Введение. В статье рассматриваются основные проблемы и перспективы цифровой психодидактики в системе высшего образования. Проанализированы современные тенденции цифровой трансформации высшей школы. Проведен анализ основных понятий, связанных с цифровизацией системы образования, таких как «цифровая педагогика», «цифровая дидактика», «цифровая психодидактика». Выделены основные проблемы и противоречия системы высшего образования в условиях цифровой трансформации. Приведены данные эмпирического исследования среди обучающихся в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России в период начала пандемии COVID-19 относительно их психологической готовности к обучению с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ), а также изложены результаты исследования отношений обучающихся к положительным и отрицательным факторам ДОТ.
Материалы и методы. В качестве основных методов исследования были использованы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, анкетирование, констатирующий эксперимент и статистические методы обработки результатов исследования. Всего в исследовании приняли участие 1439 обучающихся.
Обсуждение и выводы. Результаты проведенного эмпирического исследования позволили выделить положительные и отрицательные последствия обучения в дистанционном формате, наметить пути повышения эффективности обучения с применением ДОТ, сделать вывод о необходимости и путях развития цифровой психодидактики.
Introduction. This article is devoted to the study of the main problems and prospects of digital psychodidactics in the system of higher education. The article analyzes the current trends in the digital transformation of higher education. The analysis of the main concepts related to the digitalization of the education system, such as "digital pedagogy", "digital didactics", "digital psychodidactics" was carried out. The main problems and contradictions of the system of higher professional education in the context of digital transformation are highlighted. The data of an empirical study among students at the St. Petersburg State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia during the beginning of the COVID-19 pandemic regarding their psychological readiness for learning with the use of DOT are presented, as well as the results of a study of students' attitudes to the positive and negative factors of DOT.
Materials and methods. As the main research methods were used: theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the research topic, questioning, ascertaining experiment and statistical methods of processing research results. A total of 1439 students took part in the study.
Discussion and conclusion. The results of the empirical study made it possible to highlight the positive and negative aspects of distance learning, outline ways to improve the effectiveness of learning with the use of DOT, and draw a conclusion about the need and ways for the development of digital psychodidactics.
Ванновская Ольга Васильевнакандидат психологических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
vannovskaya@mail.ru
Булат Роман Евгеньевичдоктор педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
bulatrem@mail.ru
1. Блинов В. И. Цифровая дидактика: модный тренд или новая наука? // Профессиональное образование. Столица. – 2019. – № 3. – С. 27–32.
2. Булат Р. Е., Лебедев А. Ю., Байчорова Х. С. Психолого-педагогические особенности очной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий // Вестник Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России. – № 4. – 2021. – С. 171–181.
3. Булат Р. Е., Байчорова Х. С., Лебедев А. Ю., Никитин Н. А., Поборчий А. В. Психолого-педагогические аспекты экстренного перехода обучающихся очной формы обучения на дистанционный формат подготовки и проведения государственных аттестационных испытаний // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 10. – С. 140–147.
4. Гнедых Д. С. Тенденции и перспективы использования нейрокомпьютерных интерфейсов в образовании // Сибирский психологический журнал. – 2021. – № 79. – С. 108–129. DOI: 10.17223/17267080/79/7
5. Гнедых Д. С., Красильников А. М., Щур А. Д., Лоик А. Н., Добрянская А. О., Белоусова Т. М. Опыт создания психолого-педагогических рекомендаций для компьютерных психодиагностических систем в образовании // Петербургский психологический журнал. – № 33. – 2020. – С. 21–41.
6. Костромина С. Н., Гнедых Д. С. Тексты, схемы или комиксы: целесообразность применения различных форм электронной наглядности в преподавании психологии // Педагогика и психология образования. – № 1. – 2017. – С. 92–106.
7. Крутский А. Н., Гончарова Е. Н. Психодидактическое проектирование учебного процесса: монография. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. – 171 с.
8. Крутский А. Н. Психодидактика и перспективы её дальнейшего развития // Школьные технологии. – №2. – 2011. – С. 73–77.
9. Монахов В. М. О фундаментализации дидактики как науки в соответствии с требованиями цифрового общества // Педагогика. – 2018. – № 7. – С. 34–42.
10. Научные основы применения дистанционных образовательных технологий в очной форме обучения: монография / Р. Е. Булат, Х. С. Байчорова, А. А. Горбунов, А. Ю. Лебедев, Н. А. Никитин, А. В. Поборчий; под общ. ред. Р. Е. Булата. – СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2021. – 300 с.
11. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.
12. Петрова Е. В. Цифровая дидактика: проектирование процесса обучения и его сопровождение // Современное педагогическое образование. – 2018. – № 4. – С. 141–144.
13. Проблемы и перспективы дистанционных образовательных технологий в очной форме обучения / Р. Е. Булат, Х. С. Байчорова, А. Ю. Лебедев, Н. А. Никитин // Человеческий капитал. – 2022. – № 2(158). – С. 42–51. DOI: 10.25629/HC.2022.02.03.
14. Психодидактика современного учебника: преемственность традиций и векторы развития: сб. науч. ст. / сост. Н. А. Борисенко, К. В. Миронова, С. В. Шишкова; отв. ред. Н. А. Борисенко. – М.: Мнемозина, 2019. – 295 с.
15. Психологопедагогические аспекты экстренного перехода обучающихся очной формы обучения на дистанционный формат подготовки и проведения государственных аттестационных испытаний / Булат Р. Е., Байчорова Х. С., Лебедев А. Ю., Никитин Н. А., Поборчий А. В. // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 10. – С. 140–147.
16. Рогова И. Н., Шиктарева И. А., Алмазова М. Л. Методы и технологии цифровой дидактики профессионального образования // Научно-инновационные технологии как фактор устойчивого развития агропромышленного комплекса: cб. ст. по мат-лам Всерос. (национальной) науч.-практ. конф. / под общ. ред. И. Н. Миколайчика. – Курган, 2020. – С. 512–515.
17. Савенков А. И. Психодидактика. – М.: Национальный книжный центр, 2012. – 360 с.
18. Сергеев И. С. Цифровая дидактика профессионального образования: контуры новой научной дисциплины // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Подготовка кадров для цифровой экономики. – Кемерово, 2019. – С. 134–138.
19. Солдатова Г. У., Шляпников В. Н. Цифровая компетентность российских педагогов // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. – № 4. – C. 5–18.
20. Фромм Э. "Иметь" или "быть". – М. : Изд-во АСТ, 2012. – 314 с.
21. Цифровая педагогика: технологии и методы: учеб. пособие. – Текст: электронный / Н. В. Соловова, Д. С. Дмитриев, Н. В. Суханкина, Д. С. Дмитриева. – Самаpа: Изд-во Самар. ун-та, 2020. - 1 файл (998 Кб). ISBN 978-5-7883-1483-9
22. Чернавин Ю. А. Цифровое общество: теоретические контуры складывающейся парадигмы // Цифровая социология. – 2021. – Т. 4. – № 2. – С. 4–12.
23. Чикова О. А. Цифровая трансформация содержания педагогического образования // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020. – Т. 2. – № 3 (73). – С. 22–39.
24. Щербина Е. Ю., Шмурыгина О. В., Уткина С. Н. Цифровая дидактика профессионально-педагогического образования: основные компоненты // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 2 (51). – С. 411–418.