Принципы коррекционно-педагогической работы с обучающимися с задержкой психического развития на основе компетенстностного подхода

Principles of correctional and pedagogical work with students with mental retardation based on a competency-based approach

Авторы:
Крюковская Наталья Владимировна,

DOI:
10.35231/18186653_2022_2_308

Полный текст488,95 КБ

Введение. Целенаправленная работа по успешной социализации и адаптации учащихся с задержкой психического развития ориентирована на формирование у данной категории детей практических компетенций, позволяющих решать необходимые для жизнедеятельности социальные задачи. Это обусловливает необходимость использования компетентностного подхода в коррекционно-педагогической работе.
В статье представлен анализ сущности компетентностного подхода. Проанализированы принципы коррекционно-педагогической работы с обучающимися начальной школы на основе компетентностного подхода.
Материалы и методы. В исследовании использовались: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, установление соответствия.
Результаты исследования. В учебном процессе компетентностный подход реализуется путем включения обучающихся в практическую деятельность с целью формирования необходимых компетенций. Анализ процесса обучения и проявлений обучающихся данной категории позволяет сделать вывод о важности развития математического мышления, его пространственного, логического, числового и символического компонентов. Их содержание определяет направленность коррекционно-педагогической работы с обучающимися с задержкой психического развития в начальной школе.
В зависимости от уровня сформированности мышления выделены три группы учащихся, проявления которых учитываются при проведении коррекционно-педагогической работы.
Обсуждение и выводы. Руководствуясь принципом учета особых образовательных потребностей учащихся, педагог определяет уровень сформированности мыслительных операций, особенности памяти, внимания, учебной мотивации, что конкретизирует помощь и обеспечивает эффективность коррекционно-педагогической работы с обучающимися.
Руководствуясь принципом постепенного перехода от предметно-практической к знаково-символической деятельности, педагог может органично включать в обучение практико-ориентированные задачи, содержащие социальные ситуации. Это не только активно развивает математическое мышление, его отдельные компоненты, но и повышает мотивацию освоения математических знаний, расширяет представление об их использовании в жизни. Этому способствуют также поэтапное усложнение заданий и разнообразие содержания задач.


Introduction. Purposeful work on the successful socialization and adaptation of students with mental retardation is focused on the formation of practical competencies in this category of children that allow them to solve social tasks necessary for life. This makes it necessary to use a competence-based approach in correctional and pedagogical work.
The article presents an analysis of the essence of the competence approach. The principles of correctional and pedagogical work with primary school students based on the competence approach are analyzed.
Materials and methods. The study used: the analysis of scientific and methodological literature on the research problem, the establishment of compliance.
Research results. In the educational process, the competence approach is implemented by including students in practical activities in order to form the necessary competencies. The analysis of the learning process and the manifestations of students in this category allows us to conclude about the importance of the development of mathematical thinking, its spatial, logical, numerical and symbolic components. Their content determines the direction of correctional and pedagogical work with students with mental retardation in primary school.
Depending on the level of formation of thinking, three groups of students are identified, the manifestations of which are taken into account when conducting correctional and pedagogical work.
Discussion and conclusion. Guided by the principle of taking into account the special educational needs of students, the teacher determines the level of formation of mental operations, features of memory, attention, educational motivation, which concretizes assistance and ensures the effectiveness of correctional and pedagogical work with students.
Guided by the principle of gradual transition from subject-practical activity to sign-symbolic activity, a teacher can organically include practice-oriented tasks containing social situations in training. This not only actively develops mathematical thinking, its individual components, but also increases the motivation for mastering mathematical knowledge, expands ideas about their use in life. This is also facilitated by the gradual complication of tasks and a variety of task content.

Крюковская Наталья Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Гродно, Республика Беларусь
nim-ta@mail.ru

1. Алексеева О.А. Особенности понимания текста сюжетных задач младшими школьниками с задержкой психического развития // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2011. – № 2(3). – С. 116–123.
2. Ахутина Т.В., Обухова Л.Ф., Обухова О.Б. Трудности усвоения начального курса математики детьми младшего школьного возраста и их причины // Психологическая наука и образование. – 2001. – № 1. – С. 65–78.
3. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 78–86.
4. Гриханов В.П., Жук Е.А. Формирование у учащихся с интеллектуальной недостаточностью практической компетенции в процессе обучения математике // Спецыяльная адукацыя. – 2013. – № 2. – С. 47–51.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34–42.
6. Ипполитова М.В. Изучение трудностей решения арифметических задач у детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1974. – № 1. – С. 3–10.
7. Крюковская Н.В. Формирование пространственных представлений как основы профилактики дискалькулии у обучающихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении): дис. … канд. пед. наук: 13.00.03. Минск, 2015. 228 с.
8. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. – М., 1982. – С. 5–21.
9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл; Академия, 2005. – 352 с.
10. Лисовская Т.В. Компетентностный подход в условиях инклюзивного образования // Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. – Минск: Нац. ин-т образования, 2007. – С. 51–56.
11. Лубовский В.И. Особые образовательные потребности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 5. – URL: http://psyedu.ru/journal/2013/5/Lubovskiy.phtml (дата обращения: 12.04.2020).
12. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. – Минск: Нар. асвета, 1989. – 64 с.
13. Функциональная грамотность младшего школьника: кн. для учителя / Н.Ф. Виноградова [и др.]; под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Российский учебник: ВентанаГраф, 2018. 288 с.
14. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.
15. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития: Книга 1 / под общ. ред. С. Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003. 96 с

Ключевые слова:
обучающиеся с задержкой психического развития, компетентностный подход, принципы коррекционно-педагогической работы students with mental retardation, competence approach, principles of correctional and pedagogical work

Для цитирования:
Крюковская Н. В. Реализация компетентностного подхода в коррекционно-педагогической работе с учащимися с задержкой психического развития // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2022. – № 2. – С. 308–323. DOI 10.35231/18186653_2022_2_308 Kryukovskaya, N.V. (2022) Principy` korrekcionno-pedagogicheskoj raboty` s obuchayushhimisya s zaderzhkoj psixicheskogo razvitiya na osnove kompetenstnostnogo podxoda [Principles of correctional and pedagogical work with students with mental retardation based on a competency-based approach]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. рр. 308–323. DOI 10.35231/18186653_2022_2_308

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина