Особенности ценностных ориентаций старших подростков, воспитывающихся в детском доме

Features of value orientations of older teenagers brought up in an orphanage

Авторы:
Лебедева Елена Игоревна,

DOI:
10.35231/18186653_2022_2_93

Полный текст756,40 КБ

Введение. Обосновывается важность изучения ценностных ориентаций подростков в целом и в частности тех, которые остались без попечения родителей и воспитываются в государственном учреждении.
Материалы и методы. В ходе исследования сравнивались две рандомизированные группы: старшие подростки из полных семей и старшие подростки, оставшиеся без попечения родителей и воспитывающиеся в государственном учреждении. В работе был использован следующий инструментарий: методика «Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах», Е. Б. Фанталова; методика изучения личностных ценностей, Ш. Шварц; методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности, С. С. Бубнова; методика ценностных ориентаций, М. Рокич.
Результаты исследования. Результаты показали значимые различия в ценностных ориентациях исследуемых групп.
Обсуждение и выводы. По результатам исследования анализируются и обосновываются полученные различия, приводятся практические рекомендации по работе со старшими подростками, оставшимися без попечения родителей и воспитывающимися в учреждениях государственного типа.


Introduction. The importance of researching the value orientations of adolescents in general, in particular, those who have been left without parental care and are being brought up in a state institution, is substantiated.
Materials and methods. The research compared two randomized groups: older adolescents from full families and older adolescents left without parental care and brought up in a public institution. The following methods were used in the work: methodology "The level of the ratio of "value" and "accessibility" in various spheres of life", E. B. Fantalova; methodology for studying personal values, Sh. Schwartz; methodology for diagnosing the individual structure of value orientations of personality, S. S. Bubnova; methodology of value orientations, M. Rokich.
Results. The results showed significant differences in the value orientations of the studied groups.
Discussion and conclusion. In conclusion, the differences obtained are analyzed and justified, practical recommendations are given for working with older adolescents left without parental care and brought up in state-type institutions.

Лебедева Елена Игоревна
кандидат психологических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
e.lebedeva@lengu.ru

1. Андросенко М.Э. Аспекты изучения социальных представлений и ценностных ориентаций субъектов образования // Прикладная психология и психоанализ. – 2005. – № 3. – С. 3–17.
2. Боброва Л.С., Быкова Н.Л., Торопова А.М. Смысложизненные и ценностные ориентации подростков с низким экономически статусом // Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова. – 2006. – С. 91–93.
3. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. – 1981. – № 2. – С. 46–56.
4. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. – 1999. – Т. 20. – № 1. – С. 36–44.
5. Буреломова А.С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков: дис. ... канд. психол. наук. – М., 2013. – 188 с.
6. Гущина Т.Н. Ценностные ориентации старшеклассника: опыт исследования в дополнительном образовании детей // Ценности и смыслы. – 2012. – № 1. – С. 127–136.
7. Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России. – М., 2002. – 208 с.
8. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 70 с.
9. Леонтьев Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): материалы международной конференции / под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2005. – С. 36–54.
10. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е испр. изд. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.
11. Постоева В.А. Ценностно-потребностная сфера личности социально-депривированных подростков: дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2004. – 158 c.
12. Татаренко Д. Д. Адаптация семьи к новой социальной ситуации развития с приемными детьми // Вестник Моск. гос. обл. университета. Сер. Психологические науки. 2010. № 4. – С. 55–57.
13. Франкл В. Человек в поисках смысла: сб.: пер. с англ. и нем. / общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
14. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избранные труды. – Воронеж: МОДЭК, 2006. – 768 с.
15. Шульга Т. И., Антипина М.А. Эмоциональная среда семьи как фактор развития личности ребенка в замещающей семье // Вестник Моск. гос. обл. университета. Сер. Психологические науки. – 2012. – № 2. – С. 32–40.

Ключевые слова:
подростковый возраст, старшие подростки, оставшиеся без попечения родителей и воспитывающиеся в учреждениях государственного типа, детский дом, ценностные ориентации, личность, терминальные ценности, инструментальные ценности adolescence, older teenagers left without parental care and brought up in state-type institutions, orphanage, value orientations, personality, terminal values, instrumental values

Для цитирования:
Лебедева Е.И. Особенности ценностных ориентаций старших подростков, воспитывающихся в детском доме. // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2022. – № 2. – С. 93–111. DOI 10.35231/18186653_2022_2_93 Lebedeva, E.I. (2022) Osobennosti tsennostnykh oriyentatsiy starshikh podrostkov, vospityvayushchikhsya v detskom dome [Features of value orientations of older teenagers brought up in an orphanage]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No 2. рр. 93–111. DOI 10.35231/18186653_2022_2_93 (In Russian).

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина