Оценка эффективности формирования читательской грамотности с использованием цифровых технологий

Evaluation of the effectiveness of the formation of reading literacy using digital technologies

Авторы:
Морозова Марина Ивановна,Николаев Сергей Васильевич,Чупина Татьяна Ивановна,

DOI:
10.35231/18186653_2022_2_243

Полный текст769,50 КБ

Введение. В современном мире, динамично меняющемся под влиянием научно-технической революции и мощных информационных потоков все большее значение для каждого человека приобретает читательская грамотность как способность понимать, критически оценивать и использовать письменные тексты, размышлять над ними, расширять свои знания и возможности для успешного обучения и активного участия в жизни социума.
Меняющиеся потребности общества влияют на появление обновленных технологий формирования и оценки читательской грамотности в условиях общеобразовательной организации. В статье раскрывается подход к решению этой задачи с использованием цифровых технологий при преподавании предметов гуманитарного цикла и возможностей сетевого взаимодействия по созданию цифровых образовательных ресурсов.
Материалы и методы. Основными методами проведенного исследования стали: анализ научной и методической литературы, проектирование, педагогический эксперимент, анализ его результатов и их интерпретация.
Выбирая методы, авторы опирались на действующие ФГОС в триединстве предметных, метапредметных и личностных результатов. В качестве важного метапредметного результата гуманитарного образования выбрано умение работать с текстом и его проявление в читательской грамотности. Для ее оценки использован стандартизированный комплекс диагностик. Процесс оценки был автоматизирован на базе свободно распространяемого программного обеспечения Moodle для организации образовательного взаимодействия (обучения, контроля, обратной связи и пр.).
Результаты. Проведен поиск наиболее эффективных способов формирования и оценки читательской грамотности. В качестве инструмента повышения качества гуманитарного образования использован сайт http://гуманитариум.рф, созданный в ходе экспериментальной деятельности в рамках экспериментальной площадки. В условиях сетевого взаимодействия цифровой образовательный ресурс «ГуманитариУм» аккумулирует лучшие практики преподавания гуманитарных дисциплин, реализованные образовательными организациями Санкт-Петербурга – участниками эксперимента.
Ресурс содержит материалы по формированию и оценке читательской грамотности, которыми пользуются педагоги, ученики и их родители. Ученики используют материалы для отработки элементов читательской грамотности. Ее оценка происходит автоматически по заданным параметрам, результаты выполнения заданий обрабатываются и интерпретируются. Формируются четыре отчета для разных адресатов (администрация, учитель-предметник, классный руководитель, родители-дети). Приведенные в статье результаты диагностики подтверждают эффективность использования ресурса для формирования и оценки читательской грамотности.
Обсуждение и выводы. Изложенный подход исключает дублирование деятельности учителей в разных образовательных организациях. Созданный ими материал автономен, не привязан к личности учителя и может быть транслирован коллегой при условии соблюдения технологии преподавания предмета.
Автоматическое оценивание сокращает временные затраты учителя на проверку и обработку результатов, и позволяет оптимизировать процессы управления. Использование методического материала для педагогов и образовательного контента для учеников, размещенных на ресурсе «ГуманитариУм», положительно влияет на уровень читательской грамотности.


Introduction. In the modern world, dynamically changing under the influence of the scientific and technological revolution, powerful information flows, reader literacy is becoming increasingly important for every person as the ability to understand, critically, evaluate and use written texts, reflect on them, expand their knowledge and capabilities for successful education and active participation in social life.
The changing needs of society determine the emergence of updated technologies for the formation and evaluation of reader literacy in the context of a general educational organization. In the article it is revealed an approach to a solution of this issue using digital technology in teaching subjects of the humanities cycle and opportunities of networking cooperation in creation of digital educational resources.
Materials and methods. The main methods of the research were: analysis of scientific and methodological literature, design, pedagogical experiment, analysis of its results and their interpretation.
When choosing methods, the authors relied on the current Federal State educational Standards in the trinity of subject, meta-subject and personal results. The ability to work with text and its manifestation in reader literacy is chosen as an important meta-subject result of humanitarian education. A standardized set of diagnostics was used to assess reader literacy. To organize educational interaction (training, monitoring, feedback, etc.), the process of assessing reader literacy was automated on the basis of freely distributed software Moodle.
Results. A search was made for the most effective ways of forming and evaluating reader literacy. As a tool to improve the quality of humanities education, the website http://гуманитариум.рф, created in the course of experimental activities within the framework of a regional innovation platform, was used.
In the conditions of network interaction, the digital educational resource "ГуманитариУм " accumulates the best practices of teaching the humanities, implemented by the educational organizations of St. Petersburg - participants in the experiment.
The resource contains materials on the formation and assessment of reader literacy, which are used by teachers, students and their parents. Pupils use the materials to practice the elements of reader literacy. Their evaluation occurs automatically according to the specified parameters, the results of the tasks are processed and interpreted. Four reports are generated for different recipients (administration, subject teacher, class teacher, parents-children). The diagnostic results presented in the article confirm the effectiveness of using the resource for the formation and evaluation of reader literacy.
Discussion and conclusion. The stated approach eliminates the duplication of teachers' activities in different educational organizations. The material created by them is autonomous, not tied to the personality of the teacher and can be broadcast by a colleague, subject to the observance of the technology of teaching the subject.
Automatic assessment reduces the teacher's time spent on checking and processing results, and allows optimizing management processes. The use of methodological material for teachers and educational content for students, posted on the resource "ГуманитариУм", has a positive effect on the level of reader literacy.

Морозова Марина Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
morozovami@mail.ru

Николаев Сергей Васильевич
кандидат педагогических наук, доцент
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 631
Санкт-Петербург, Российская Федерация
Nikolaev-SergeyV@yandex.ru

Чупина Татьяна Ивановна
-
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 631
Санкт-Петербург, Российская Федерация
gymn631@mail.ru

1. Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства Просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. – №4(61). – Т. 1. – С. 13–33.
2. Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. – № 4 (61). –С. 34–57.
3. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития: колл. монография / под ред. Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина, П.С. Сорокина. – М.: ИД ВШЭ, 2019. – 282 с.
4. Каспржак А.Г., Митрофанов К.Г., Поливанова Н.К. и др. Российское школьное образование: взгляд со стороны // Вопросы образования. – 2004. – №1. – С. 157–198.
5. Ковалева Г. С., Красновский Э. А. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA 2000. Часть I. Грамотность чтения. – М.: Логос, 2004. – 18 с.
6. Морозова М.И., Штерн В.В. Возможности развивающего обучения в решении проблемы последовательности и преемственности формирования познавательных универсальных учебных действий // XX Царскосельские чтения: Междунар. науч. конф. 20–21 апр. 2016 г. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. – С. 103–107.
7. Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других / под науч. ред. И. Д. Фрумина. – М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 284 с.
8. Осипова О.П., Шклярова О.А. Подготовка менеджеров образования в условиях его цифровизации: идеи, подходы, ресурсы // Преподаватель XXI века. – 2019. – №2-1. – С. 108–124.
9. Систематика терминологического аппарата педагогики в условиях парадигмальных изменений как фактор обновления содержания педагогического образования: монография / О. Б. Даутова, А. И. Жук, А. В. Торхова, Н. А. Вершинина, М. Г. Ермолаева, Е. Ю. Игнатьева, О. Н. Крылова [и др.]. – Минск : БГПУ, 2019. – 308 с.
10. Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению. – М., 2010. – 67 с.
11. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10–15-летних школьников // Вопросы образования. – 2011. – № 2. – С. 123–150.
12. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Становление читательской грамотности, или Новые похождения Тяни-Толкая // Вопросы образования. – 2015. – № 1. – С. 284–300.
13. OECD (2010b) PISA-2009 Results: What Students Know and Can Do. Students Performance in Reading, Mathematics and Science.

Ключевые слова:
качество общего образования, метапредметные результаты, читательская грамотность, цифровизация образования. quality of general education, meta-subject results, reader literacy, digitalization of education.

Для цитирования:
Морозова М. И., Николаев С. В., Чупина Т. И. Оценка эффективности формирования читательской грамотности с использованием цифровых технологий // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2022. – № 2. – С. 243–263. DOI 10.35231/18186653_2022_2_243 Morozova, M. I., Nikolaev, S. V., Chupina, T. I. (2022) Otsenka effektivnosti formirovaniya chitatel'skoy gramotnosti s ispol'zovaniyem tsifrovykh tekhnologiy [Evaluation of the effectiveness of the formation of reader's literacy using digital technologies]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No 2. рр. 243–263. DOI 10.35231/18186653_2022_2_243 (In Russian).

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина