Подготовка педагогических кадров для общеобразовательных организаций Арктической зоны Российской Федерации

Training of teaching staff for educational organizations of the Arctic zone of the Russian Federation

Авторы:
Левченко Ольга Юрьевна,

DOI:
10.35231/18186653_2022_2_409

Полный текст499,64 КБ

Введение. Транспортно-логистический и ресурсный потенциал Арктической зоны Российской Федерации делает ее освоение одной из стратегических задач, стоящих на современном этапе. В социально-экономическом развитии данной территории важную роль играет система образования, что актуализирует проблему подготовки педагогических кадров.
Материалы и методы. Исследование проводилась на основе теоретического анализа разноплановых источников по изучаемой проблеме, в том числе электронных.
Результаты исследования. Общеобразовательные организации Арктической зоны испытывают потребность в педагогических кадрах. Их подготовку осуществляют университеты и колледжи, действующими как в арктических субъектах РФ, так и за ее пределами. Реализуемые образовательные программы учитывают этнокультурные особенности региона, обеспечивают возможности изучения родного языка и традиционных народных промыслов. Улучшению кадровой обеспеченности способствует реализация федеральных программ, направленных на привлечение педагогических работников. Деятельность общеобразовательных организаций в Арктической зоне имеет определенную специфику, что требует учета в профессиональной подготовке педагогических кадров. Повышению качества общего образования способствует проведение научно-педагогических мероприятий, направленных на профессиональное развитие педагогов, выявление и распространение инновационных образовательных практик, учитывающих особенности регионального образовательного пространства. Активизация регионального сотрудничества научных и образовательных организаций будет способствовать совершенствованию деятельности общеобразовательных организаций.
Обсуждение и заключения. Профессиональная подготовка педагогических кадров выступает одним из факторов устойчивого развития Арктической зоны.



Introduction. The transport, logistics and resource potential of the Arctic zone of the Russian Federation makes its development one of the strategic tasks at the present stage. The education system plays an important role in the socio-economic development of this territory, which actualizes the problem of teacher training.
Materials and methods. The study was conducted on the basis of a theoretical analysis of diverse sources on the studied problem, including electronic ones.
Results. Educational organizations of the Arctic zone are in need of teaching staff. Their training is carried out by universities and colleges operating both in the Arctic regions of the Russian Federation and abroad. The implemented educational programs take into account the ethnocultural peculiarities of the region, provide opportunities for learning the native language and traditional folk crafts. The implementation of federal programs aimed at attracting teaching staff contributes to the improvement of staffing. The activities of educational organizations in the Arctic zone have certain specifics, which requires consideration in the professional training of teaching staff. The improvement of the quality of general education is facilitated by scientific and pedagogical activities aimed at the professional development of teachers, the identification and dissemination of innovative educational practices that take into account the peculiarities of the regional educational space. The intensification of regional cooperation of scientific and educational organizations will contribute to the improvement of the activities of educational organizations.
Discussion and conclusion. Professional training of teachers is one of the factors of sustainable development of the Arctic zone

Левченко Ольга Юрьевна
доктор педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
o.levchenko@lengu.ru

1. Белов В. В., Куницына И. А. Теоретические и методические основы психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности педагогов, работающих в Арктической зоне // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2022. – № 2.
2. Жиркова З.С. Циркумполярное образовательное пространство региона [Электронный ресурс]: моногр. – СПб.: Наукоемкие технологии, 2018. 151 с.
3. Кобрина Л.М., Косинова Е.П. К вопросу интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы Крайнего Севера // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2011. – Т. 3. – № 3. – С. 94–107.
4. Косинова Е.Л. Проблемы школы Крайнего Севера как центра обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Социальная политика: современность и будущее : сб. материалов науч.-практ. конф., 29 марта 2012 г. – С. 82–84.
5. Левченко О.Ю. Малокомплектные образовательные организации в сельской местности: история и современность // Учёные записки Забайкальского государственного университета. ? 2020. – Т. 15. № 4. – С. 129–135.
6. Медведева И.М. Проблемы организации непрерывного образования специалистов-дефектологов в условиях Заполярья // VII Царскосельские чтения: междунар. науч.-практ. конф. – СПб., 2003. – Т.1. – С. 96–99.
7. Назарова Л.П., Троицкий Е.Б., Медведева И. М. Профильное обучение в условиях сетевого взаимодействия школ в образовательном пространстве Норильского промышленного района: моногр. ? СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007. – 120 с.
8. Педагогическое сопровождение детства в условиях Севера: индигенный подход [Электронный ресурс]: монография / Н.Д. Неустроев, А.Д. Николаева, А. Н. Неустроева, А. П. Бугаева, А. А. Кожурова, В. П. Марфусалова, С. Н. Шадрина, Т. А. Шергина; [под ред. Н. Д. Неустроева]. – Электрон. текст. дан. (2,1 Мб). – Киров: Издво МЦИТО, 2020. – 1 электрон. опт. диск (CD-R).

Ключевые слова:
Арктическая зона, общеобразовательная организация, подготовка педагогических кадров Arctic zone, educational organization, teacher training

Для цитирования:
Левченко О.Ю. Подготовка педагогических кадров для общеобразовательных организаций Арктической зоны Российской Федерации // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2022. – № 2. – С. 409–425. DOI 10.35231/18186653_2022_2_409 Levchenko, O.Yu. (2022) Podgotovka pedagogicheskih kadrov dlya obshcheobrazovatel'nyh organizacij Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii [Training of teaching staff for educational organizations of the Arctic zone of the Russian Federation]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No 2. рр. 409–425. DOI 10.35231/18186653_2022_2_409 (In Russian).

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина