Интерпретация образа смерти в литературе периода Первой мировой войны

Interpretation of the Image of Death in the Literature of the First World War

Авторы:
Похаленков Олег Евгеньевич,Семёнов Антон Олегович,

DOI:
10.35231/25419803_2023_2_60

Полный текст268,33 КБ

В представленном исследовании предлагается анализ образа смерти в раннем стихотворении английского поэта времени Первой мировой войны, причисляемого к так называемым «окопным» поэтам, Уилфрида Оуэна (Wilfred Owen, 1893–1918) «Я видел, как становились темными его уста» ("I Saw His Round Mouth's Crimson"). Приводится сравнительный анализ текста оригинала и перевода поэтического текста, выполненного авторами статьи. Выделяются и анализируются парадигмы образов, связанные с центральным образом лирического текста — образом смерти. Парадигмы образов рассматриваются на основе теории Н. В. Павлович (которая выделяла объект и предмет сопоставления). В парадигмах поэтического текста также выделяется ассоциативное значение, которое позволяет рассмотреть ассоциативное значение образа, возникающее в контексте текстовой ситуации употребления. Определяется роль парадигм образов в создании конкретного образа смерти фронтового товарища, которую стремился запечатлеть поэт, и поэтическая интерпретация.

The presented study offers an analysis of the image of "death" in an early poem by the English poet of the First World War, referring to the so-called "trench" poets, Wilfred Owen (1893–1918), "I Saw His Round Mouth's Crimson". The comparative analysis of the original text and the translation of the poetic text performed by the authors of the article is given in the article. The paradigms of images associated with the central image of the lyrical text – the image of death – are highlighted and analyzed. The paradigms of images are considered on the basis of the theory of N. V. Pavlovich (who highlighted the object and the subject of comparison). In the paradigms of the poetic text, an associative meaning is also highlighted, which allows us to consider the associative meaning of the image that arises in the context of a textual situation of usage. The role of image paradigms in creating a specific image of the death of the poet's front-line comrade, which the poet sought to capture, and its poetic interpretation is determined.

Похаленков Олег Евгеньевич
доктор филологических наук, доцент
Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского
Калуга, Российская Федерация
[email protected]

Семёнов Антон Олегович
-
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Калуга, Российская Федерация
[email protected]

1. Павлович Н. В. Язык образов. – М.: Азбуковник, 2004. – 527 с.
2. Bond B. The Unquiet Western Front: Britain’s role in Literature and history. – Cambridge: Cambridge UP, 2007. – 140 p.
3. Fussel P. The Great War and Modern Memory. – Oxford: Oxford UP, 2005. – 368 p.
4. Hynes S. A War Imagined: The First World War and English Culture. – London: Bodley Head, 1990. – 514 p.
5. Monteith S. Pat Barker. – Horndon: Northcote House, 2002. – 130 p.
6. Owen W. Poems. – London: World’s poetry archive. 2004. – 83 p.

Ключевые слова:
У. Оуэн, «окопная» поэзия, образ, поэтический текст, интерпретация, W. Owen, "trench" poetry, image, poetic text, interpretation.

Для цитирования:
Похаленков О. Е., Семенов А. О. Интерпретация образа смерти в литературе периода Первой мировой войны // Art Logos (искусство слова). – 2023. – № 2. – С. 60–67. DOI 10.35231/25419803_2023_2_60 Pokhalenkov, O. E., Semenov, A. O. (2023) Interpretaciya obraza smerti v literature perioda Pervoj mirovoj vojny [Interpretation of the image of death in the literature of the First World War]. Art Logos – The Art of Word. No. 2. Pp. 60–67. (In Russian). DOI 10.35231/25419803_2023_2_60

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина