Введение. Обосновывается важность изучения учебной мотивации студентов вуза и их самооценки в целях повышения эффективности профессионального образования.
Материалы и методы. Объектом исследования выступили студенты разных курсов университета. В ходе исследования они были разделены на группы по показателю самооценки (завышенная, адекватная и заниженная). Затем проводился сравнительный анализ мотивации обучения в вузе и уровня притязаний испытуемых разных групп. В заключение был проведен корреляционный анализ изучаемых характеристик. В работе были использованы следующие методики: «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной, диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан; моторная проба Й. Шварцландера.
Результаты исследования. Результаты показали различия в показателях мотивации обучения в вузе и уровне притязаний студентов с разным уровнем самооценки.
Обсуждение и выводы. Анализируются полученные результаты, рассматривается направление психологической работы со студентами вуза на основании результатов исследования.
Introduction. The importance of studying the educational motivation of university students and their self-esteem in order to improve the effectiveness of professional education is substantiated.
Materials and methods. The object of the study were students of different courses of the university. In the course of the study, they were divided into groups according to the self-esteem indicator (overestimated, adequate and underestimated). Then a comparative analysis of the motivation for studying at a university and the level of aspirations of the subjects of different groups was carried out. In conclusion, a correlation analysis of the studied characteristics was carried out. The following methods were used in the work: “Motivation for studying at a university” by T. I. Ilyinа, diagnostics of Dembo-Rubinshtein self-esteem in the modification of A. M. Prikhozhan, J. Schwarzlander's motor test.
Results. The results showed differences in indicators of motivation for studying at a university and the level of aspirations of students with different levels of self-esteem.
Discussion and conclusion. In conclusion, the obtained differences are analyzed, the direction of psychological work with university students is considered based on the results of the study.
Лебедева Елена Игоревнакандидат психологических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
e.lebedeva@lengu.ru
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 2017. – 247 с.
2. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: Академия, 2002. – 367 с.
3. Бадмаев Б. Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. – М.: Учебная литература, 1997. – 256 с.
4. Вавилова Л. Н., Дочкин С. А., Костюк Н. В., Кузина В. М., Сахарова В. И. Мотивация обучения в профессиональном образовании: сущность, особенности, развитие: монография / под науч. ред. В. И. Сахаровой. Москва-Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2007. – 208 с.
5. Вилюнас В. Психология развития мотивации. – СПб.: Речь, 2006. – 457 с.
6. Джеймс У. Психология. – М.: Педагогика. – 2017. – 390 с.
7. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. – Минск, 2006. – 100 с.
8. Имедадзе И. В. Потребность и мотив в поведении человека // Человек в системе наук / под ред. И. Т. Фролова. – М., 1989. – 450 с.
9. Классики менеджмента: пер с англ. / под ред. М. Уорнера. – СПб.: Питер, 2001. – 510 с.
10. Лебедева Е. И. Динамика структуры мотивации обучения студентов университета // Тенденции развития науки и образования. – Самара. – 2020. – №62-19. – С.83-87.
11. Левин К., Дембо Т., Фестингер Л., Сирс Р. Уровень притязаний / Психология мотиваций и эмоций; ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликмана. – М.: ЧеРо, 2002. – 192 с.
12. Лисовский В. Т. Дмитриев А. В. Личность студента. – Л.: ЛГУ, 1974. – 211 c.
13. Маркова А. К. Матис Т. А., Орлов А. Б. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 192 с.
14. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
15. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – 2-е изд. – СПб.; М.: Смысл, 2003. – 860 с.