Введение. В статье отмечается, что современное географическое образование должно базироваться на системе географических знаний и знаний других предметов, которые изучаются в школе. Главной задачей географического образования является формирование географической культуры как части общей культуры человека. Реализация географического образования основана на глубокой интеграции знаний. Географические знания включают в себя совокупность понятий, теоретических построений и представлений, связанных с географическими образами. Вместе с тем источники географических знаний разнообразны, ими могут стать и литературные произведения, позволяющие создать адекватный образ территории, наполненный глубоким личным восприятием.
В статье раскрыты методические особенности формулировки вопросов и заданий по анализу описания географических объектов, явлений и процессов, содержащихся в литературных произведениях, для формирования у обучающихся географических образов и представлений, что составляет новизну исследования.
Материалы и методы. Материалом для статьи послужили научные издания (монографии, статьи) по проблеме исследования, литературные произведения, рекомендованные школьной программой. Использован комплекс теоретических и эмпирических методов, соответствующих предмету и задачам исследования, в том числе теоретический анализ педагогических источников, нормативных документов, метод сравнительного анализа учебно-методических комплексов по географии и литературе, сравнительно-сопоставительный метод и функциональный анализ текста произведений, что позволило раскрыть теоретические основы работы и сформулировать выводы.
Результаты. Сравнительный анализ учебно-методических комплексов по географии и литературе 5–8 классов позволил выделить темы по географии и литературные произведения, изучаемые одновременно в данных классах. Рассмотрены возможности использования литературных произведений для формирования географических образов и представлений, конкретизации понятий, процессов и явлений. Приведены конкретные примеры использования литературных произведений на уроках географии для формирования географических образов и представлений.
Обсуждения и выводы. Использование литературных произведений на уроках географии способствует развитию творческого воображения, формированию географических образов, конкретизации понятий, позволяет реализовать межпредметные связи географии и литературы. Сравнительный анализ программ по литературе и географии дает возможность выявить литературные источники, которые можно использовать на уроках географии для формирования географических образов, процессов и явлений.
Introduction. The article notes that modern geography education should be based on a system of geographic knowledge and knowledge of other subjects that are studied at school. The main task of geographical education is the formation of geographical culture as part of the general human culture, including components such as the geographical picture of the world, geographical thinking, methods of geography, the language of geography.
Geographical thinking is based on a system of geographical knowledge and skills. In turn, geographical knowledge can be considered as a set of concepts, theoretical constructions and representations related to geographical images.
The implementation of geographical education is based on deep integration of knowledge. The sources of geographical knowledge are diverse, they can also be literary works that allow you to create an adequate image of the territory filled with deep personal perception.
The article describes an approach to the formation of geographical knowledge among students of grades 5-8 based on the use of literary works. A comparative analysis of educational and methodological complexes in geography and literature allowed us to identify topics in geography and literary works studied simultaneously in these classes. We have given concrete examples of the use of literary works in geography lessons for the formation of geographical images and representations.
We have revealed the methodological features of the formulation of questions and tasks for the analysis of the description of geographical objects, phenomena and processes contained in literary works, for the formation of geographical images and representations among students, which is the novelty of the study.
Materials and methods. The article is based on scientific publications (monographs, articles) related to the research problem and literary works recommended by the school program. The article was written by using theoretical and empirical methods related to the subject of the study. These methods include theoretical analysis of pedagogical sources, normative documents, a method of comparative analysis of educational and methodological complexes. All these methods allowed to reveal the theoretical foundations of the article and to draw conclusions.
The results. The possibilities of using literary works in the process forming geographical images and representations were considered in the article. Also literary works help students to concretize concepts, processes and phenomena. There are examples of their using in a geography class in 5–8 grades.
Discussion and conclusions. Integration of literature into geography lessons helps to the develop of creative imagination. It develops to form geographical images, to concretize concepts, and allows to realize intersubject connections between geography and literature. Comparative analysis of literature and geography programs makes it possible to identify literary sources that can be used in geography lessons.
Якубовская Наталья Александровнакандидат экономических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
n.yakubovskaya@lengu.ru
1. Васильева Г.М., Кожевникова М.Н., Кузнецов А.Л. Формирование географического образа России у иностранных учащихся на этапе довузовской подготовки // Мир науки, культуры, образования. – № 1(44). – 2014. – С. 18–21.
2. Гладкевич Г.И. Создание географических образов территории. Журнал «География». – М.: Издательский дом «Первое сентября». – 2006. – № 12. – С. 7–13.
3. Голубь А.Б Географическая культура-образ территории-имидж региона // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. – 2012. – № 2 (11). – С. 17–24.
4. Замятин Д.Н. Культура и пространство: Моделирование географических образов. – М.: Знак, 2006. – 488 с.
5. Колосов В.А. Географические образы и геополитические представления: пути формирования и подходы к изучению // Вестник ДВГСГА. Серия 1. Гуманитарные науки. – № 1(1). – 2008. – С. 72–91.
6. Кононова Г.А. Художественное описание в школьном географическом краеведении // Природное и культурное наследие Петербурга. Комплексное краеведение: наука, метод, предмет / под ред. В.П. Соломина. СПб.: Образование, 1995. 94 с.
7. Никанорова Е.В. Эволюция представлений о географических образах в отечественной и зарубежной литературе // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Естественные науки. Спецвыпуск. – 2007. – С. 86–89.
8. Перлов Л. Е. География в литературных произведениях. – М.: Дрофа, 2005. – 222 с.
9. Родионова А.Е., Адельмурзина И.Ф., Галкин А.В. Использование современной сетевой литературы (фан-литературы) при изучении географии // Известия Самарского научного центра российской академии наук. социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2019. – Т. 21. – № 69. – С. 28–37.
10. Шевченко Г.П. Воздействие комплекса искусств (литературы, музыки, живописи) на учащихся общеобразовательной школы // Теория эстетического воспитания. – М., 1973. – 102 с.
11. Шевченко Г. П. Взаємодія мистецтв в естетичному вихованні підлітків. – К.: Освіта, 1991. – 114 с.