Охрана здоровья школьников с интеллектуальными нарушениями: памятка для родителей

Health protection of schoolchildren with intellectual disabilities: a reminder for parents

Авторы:
Гомзякова Наталия Юрьевна,

DOI:
10.35231/18186653_2022_2_295

Полный текст468,75 КБ

Введение. Здоровьесбережение ребенка с интеллектуальными нарушениями, формирование у него знаний, умений и навыков из области заботы о здоровье являются актуальными задачами сферы охраны здоровья, объединяющими деятельность школы и семьи. Их реализация может осуществляться в разных формах, дополняющих друг друга, в том числе, на основе тематической памятки. Цель исследования – рассмотреть организационные и содержательные аспекты разработки памятки для родителей по вопросам здоровьесбережения детей, имеющих интеллектуальные нарушения.
Материалы и методы. Методом анализа теоретических данных, а также констатирующих материалов, полученных в ходе взаимодействия с педагогами и практического опыта работы с родителями детей, определены параметры памятки, посвященной вопросам здоровьесбережения учащихся.
Результаты. С учетом того, что семья ребенка рассматривается как значимый ресурс формирования у него культуры здоровья, знаний и умений из данной области, выявлено, что родители рассматриваемого контингента детей нуждаются в информационно-консультативном сопровождении, которое может реализовываться в различных формах. Одной из таких форм может выступать специально разработанная тематическая памятка, включающая несколько разделов, раскрывающих как общие и типологические аспекты здоровьесбережения, так и индивидуальные, отвечающие потребностям и особенностям здоровья конкретного ребенка. В статье обосновывается актуальность разработки такой памятки для родителей, раскрываются ее структура и наиболее значимые содержательные характеристики.
Обсуждение и выводы. Содержание памятки охватывает два направления – собственно вопросы здоровьесбережения ребенка и аспекты формирования у него компетенций из области заботы о здоровье; включает два блока – типологический и индивидуальный. Памятка должна аккумулировать информацию для родителей по вопросам здоровьесбережения детей, отвечающих их возрасту, особенностям развития и здоровья, особым образовательным потребностям. Работа с памяткой предполагает проведение просветительских и консультативных мероприятий для родителей. Эффективность разработки памятки может быть обеспечена за счет согласованной деятельности междисциплинарной команды специалистов психолого-медико-педагогического профиля.


Introduction. The health care of a child with intellectual disabilities, the formation of his knowledge, skills and abilities in the field of health care are urgent tasks that unite the activities of the school and the family. Their implementation can be carried out in different forms that complement each other, including on the basis of a thematic memo. The purpose of the study is to consider the organizational and substantive aspects of the development of a memo for parents on the health of children with intellectual disabilities.
Materials and methods. By analyzing theoretical data and ascertaining materials obtained in the course of interaction with teachers and practical experience of working with parents of children, the parameters of the memo devoted to the issues of health care of students were determined.
Results. Taking into account the fact that the child's family is considered as a significant resource for the formation of a culture of health, knowledge and skills from this area, it was revealed that the parents of the contingent of children in question need information and advisory support, which can be implemented in various forms. One of these forms can be a specially designed thematic memo, which includes several sections that reveal both general and typological aspects of health care, and individual ones that meet the needs and peculiarities of a particular child's health. The article substantiates the relevance of the development of such a memo for parents, reveals its structure and the most significant content characteristics.
Discussion and conclusions. The content of the memo covers two areas – the actual issues of the child's health and aspects of the formation of his competencies in the field of health care; it includes two blocks – typological and individual. The memo should accumulate information for parents on the issues of health care of children that meet their age, development and health characteristics, and special educational needs. Working with the memo involves conducting educational and advisory activities for parents. The effectiveness of the development of the memo can be ensured through the coordinated activities of an interdisciplinary team of psychological, medical and pedagogical specialists.

Гомзякова Наталия Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент
Московский городской педагогический университет
Москва, Российская Федерация
gomzyakovaNY@mgpu.ru

1. Бразгун Т.Н., Ткачева В.В. К проблеме дисфункциональности семей, воспитывающих детей с ОВЗ // Системная психология и социология. – 2018. – №3(27). – С. 84–98.
2. Гомзякова Н. Ю. Исследование проблемы развития знаний и умений из области заботы о здоровье у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальных (коррекционных) школ VIII вида // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 112. – С. 112–116.
3. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г./ под общ. ред. Н.Н. Малофеева. – М.: ИКП РАО, 2019. – 120 с.
4. Лазуренко С. Б., Соловьева Т. А., Терлецкая Р. Н., Конова С. Р. Проблемы здоровьесбережения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Российской Федерации // Интеграция образования. – 2021. – Т. 25. – № 1(102). – С. 127–143.

Ключевые слова:
охрана здоровья, здоровьесбережение, ОВЗ, школа и семья, олигофренопедагогика, специальная здоровьесберегающая педагогика health protection, health care, children with disabilities, school and family, oligophrenopedagogy, special health-saving pedagogy

Для цитирования:
Гомзякова Н. Ю. Охрана здоровья школьников с интеллектуальными нарушениями: памятка для родителей // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2022. – № 2. – С. 295–307. DOI 10.35231/18186653_2022_2_295 Gomzyakova, N. Yu. (2022) Oxrana zdorov`ya shkol`nikov s intellektual`ny`mi narusheniyami: pamyatka dlya roditelej [Health protection of schoolchildren with intellectual disabilities: a reminder for parents]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No 2. рр. 295–307. DOI 10.35231/18186653_2022_2_295 (In Russian).

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина