Психологические характеристики социально активных обучающихся вуза с разным уровнем академической успеваемости

Psychological Characteristics of Socially Active University Students with Different Levels of Academic Performance

Авторы:
Головешкина Наталья Викторовна,Головешкин Иван Дмитриевич,

DOI:
10.35231/18186653_2022_4_279

Полный текст423,39 КБ

Введение. В данном исследовании анализируются некоторые психологические характеристики обучающихся вуза с разной степенью социальной активности и разным уровнем академической успеваемости. Результаты, представленные в статье, позволяют уточнить характеристики, определяющие успешность обучения студентов в вузе.

Материалы и методы. Для решения задач исследования и в соответствии с методологическими принципами были использованы: опросник Р. Кеттелла (16-факторный личностный опросник; 16-ФЛО), Форма «С»; тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Дж. Крамбо и Л. Махолик, адаптация Д. А. Леонтьева); методика для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан, В. А. Якунин, модификация М. Ц. Бадмаевой); тест «Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн» (модификация А. М. Прихожан); опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан); методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян и Н. Эпштейн), анкета для определения уровня социальной активности студентов.

Результаты исследования. В ходе анализа результатов исследования были обнаружены значимые различия в психологических характеристиках социально активных и социально неактивных обучающихся с разным уровнем академической успеваемости, а также определены характеристики успешности обучения студентов вуза с разным уровнем социальной активности.

Обсуждение и выводы. По результатам исследования анализируются и обосновываются полученные различия, приводятся практические рекомендации по организации работы и взаимодействия преподавателей и обучающихся в вузе.

Introduction. This study analyzes some psychological characteristics of university students with different degrees of social activity and different levels of academic performance. The results presented in the article allow us to clarify the characteristics that determine the success of students in higher education.

Materials and methods. To solve the tasks of the research and in accordance with the methodological principles we used: R. Kettell questionnaire (16-factor personality questionnaire; 16-FLO), Form "C"; test of sense-life orientations (SLE) (J. Crumbo and L. Maholic, adaptation by D. A. Leontiev); method for diagnostics of students' learning motivation (A. A. Rean, V. A. Yakunin, modified by M. C. Badmaeva); test "Dembo-Rubinstein self-esteem rese(modified by A. M. Prikhozhan); questionnaire "Success motivation and fear of failure" (A. A. Rean); "Scale of emotional response" method (A. Megrabyan and N. Epstein), questionnaire to determine students' social activity level.

Results. During the analysis of the research results, significant differences in the psychological characteristics of socially active and socially inactive students with different levels of academic performance were found, and the characteristics determining the success of university students with different levels of social activity were identified.

Discussion and conclusions. According to the results of the study the differences obtained are analyzed and substantiated, practical recommendations for the organization of work and interaction between teachers and students in the university are given.

Головешкина Наталья Викторовна
кандидат психологических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

Головешкин Иван Дмитриевич
-
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
[email protected]

1. Абдулина О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. – 1993.
2. Братченко С. Л., Миронова М. Л. Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. – СПб.: Прайм-Еврознак, 1997.
3. Васильева С. Н., Мазина О. Н. Теоретические предпосылки исследования проблемы формирования социальной активности молодежи // Молодой ученый. – 2015. – № 10 (90). – С. 1105–1108. – URL: https://moluch.ru/archive/90/18707/ (дата обращения: 28.11.2022).
4. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. В. Е. Клочко. – М.: Валдос-прэсс ИМПЭ, 2003.
5. Емельянова И. Н. Воспитательная функция классического государственного университета: история, теория, современная практика. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008.
6. Колесникова М. В. Педагогические исследования в области социальной активности личности // Вестник Томского государственного университета. – Томск, ТГУ, 2007.
7. Купцов И. И. Формирование социально активной личности: материалы конференции. – Рязань, 1990.
8. Курапова Т. Ю. Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ // Психология в России и за рубежом: материалы международной научной конференции. – СПб.: Реноме, 2011.
9. Лаврова Н. А. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек – человек»: тезисы московской межвуз. науч.-практ. конф.; под ред. М. Ю. Карелиной. – М.: МИССО, 2003.
10. Настявин И. М. Социология трудовой активности личности (опыт теоретико-прикладного исследования). – Казань, 2007.
11. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М., 1976.
12. Пилепчевская Н. В. Изучение социальной активности студентов педагогического вуза // Вестник Томского государственного университета. – Томск, ТГУ, 2007.
13. Регуш Л. А. Учить учиться! О проблеме школьной неуспеваемости // Психологическая газета. – 1999.
14. Хухлаева О. В. Психологическое здоровье учащихся как цель работы школьной психологической службы // Психологический журнал. – 2004.
15. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.
16. Ясвин В. А. Психологическое моделирование образовательных сред // Психологический журнал. – 2000.

Ключевые слова:
активность, социальная активность, деятельность, воспитательно-развивающая среда вуза, академическая успеваемость, мотивация учебной деятельности. activity, social activity, educational andarch developmental environment of the university, academic performance, learning activity motivation.

Для цитирования:
Головешкина Н. В., Головешкин И. Д. Психологические характеристики социально-активных обучающихся вуза с разным уровнем академической успеваемости // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2022. – № 4. – С. 279–296. DOI 10.35231/18186653_2022_4_279 Goloveshkina, N. V., Goloveshkin, I. D. (2022) Psikhologicheskiye kharakteristiki sotsial'no aktivnykh obuchayushchikhsya vuza s raznym urovnem akademicheskoy uspevayemosti [Psychological characteristics of socially active learners with different levels of academic performance]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. Pp. 279–296. DOI 10.35231/18186653_2022_4_279 (In Russian).

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина