Начальный курс разговорного китайского языка как иностранного в условиях цифрового обучения

Beginner Course in Spoken Chinese as a Foreign Language in Digital Learning

Авторы:
Сюй Баоюнь,

DOI:
10.35231/18186653_2022_2_264

Полный текст726,44 КБ

Актуальность. Прогресс науки и техники приводит к постоянным изменениям в образовании. Традиционное образование сталкивается с неизвестными ранее вызовами, которые требуют изменения стандартной модели обучения. Так, в связи с быстрым развитием сети 5G цифровое обучение стало неизбежной тенденцией развития.
Благодаря современности и интерактивности, цифровое обучение более понятно и доступно обучающимся, чем другие образовательные технологии. Цифровое обучение как современный подход используется при организации образовательного процесса наряду с другими современными технологиями в сочетании с традиционными методами обучения с целью формирования оптимальной структуры учебного процесса и повышения эффективности обучения.
Преподавание китайского языка как иностранного является относительно новой дисциплиной, на нее уже повлияло цифровое обучение в сетях 5G. Практический курс «Китайский язык как иностранный», направленный на обучение компетенциям аудирования, говорения, чтения и письма, отличается от других курсов, которые сосредоточены на теоретическом обучении.
Поэтому целью исследования стало раскрытие возможностей использования цифровых технологий в преподавании начального курса разговорного китайского языка для иностранной аудитории.
Необходимо ответить на вопрос, как можно создать умный класс для преподавания китайского языка как иностранного, а также интеллектуальную голосовую систему для помощи в обучении. В статье анализируется новый способ обучения устному китайскому языку как иностранному в контексте современной тенденции цифровизации.
Методы исследования. При проведении исследования был использован анализ научной и методической литературы, интернет-источников, опыта работы.
Результаты. Непрерывная глубокая интеграция интеллектуальных технологий и предметного обучения привела к важным изменениям в освоении знаний, полученных во время обучения в классе, а также в области оценивания обучающихся, процесса выстраивания обратной связи, взаимодействия между преподавателем и обучающимися и т. д. Возникло интеллектуальное направление «умный класс», которое также предоставило новые идеи и условия для повышения качества обучения.
Использование интеллектуальных цифровых технологий в обучении разговорному китайскому языку позволяет точно понять его звуки и интонации, освоить навыки использования часто употребляемых слов и языковых конструкций. Предоставляются широкие возможности обучения во внеурочное время и в индивидуальном темпе. Это снижает затруднения и делает изучение языка более интересным. Возможности регулярной диагностики усвоения позволяют своевременно выявить проблемы и исправить ошибки.
Выводы. Интеллектуальные голосовые технологии более эффективны при цифровизации обучения, реализуют диверсификацию обучения, повышают гибкость управления обучением. Использование цифровой интеллектуальной голосовой системы может и должно широко использоваться для обучения разговорному китайскому языку как иностранному.


Relevance. The progress of science and technology leads to constant changes in education. Traditional education is facing previously unknown challenges that require a change in the standard model of education. So, with the rapid development of the 5G network, digital learning has become an inevitable development trend.
Due to modernity and interactivity, digital learning is more understandable and accessible to students than other educational technologies. Digital learning as a modern approach is used in the organization of the educational process along with other modern technologies in combination with traditional teaching methods to form the optimal structure of the educational process and increase the effectiveness of learning.
Although teaching Chinese as a foreign language is a relatively new discipline, it has already been influenced by digital learning in 5G networks. The practical course "Chinese as a Foreign Language", aimed at teaching the competencies of listening, speaking, reading, and writing, is different from other courses that focus on theoretical training.
Therefore, the aim of the study was to reveal the possibilities of using digital technologies in teaching an elementary course of spoken Chinese to a foreign audience.
It is necessary to answer the question of how to create a smart classroom for teaching Chinese as a foreign language, as well as an intelligent voice system to assist in learning. The article analyzes a new way of teaching oral Chinese as a foreign language in the context of the current digitalization trend.
Research methods. During the study, the following were used: analysis of scientific and methodological literature, Internet sources, analysis of work experience.
Results. The continuous deep integration of smart technologies and subject-based learning has led to important changes in the absorption of knowledge gained during classroom learning, as well as in the field of student assessment, the feedback process, interaction between the teacher and students, and so on. The intellectual direction "smart class" has emerged, which also provided new ideas and conditions for improving the quality of education
The use of intelligent digital technologies in teaching spoken Chinese allows you to accurately understand its sounds and intonations, master the skills of using frequently used words and language structures. There are ample opportunities for learning outside of school hours and at your own pace. This reduces the difficulty and makes language learning more interesting. The ability to regularly diagnose assimilation allows you to identify problems in a timely manner and correct errors.

Сюй Баоюнь
-
Российский университет дружбы народов
Москва, Российская Федерация
baoyun.xu@bk.ru

1. Абрамова Е. К. Обучение иностранным языкам в современном цифровом пространстве // Мотивация цифровой среды как тренд современного образования: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Оренбургский государственный педагогический университет. – 2019. – С. 5–15.
2. Алексахин А. Н. Внедрение инновационной универсальной теории фонологической системы китайского языка в практику преподавания китайского языка в России // Национальные проекты и профессорское сообщество: сб. тезисов по итогам Профессорского форума 2020 – 2020. – С. 189–192.
3. Алексахин А. Н. Традиции и инновации в преподавании звуковой структуры слова китайского языка // Традиции и инновации в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Московский государственный институт международных отношений (университет); отв. ред.: М. А. Чигашева, А. М. Ионова. – М.: МГИМО, 2016. – С. 62–68.
4. Андрушак Е. Н. Особенности методики преподавания китайского языка // Вопросы устойчивого развития общества. – 2021. – № 7. – С. 575–580.
5. Бай Сюе, Инь Ида. Исследование современной ситуации преподавания китайского языка в России // Глобальный научный потенциал. – 2019. – № 7 (100). – С. 8–10.
6. Буденная С. Ю., Дмитриева С. С. Преподавание китайского языка в контексте современных вызовов // Инновации. Наука. Образование. – 2022. – № 53. – С. 188–192.
7. Гао Вэньхуэй. Применение языковых паттернов в разговорной практике изучения китайского языка как иностранного // Высшая школа: научные исследования. Материалы Межвузовского международного конгресса. – 2021. – С. 42–43.
8. Ду Синь. Стратегии в преподавании китайского языка как иностранного (на английском языке) // Вестник Международного института экономики и лингвистики ИГУ. Серия: Восточные языки. – 2010. – № 1. – С. 26–32.
9. Иманалиева Э. Т. Интерактивные методы преподавания китайского языка на начальном этапе // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. – 2014. – № 2 (28). – С. 137–142.
10. Ли Хайся. Стратегии преподавания китайской фонетики на начальном этапе изучения китайского языка русскоговорящими студентами // Вестник Северо-Восточного государственного университета. – 2020. – № 33. – С. 6–11.
11. Ли Цюмэй. Сопоставительное исследование китайского и русского языков в преподавании китайского языка русским студентам // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2007. – № 528. – С. 39–42.
12. Лю Банци «Интеллект +» продвигает инновации в обучении [Электронный ресурс]. «Новости образования Китая». – 3-е издание – 2019. – URL: http://www.jyb.cn/rmtzgjyb/201905/t20190511_232932.html (дата обращения: 14.05.2022)
13. Салахова М. Г. Сущность понятия «профессиональная компетенция» в методике преподавания иностранного языка (на примере китайского языка) // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества. Материалы X международной научнопрактической конференции. – 2020. – С. 627–632.
14. Строговский М. Д. О кризисе современного дистанционного преподавания китайского языка // Colloquium-journal. – 2020. – № 3-5 (55). – С. 25–27.
15. Травникова З. С., Лаврова А. И. Преподавание китайского языка в системе дистанционного обучения // Социально-экономическая реальность поликультурного мира: новые вызовы, угрозы и риски: сб. ст. Международной научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. – 2021. – С. 231–234.
16. Хафизова К. Р., Дульмухаметова Г. Ф. Трудности обучения говорению на китайском языке, связанные с фонетическим строем языка (на материале китайского языка) // Многоуровневая языковая подготовка в условиях поликультурного общества. Материалы VII международной научно-практической конференции. Сост. Е. Е. Новгородова, науч. ред. А.В. Фахрутдинова [и др.]. – 2020. – С. 203–207.
17. Чжан Цун, Пэн Цзин, Сюй Гэ, Предварительное исследование режима обучения умного класса на фоне искусственного интеллекта на примере курса «Развитие начального разговорного китайского языка» // China Academic Journal Electronic Publishing House. – 2018. – №4. – С. 383–385.
18. Шарафилова Я. С. Особенности использования коммуникативного метода в преподавании китайского языка // Интернаука. – 2021. – № 27–1 (203). – С. 41–43.
19. Юань Цинъянь, Цзян Чжаохуэй, Е Чжиминь. Размышления о применении цифровых речевых технологий в обучении иностранным языкам [J]. Электронные технологии и разработка программного обеспечения. – 2015. – №18. – С. 155–156.
20. Ян Сяодун Методика преподавания лексики на уроках китайского языка // Международная научно-практическая конференция. – 2014. – С. 493–494

Ключевые слова:
цифровое обучение, искусственный интеллект, интеллектуальные голосовые технологии, умный класс digital learning, artificial intelligence, intelligent voice technology, smart classroom

Для цитирования:
Сюй Б. Начальный курс разговорного китайского языка как иностранного в условиях цифрового обучения // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2022. – № 2. – С. 264–279. DOI 10.35231/18186653_2022_2_264 Xu, Baoyun (2022) Nachal'nyy kurs razgovornogo kitayskogo yazyka kak inostrannogo v usloviyakh tsifrovogo obucheniya [Beginner Course in Spoken Chinese as a Foreign Language in Digital Learning]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No 2. рр. 264–279. DOI 10.35231/18186653_2022_2_264 (In Russian).

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина