Развитие восприятия и понимания литературных текстов детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Development of perception and understanding of literary texts by primary school children with disabilities in inclusive education

Авторы:
Денисова Ольга Александровна,Леханова Ольга Леонидовна,Кронштатова Екатерина Андреевна,

DOI:
10.35231/18186653_2022_4_118

Полный текст731,93 КБ

Введение. В статье рассматривается развитие восприятия и понимания литературных текстов детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Представлен результат констатирующего эксперимента. Выделены типологические группы и предложены основные направления работы.

Материалы и методы. В данном исследовании были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ проблемы развития восприятия и понимания литературных текстов детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования посредством изучения педагогической, психолого-педагогической литературы.

Результаты исследования. В проведённом нами исследовании было доказано, что у учащиеся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья представляют собой неоднородную группу по состоянию процессов восприятия и понимания литературных текстов, что требует разработки соответствующей коррекционно-развивающей программы и проведения дифференцированной коррекционно-развивающей работы.

Обсуждение и выводы. Показано, что коррекционно-развивающая программа дает позитивное влияние на процессы восприятия и понимания литературных текстов детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.


Introduction. The article examines the development of perception and understanding of literary texts by primary school children with disabilities in inclusive education; presents the result of a ascertaining experiment; typological groups are identified and the main areas of work are presented.

Materials and methods. In this study, the following research methods were applied: theoretical analysis of the problem of the development of perception and understanding of literary texts by primary school children with disabilities in inclusive education, through the study of pedagogical, psychological and pedagogical literature.

Results. In our study, it was p that primary school students with disabilities represent a heterogeneous group according to the state of the processes of perception and understanding of literary texts, which requires the development of an appropriate correctional and developmental program and differentiated correctional and developmental work.

Discussion and conclusions. The article show that the correctional and developmental program gives a positive impact on the processes of perception and understanding of literary texts by children of primary school age with disabilities in inclusive education.

Денисова Ольга Александровна
доктор педагогических наук, профессор
Череповецкий государственный университет
Череповец, Российская Федерация
denisova@inbox.ru

Леханова Ольга Леонидовна
кандидат педагогических наук, доцент
Череповецкий государственный университет
Череповец, Российская Федерация
lehanovao@mail.ru

Кронштатова Екатерина Андреевна
-
Череповецкий государственный университет
Череповец, Российская Федерация
kronschtatowa.yek@yandex.ru

1. Алексеева О. А. Особенности понимания текста сюжетных задач младшими школьниками с ЗПР // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2011. – № 2-3. – С. 114–121.
2. Володина А. С., Халилова Л. Б. Стратегии смыслового восприятия текста младшими школьниками в условиях нормы и речевой патологии // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – №12 – С. 90–95.
3. Воюшина М. П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения // Начальная школа. – 2004. – №3. – С. 39–41.
4. Знаков В. В. Понимание как проблема психологии мышления // Вопросы психологии. – 1991. – №1. – С. 18–24.
5. Ивлева М. Г. Состояние смыслового чтения у обучающихся с задержкой психического развития // Научно-педагогическое обозрение. – 2016. – № 3 (13). – С. 148–154.
6. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 2013. – 214 с.
7. Молдавская Н. Д. Литературное развитие младших школьников в процессе обучения: теоретические вопросы: дис. ... д-ра пед. наук. – М., 2002.
8. Сорокина Н. К. Особенности чтения и понимания литературных текстов учащимися вспомогательной школы: дис. ... канд. психол. наук. – М., 1978. – 184 с.: ил. Специальная психология (психология слепых, глухонемых и умственно отсталых детей).
9. Строганова В. В. Формирование навыков понимания текста у учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи: дис. ... канд. психол. наук. – М., 1998.
10. Халилова Л. Б. Семантические нарушения и пути их преодоления у детей с расстройствами речи // Психолингвистика и современная логопедия. – М, 1997. – С. 227–240.
11. Чаладзе Е. А., Ганиева Р. И. Формирование процессов понимания прозаических текстов детьми с общим недоразвитием речи // Поволжский педагогический вестник. – 2015. – № 4. – С. 122–128.
12. Шулекина Ю. А. Психолингвистический анализ смыслового восприятия речевого высказывания (в условиях речевой патологии): монография. – LAP Lambert Academic Publishing, GmbH&Co. KG, 2011. – 218 с.

Ключевые слова:
понимание, восприятие, инклюзивное образование, литературный текст, ограниченные возможности здоровья understanding, perception, inclusive education, literary text, limited health opportunities

Для цитирования:
Денисова О. А., Леханова О. Л., Кронштатова Е. А. Развитие восприятия и понимания литературных текстов детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2022. – № 4. – С. 118–134. DOI 10.35231/18186653_2022_4_118 Denisova, O. A., Lehanova, O. L., Kronshtatova, E. A. (2022) Razvitiye vospriyatiya i ponimaniya literaturnykh tekstov det'mi mladshego shkol'nogo vozrasta s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [Development of perception and understanding of literary texts by children of primary school age with disabilities in inclusive education]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. Pp. 118–134. DOI 10.35231/18186653_2022_4_118 (In Russian).

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина