Развитие речевой коммуникации у детей с ранним детским аутизмом в условиях группы инклюзивного образования

Development of verbal communication in children with early childhood autism in an inclusive education group

Авторы:
Скуратовская Марина Леонидовна,Кобрина Лариса Михайловна,

DOI:
10.35231/18186653_2022_4_146

Полный текст438,91 КБ

Введение. В статье рассматривается вопрос развития речевой коммуникации у старших дошкольников с детским аутизмом, обучающихся в группе инклюзивного образования. Даётся определение данного нарушения в соответствии с международной классификации болезней 11 пересмотра. Приводятся общие, специфические особенности психического дизонтогенеза, характерные для детского аутизма, составляющих «ядро» данного нарушения. Отмечается вариативность нарушений в соответствии с уровнем интеллектуального развития, развития речевой коммуникации и возможности социализации. Рассматриваются современные представления об этиологических факторах, приводящих к появлению расстройств аутистического спектра.

Материалы и методы. Особое внимание в статье уделено анализу исследований, раскрывающих особенности формирования коммуникативных навыков у детей с различными вариантами проявления данного нарушения. В экспериментальной части исследования описаны направления, методики диагностики особенностей развития речевой коммуникации у старших дошкольников с детским аутизмом. Критерии оценки приведены по каждому из трёх компонентов речевой коммуникации: информационно-коммуникативному, интерактивному и перцептивному.

Результаты исследования. Представлен авторский инструментарий диагностики в соответствии с выделенными критериями диагностики. Описана организация диагностического исследования. Приведены качественные и количественные результаты диагностики по каждой методике, использованной в эмпирическом исследовании особенностей речевой коммуникации у дошкольников с детским аутизмом. Анализ проводился в соответствии с основными компонентами и критериями сформированности коммуникативных навыков.

Обсуждение и выводы. В соответствии с полученными результатами эмпирического исследования в статье приводятся цели и условия эффективности программы коррекционной работы по развитию речевой коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в условиях инклюзивной группы детского сада. Выделены этапы коррекционной работы, определено их содержание, раскрыты возможности использования игровых технологий.


Introduction. This article discusses the development of speech communication in older preschool children with infantile autism who study in an inclusive education group. The definition of this disorder according to the International Classification of Diseases Revision 11 is given. The general, specific features of mental dysontogenesis characteristic of childhood autism, constituting the "core" of this disorder, are given. The variation of disorders according to the level of intellectual development, speech communication development and socialization opportunities is noted. Current ideas about the etiological factors that lead to the emergence of autism spectrum disorders are reviewed.

Materials and methods. Particular attention is paid to the analysis of studies that reveal the peculiarities of the formation of communication skills in children with different manifestations of this disorder. In the experimental part of the study the directions, methods of diagnostics of features of development of verbal communication in senior preschool children with infantile autism are described. Evaluation criteria are given for each of the three components of verbal communication: informative-communicative, interactive and perceptive.

Results. The author's diagnostic tools according to the selected diagnostic criteria are presented. The organization of the diagnostic research is described. The qualitative and quantitative results of diagnostics by each technique, used in empirical research of features of the speech communication of preschool children with infantile autism, are given. The analysis was conducted according to the main components and criteria of the formation of communicative skills.

Discussion and conclusions. According to the obtained results of empirical research, the article presents the goals and conditions of effectiveness of the program of corrective work to develop speech communication in children with autism spectrum disorder (ASD) in an inclusive group of kindergarten. The stages of remedial work are highlighted, their content is defined, and the possibilities of using play technologies are revealed.

Скуратовская Марина Леонидовна
доктор педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
marinasku@yandex.ru

Кобрина Лариса Михайловна
доктор педагогических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
e-mail: kobrina@mail.ru

1. Волкмар Ф. P., Вайзнер Л. A. Аутизм: Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. Кн. 1. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.
2. Кобрина Л. М., Данилкина М. Ю. Дистанционное обучение как один из подходов в социализации детей с аутизмом // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2015. – Т. 3. – № 3. – С. 7–14.
3. Кобрина Л. М., Данилкина М. Ю. Инновационные подходы к обучению детей с аутизмом // XII Мнухинские чтения. "АУТИЗМ: медико-психолого-педагогическая, социально-экономическая и правовая проблема", Санкт-Петербург, 27–28 марта 2014 г. / под общ. ред. Ю. А. Фесенко, Д. Ю. Шигашова. – СПб.: Виктория Плюс, 2014. – С. 60–64. – EDN YWJZML.
4. Кобрина Л. М., Беляева А. А. Основы дифференциальной психолого-педагогической диагностики расстройств аутистического спектра в контексте отличия от сходных состояний и опасность гипердиагностики // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2018. – № 4. – С. 206–213.
5. Ломов Б. Ф. Психическая регуляция деятельности: избранные труды. – М.: Институт психологии Российской академии наук, 2006.
6. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2014.
7. Питерс Т. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: Владос, 2012.
8. Eigsti I.-M. A review of embodiment in autism spectrum disorders // Frontiers in Psychology, 2013. Vol. 4, article number 224. DOI: 10.3389/fpsyg.2013.00224
9. Gallese V. Intentional attunement: A neurophysiological perspective on social cognition and its disruption in autism // Brain Research, 2006. Vol. 1079. – No. 1. – Pp. 15–24. DOI: 10.1016/j.brainres.2006.01.054
10. Jones E., Gliga T., Bedfordc R., Charmanb T., Johnsona M. Developmental pathways to autism: A review of prospective studies of infants at risk // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2014. – No. 39. – Pp. 1–33. DOI: 10.1016/j.neubiorev.2013.12.001
11. Ludvigsson J. F., Reichenberg A., Hultman C. M. et al. A nationwide study of the association between celiac disease and the risk of autistic spectrum disorders // JAMA Psychiatry, 2013. Vol. 70. – No 11. – Pp. 1224–1230. DOI: 10.1001/jamapsychiatry.2013.2048.
12. MacDonald M., Lord C., Ulrich D. A. The relationship of motor skills and social communicative skills in school-aged children with autism spectrum disorder // Adapted Physical Activity Quarterly, 2013. Vol. 30. – No. 3. – Pp. 271–282. DOI: 10.1123/apaq.30.3.271
13. Mazahery H., Stonehouse W., Delshad M. et al. Relationship between long chain n-3 polyunsaturated fatty acids and autism spectrum disorder: Systematic review and meta-analysis of case-control and randomised controlled trials // Nutrients, 2017. Vol. 9. – No. 2, article number 155. DOI: 10.3390/nu9020155.
14. Ozonoff S., Iosif A., Baguio F., Cook I., Hill M., Hutman T., Rogers S., Rozga A., Sangha S., Sigman M., Steinfeld M., Young G. Prospective Study of the Emergence of Early Behavioral Signs of Autism // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2010. Vol. 49. – No. 3. – Pp. 256–266. DOI: 10.1016/j.jaac.2009.11.009
15. Poustka, Fritz / B?lte, Sven / Feineis-Matthews, Sabine / Schm?tzer, Gabriele. Autistische St?rungen. Leitfaden Kinder- und Jugendpsychotherapie. G?ttingen u.a.: Hogrefe. 2004.
16. Sinha Y., Silove N., Wheeler D. et al. Auditory integration training and other sound therapies for autism spectrum disorders: A systematic review // Archives of Disease in Childhood, 2006. Vol. 91. – No. 12. – Pp. 1018–1022. DOI: 10.1136/adc.2006.094649.
17. Whiteley P., Shattock P. Biochemical aspects in autism spectrum disorders: Updating the opioid-excess theory and presenting new opportunities for biomedical intervention // Expert Opinion on Therapeutic Targets, 2002. Vol. 6. – No. 2. – Pp. 175–183. DOI: 10.1517/14728222.6.2.175.
18. World Health Organisation. ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics (2018): 6A02 Autism spectrum disorder

Ключевые слова:
аутизм, речевая коммуникация, инклюзия, игровая технология, коррекционная работа autism, speech communication, inclusion, game technology, correctional work

Для цитирования:
Скуратовская М. Л., Кобрина Л. М. Развитие речевой коммуникации у детей с ранним детским аутизмом в условиях группы инклюзивного образования // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2022. – № 4. – С. 146–161. DOI 10.35231/18186653_2022_4_146 Skuratovskaya, M. L., Kobrina, L. M. (2022). Razvitiye rechevoy kommunikatsii u detey s rannim detskim autizmom v usloviyakh gruppy inklyuzivnogo obrazovaniya [Development of verbal communication in children with early childhood autism in an inclusive education group]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. Pp. 146–161. DOI 10.35231/18186653_2022_4_146 (In Russian).

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина