issue 3. – P. 86–95. DOI: 10.18355/XL.2018.11.03.08
25. Kumar A. Blended Learning in Higher Education: A Comprehensive Study // Proceeding of International Conference on Business Mangement & Information Sistems, 2012. – Р. 6.
26. Kuzu ?. H. Digital Transformation in Higher Education: A Case Study on Strategic Plans // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29. – № 3. – С. 9–23. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-29-3-9-23
27. Penkov B. V. M-learning: curriculum and professional development // Инновационные технологии в современном образовании. – М., 2019. – С. 772–779.