Введение. Массовая культура – характерная черта современных обществ, в том числе и России. С этой точки зрения идеи учёных Запада относительно культурных изменений в условиях общества массового потребления могут представлять интерес для российской научной среды.
Содержание. Культурные изменения в обществе Великобритании во второй половине XX в. вызвали появление в британской научной среде направления Cultural Studies. Его представители поставили перед собой задачу концептуализации понятия культуры общества массового потребления. В своих размышлениях теоретики Cultural Studies опираются на культуралистский и структуралистский подходы в понимании культурных процессов. В числе проблем, привлекающих их внимание, можно назвать целостность культуры, отношения между культурой и властью, изменения в ценностных приоритетах. Также рассматривается проблема роли медиакультуры. Она понимается как своего рода прослойка между культурой и обществом, которая формирует поведение и взгляды человека (Д. Келнер). Анализируя культурные изменения, теоретики Cultural Studies полагают, что целостность культуры обеспечивается либо артикуляцией практик (С. Холл), либо гегемонией и формированием «правильных смыслов» в поле знания, которое создаётся властью (Дж. Стори), либо уровнем безопасности существования человека и ценностными ориентациями, соответствующими этому уровню (Р. Инглхарт). Несмотря на различия в решении указанных проблем, прослеживается близость взглядов в понимании культуры как системы практик. При этом практики не рассматриваются в виде изолированных элементов. Они взаимосвязаны посредством механизма артикуляции смыслов.
Выводы. Идея определения массовой культуры в виде системы взаимосвязанных практик представляется конструктивной для понимания культурных изменений в современном обществе. Понятийный аппарат, который разрабатывается теоретиками Cultural Studies для объяснения культурных изменений, происходящих в странах Запада, может быть полезен в том числе и при анализе современного российского общества.
Introduction. Mass culture is a characteristic feature of modern societies, including Russia. From this point of view, the ideas of Western scientists regarding cultural changes in the conditions of mass consumption society may be of interest to the Russian scientific community.
Content. In the second half of the 20th century cultural changes in the British society caused the emergence of Cultural Studies in the British scientific community. The theorists of this scientific direction have set themselves the task of conceptualizing the notion of mass consumption society culture. In their reflections concerning the understanding of cultural processes, they rely on culturalist and structuralist approaches. Among the problems that attract their attention are the integrity of culture, the relationship between culture and power, changes in value priorities. The role of media culture is also considered. It is understood as a kind of layer between culture and society, which forms a person's behavior and views (D. Kellner). Analyzing cultural changes, Cultural Studies theorists believe that the integrity of culture is ensured either by the articulation of practices (S. Hall), or by hegemony and the formation of "right meanings" in the field of knowledge created by the authorities (J. Storey), or by the level of human existence security and value priorities corresponding to this level (R. F. Inglehart). Despite the differences in the solution of these problems, there is a similarity of views in the understanding of culture as a system of practices. At the same time, practices are not considered as isolated elements. They are interconnected through the mechanism of articulation of meanings.
Conclusions. The idea of defining mass culture as a system of interrelated practices seems constructive for understanding cultural changes in modern society. The conceptual apparatus that is being developed by Cultural Studies theorists to explain the cultural changes taking place in Western countries can also be useful in analyzing modern Russian society.
Вирачева Виктория Анатольевна-
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
nika9551979@gmail.com
1. Ильиных С. А. Ключевые понятия общества потребления: исследование с позиции социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2011. – Т. XIV, № 5 (58). – С. 29–40.
2. Уильямс Р. Базис и надстройка в марксистской теории культуры / Реймонд Уильямс; пер. с англ. Е. Рапопорт // Логос. – 2012. – № 1 (85). – С. 136–156.
3. Du Gay, P. et. al. Doing Cultural Studies: The Story of the Sony Walkman. 2nd ed. – London: SAGE; The Open University, 2013. – 174 p.
4. Hall S. Cultural Studies: Two Paradigms (1980) // Hall S. Essential Essays / Kindle edition. – Identifiers: LCCN 2018049804 (e-book). – (vol. 1; e-book). – Vol. 1. – Durham: Duke University Press, 2018.
5. Hall S. Cultural Studies 1983: A Theoretical History / Kindle Edition. – Durham: Duke University Press, 2016. – Identifiers: LCCN 2016022037 (e-book) – 232 p.
6. Inglehart R. F. Cultural Evolution: People's Motivations are Changing, and Reshaping the World. – New York; London: Routledge, Taylor & Francis Group, 2018. – 273 p.
7. Kellner D. Media Culture: Cultural Studies, Identity and Politics between the Modern and the Post-modern. – London: Routledge, 1995. – 358 p.
8. Storey J. Cultural Studies and the Study of Popular Culture. – Edinburg: Edinburg University Press, 2010. – 192 p.