Радикальный ислам в субъектах Дальневосточного федерального округа: история и современное состояние

Radical Islam in the subjects of the Far Eastern federal district: history and current state

Авторы:
Дударенок Светлана Михайловна,

DOI:
10.35231/18186653_2022_3_152

Полный текст2,35 МБ

Введение. В настоящее время наиболее серьезным идеологическим вызовом целостности российского ислама стал так называемый радикальный ислам, который все настойчивее проникает в поликонфессиональное пространство России, традиционно отличающееся стабильностью и спокойствием. Одним из тревожных регионов является российский Дальний Восток. Актуальность темы исследования определяется необходимостью научного анализа причин распространения радикального ислама на территории Дальневосточного федерального округа (ДФО), особенно в контексте формирования «полярного ислама» как закономерного продукта трудовой миграции в постсоветской России.

Содержание. В статье рассматривается история распространения и деятельности различных исламистских организаций на территории Дальневосточного федерального округа; определяется роль в этом процессе мигрантов из стран Центральной Азии; выявляются основные группы последователей радикального ислама в ДФО, участники радикальных исламских организаций и их единичные последователи. Особое внимание уделяется деятельности вербовщиков в террористические организации как местного населения, так и мигрантов из стран Центральной Азии.

Выводы. В ДФО наблюдается рост религиозного радикализма, демографические перемены в регионе вписываются в общий контекст продвижения ислама по территории Российской Федерации в восточном и северном направлениях – на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. На российском Дальнем Востоке вполне может появится своего рода исламистский плацдарм, влияние которого не ограничится только Россией.


Introduction. Currently, the most serious ideological challenge to the integrity of Russian Islam has become the so-called radical Islam, which is increasingly penetrating the multi-confessional space of Russia, traditionally characterized by stability and tranquility. One of the disturbing regions is the Russian Far East. The relevance of the research topic is determined by the need for scientific analysis of the causes of the spread of radical Islam in the Far Eastern Federal District, especially in the context of the formation of “polar Islam” as a natural product of labor migration in post-Soviet Russia.

Content. The article examines the history of the spread and activities of various Islamist organizations in the Far Eastern Federal District; determines the role of migrants from Central Asian countries in this process; identifies the main groups of followers of radical Islam in the Far Eastern Federal District, members of radical Islamic organizations and their individual followers. Particular attention is paid to the activities of recruiters to terrorist organizations of both the local population and migrants from Central Asian countries.

Conclusions. In the Far Eastern Federal District, there is an increase in religious radicalism, demographic changes in the region fit into the general context of the promotion of Islam on the territory of the Russian Federation in the eastern and northern directions – in the Far East and the Far North, a kind of Islamist springboard may well appear in the Russian Far East, the influence of which will not be limited only to Russia.

Дударенок Светлана Михайловна
доктор исторических наук
Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока
Владивосток, Российская Федерация
dudarenoksv@gmail.com

1. Аветисян А. С. Проблемы преступности мигрантов // Приморская умма: история формирования и проблема современного развития / отв. ред. Н. В. Шульгина. – Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2011. – С. 62–70.
2. Вояковский Д. С., Юнусова А. Б. Интервенция радикальных идеологий в российское исламское пространство. – Уфа: БГПУ, ИЭИ УНЦ РАН, 2011. – 92 с.
3. Добаев И. П. Радикализация ислама в современной России. – М.; Ростов-н/Д.: Социально-гуманитарные знания, 2014. – 332 с.
4. Дударенок С. М. Особенности формирования и тенденции развития религиозного пространства Дальнего Востока в постсоветских период // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. – 2015. – Вып. 52. – С. 323–344.
5. Игнатенко А. А. Эндогенный радикализм в исламе // Центральная Азия и Кавказ. – 2000. – № 2 (8). – С. 112–128.
6. Малашенко А., Старостин А. Ислам на российском Дальнем Востоке // Россия в глобальной политике. – 2016. – № 4. [Электронный ресурс]. – URL: https (дата обращения: 11.02.2022).
7. Малашенко А. В. Ислам для России. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. – 192 с.
8. Малашенко А. В. Исламская. – М.: , 2006. – 221 с.
9. Ланда Р. Г. Политический ислам: предварительные итоги. – М.: Институт, 2005. – 285 с.
10. Мусульмане на Дальнем Востоке России: история и современность: моногр. / гл. ред. А. Н. Старостин; рук. проекта, отв. редактор А. С. Гарифуллин. – Казань: Алгоритм+, 2020. – 656 с.
11. Николаев Э. А. Буддийско-исламские диалоги: конфликт или мирное сосуще ствование? // Вестник БНЦ СО РАН. – 2015. – № 2 (18). – С. 156–167.
12. Николаев Э. А. Исламизм в буддийском пространстве России // Вестник БНЦ СО РАН. – 2014. – № 4 (16). – С. 17–26.
13. Омаров, Полярный ислам в постсоветской России: рождение феномена в контексте «новой» этно-социальной мобильности // Вестник Московского государственного областного университета. – – С. 103–113.
14. Сулейманов Р. Р. Русские // . – 2015. – № 4. – С. 8–39.
15. Черевков О. С. Проблематика противодействия религиозно-политической идеологии исламизма в контексте обеспечения национальной безопасности России // Россия и мусульманский мир. Научно-информационный бюллетень. – 2021. – № 3 (321). – С. 5–19.
16. Шангараев Р. Р. История ислама и мусульманских народов России: Хрестоматия. – Казань: ИД «МеДДоК», 2020. – 308 с.
17. Шульженко Н. В. Исламский радикализм и его угрозы для национальной безопасности государства // Социальные практики и социальное прогнозирование / под ред. И. Ф. Ярулина. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2009. – С. 98–108.
18. Шульженко Н. В. Миграционные процессы в структуре жизненных проблем Дальневосточного Федерального округа России // Социальная реальность в региональном измерении / под ред. И. Ф. Ярулина. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2009. – С. 33–43.
19. Ярков А., Старостин А. Мусульмане Камчатского края в панораме веков и обстоятельств // Мусульманский мир. – 2018. – № 2. – С. 24–28.
20. Яхьяев М. Я. Причины радикализации ислама в современном мире // Исламоведение. – 2012. – № 2. – С. 4–14.

Ключевые слова:
ислам, Дальневосточный федеральный округ, экстремизм, радикальный ислам, мигранты, правоохранительные органы, террористические организации, религия, верующие, «русские мусульмане» Islam, Far Eastern Federal District, extremism, radical Islam, migrants, law enforcement agencies, terrorist organizations, religion, believers, “Russian Muslims”

Для цитирования:
Дударенок С. М. Радикальный ислам в субъектах Дальневосточного федерального округа: история и современное состояние / С. М. Дударенок // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2022. – № 3. – С. 152–169. DOI 10.35231/18186653_2022_3_152 Dudarenok, S. M. Radikal'nyj Islam v sub''ektakh Dal'nevostochnogo federal'nogo okruga: istoriya i sovremennoe sostoyanie [Radical Islam in the subjects of the Far Eastern Federal district: history and current state]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No 3. pp. 152–169. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2022_3_152

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина