Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в ЛГУ им А.С. Пушкина

Уважаемые студенты и преподаватели!

В связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции COVID-19 ЛГУ им. А.С. Пушкина временно переводит обучающихся на полную реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

В настоящий момент в ЛГУ ИМ.А.С.ПУШКИНА функционирует платформа Blackboard для организации образовательного процесса в удаленном режиме и контроля самостоятельной работы студентов и слушателей.

Целью внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ЛГУ им. А.С. Пушкина является повышение эффективности учебного процесса за счёт использования активных методов обучения и индивидуализации образовательных траекторий.

Деятельность по организации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ЛГУ им. А.С. Пушкина курирует

Учебное управление

196605, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, Петербургское ш., д. 10, каб. 104., тел. 451-97-14, Начальник управления: Сидненко Татьяна Ивановна, t.sidnenko@lengu.ru

В структуре учебного управления:

Отдел информационно-методического обеспечения образовательного процесса

  • Формирование банка электронных образовательных ресурсов по направлениям подготовки Университета;
  • формирование нормативной документации, регламентирующей реализацию дистанционных образовательных технологий в Университете;
  • контроль за реализацией учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий,
  • моделирование вариативных образовательных маршрутов обучаемых.

196605, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, Петербургское ш., д. 10, каб. 306, imoop@lengu.ru, тел. 451-98-41, Зав. отделом: Яхудина Елена Николаевна

Центр образовательных технологий

  • Обеспечение информационно-методической поддержки внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс Университета
  • Оказание методической помощи сотрудникам учебных подразделений по корпоративному взаимодействию в едином электронном образовательном пространстве Университета
  • Оказание методической помощи ППС при проведении занятий с применением ДОТ
  • Курирование онлайн мероприятий
  • Повышение профессиональной и академической мобильности педагогических и руководящих работников, студентов, аспирантов на принципах непрерывности, преемственности, модульности и универсальности получения образования, в условиях реализации  сетевого взаимодействия
  • Организация профессиональных конкурсов, направленных на выявление лучших студентов с целью закрепления их на предприятиях и учреждениях муниципального района

196605, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, Петербургское ш., д. 10., каб 104, тел. 4519714, Директор: Дорофеева Элина Владимировна.

На данный момент применение дистанционных образовательных технологий активно применяется в образовательном процессе вуза по всем рекомендованным направлениям подготовки.

Федеральные ресурсы и документы

Локальные доукменты

По вопросам поддержки дистанционного обучения обращайтесь: 

Базовые термины:

  • Вебинар — онлайн-семинар (веб-конференция, вебинар, англ. webinar) — разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение.
  • Видеоконференция — современная технология обучения, которая позволяет в режиме реального времени передавать всем участникам видеоконференции звук, изображение, а также различные электронные документы, включающие текст, таблицы, графики, компьютерную анимацию, видеоматериалы, презентационные материалы.
  • Видеолекция — лекция по теме (разделу, модулю) учебного курса (дисциплины), представленная в видеоформате и предназначенная для коллективного и индивидуального просмотра.
  • Дистанционное обучение — совокупность образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени, прежде всего, с использованием средств телекоммуникации.
  • Дистанционные образовательные технологии — образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
  • Интерактивный мультимедиа курс — учебный материал, представленный в виде гипертекстовой структуры с мультимедиа приложениями, обеспеченный системой навигации по курсу и управления различными его компонентами.
  • Информационно-образовательная среда — это системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера.
  • Информационно-телекоммуникационная сеть – это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
  • Кейсовая технология — дистанционная образовательная технология, основанная на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения с использованием различных видов носителей информации.
  • Модуль — совокупность учебных материалов, направленных на формирование взаимосвязанных компетенций, представляющая собой законченный элемент содержания обучения и гарантирующая достижение определенных результатов обучения (заданного уровня компетентности). 
  • Образовательный контент, контент по дисциплине — структурированное предметное содержание по учебному курсу (дисциплине), является основой электронного образовательного ресурса, представленного в электронно-цифровой форме и включающего в себя учебную информацию, необходимую и достаточную для организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий по конкретной дисциплине учебного плана. 
  • Платформа дистанционного обучения — аппаратно-программный и связанный с ним организационный комплекс по предоставлению услуг по дистанционному обучению, который может быть интегрирован в сетевую инфраструктуру учреждения совместно с базой электронных курсов различной специализации, например, Blackboard, Moodle и др.
  • Почта — электронная почта — технология и служба по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма», «электронные письма» или «сообщения») между пользователями компьютерной сети (в том числе — Интернета).
  • Режим «Оn-line» — от англ. «находящийся в состоянии подключения сеанс» коммуникации в режиме реального времени, связанный с передачей учебной информации удаленному пользователю на его компьютер с использованием сети Интернет. 
  • Режим «Оff-line» — от англ. «отключенный от сети» сеанс коммуникации в режиме отсроченного времени, связанный с передачей информации удаленному пользователю на его компьютер с использованием сети Интернет.
  • Сетевая технология — вид дистанционной технологии обучения, основанной на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам и для формирования совокупности методических, организационных технических и программных средств реализации и управления учебным процессом независимо от местонахождения его субъектов.
  • Телеконференция — мероприятие, в котором групповая коммуникация осуществляется между территориально распределенными участниками с помощью обмена электронными сообщениями в режиме отложенного или реального времени. 
  • Телекоммуникационная технология — дистанционная образовательная технология, основанная на использовании преимущественно космических спутниковых средств передачи данных и телевещания, а также глобальных и локальных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам, представленным в виде цифровых библиотек, видеолекциии других средств обучения. 
  • Телекоммуникация — процесс передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. 
  • Тьютор — преподаватель-консультант или куратор студентов, выполняющий индивидуальное сопровождение обучения путем личного контакта со студентами и осуществляющий учебно-методическое руководство учебным процессом в рамках конкретной учебной программы
  • Чат — сервис сети Интернет для обмена текстовыми сообщениями в режиме реального времени одновременно на одном и том же текстовом поле.
  • Форум — сервис сети Интернет для обмена текстовыми сообщениями в режиме отложенного или реального времени. 
  • Электронная информационно-образовательная среда представляет собой совокупность электронных информационных ресурсов и электронных образовательных ресурсов, информационных, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих условия для реализации образовательной и других видов деятельности университета.
  • Электронное обучение — организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.
  • Электронный образовательный ресурс (ЭОР) — образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.
  • Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) дисциплины — часть основной образовательной программы, разрабатываемой по каждому направлению подготовки или специальности, и включает в себя учебный план, программу учебной дисциплины и учебно-методические материалы.

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина