Введение. В данном исследовании анализируется степень развития познавательных процессов и личностных характеристик детей младшего школьного возраста с разным уровнем школьной адаптации. Результаты, представленные в статье, позволяют уточнить данные о различиях в развитии тревожности, самооценки, внимания и памяти младших школьников
Материалы и методы. Для решения задач исследования и в соответствии с методологическими принципами были использованы: методика изучения социально-психологической адаптации Э.М. Александровской, методика определения объема образной кратковременной памяти С.А. Лукомской, «Корректурная проба» (кольца Ландольта), тест школьной тревожности Филлипса, методика изучения самооценки личности младшего школьника А.И. Липкиной
Результаты исследования. Проведенный сравнительный анализ позволил выявить различия значений самооценки и уровня тревожности у детей с низким и достаточным уровнем школьной адаптации. Результаты корреляционного анализа позволяют о взаимосвязи показателей самооценки, тревожности и адаптации детей младшего школьного возраста.
Обсуждение и выводы. Проведенный анализ выявил, что уровень тревожности выше у детей с высоким уровнем адаптации, а самооценка выше у детей с низким уровнем адаптации. Статистически значимых различий в показателях внимания и памяти у детей с разным уровнем школьной адаптации не было установлено.
Introduction. The study is devoted to the cognitive processes and personal characteristics of primary school children with different levels of school adaptation. The results presented in the article allow us to clarify the data on differences in the development of anxiety, self-esteem, attention and memory of younger schoolchildren.
Materials and methods. To solve the research tasks, the following methods were used: the method for studying the socio-psychological adaptation of E.M. Alexandrovskaya, the method for determining the volume of imaginative short-term memory of S.A. Lukomskaya, the "Proof test" (Landolt rings), the Phillips school anxiety test, the method for studying the self-esteem of a younger student A.I. Lipkina.
The results of study. The comparative analysis made it possible to identify differences in the values of self-esteem and the level of anxiety in children with a low and sufficient level of school adaptation. The results of the correlation analysis suggest the relationship of indicators of self-esteem, anxiety and adaptation of primary school children.
Discussion and conclusions. The analysis revealed that the level of anxiety is higher in children with a high level of adaptation, and self-esteem is higher in children with a low level of adaptation. There were no statistically significant differences in the indicators of attention and memory in children with different levels of school adaptation.
Яхудина Елена Николаевнакандидат психологических наук
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
e.yahudina@lengu.ru
Сербина Любовь Федоровна доктор педагогических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
serbinalf@mail.ru
1. Антропов Ю.Ф., Бельмер С.В. Соматизация психических расстройств в детском возрасте. – М., 2005.
2. Баландина А.А., Васильева С.В. Взаимосвязь тревожности и адаптации к школе у первоклассников // Актуальные вопросы психологии в исследованиях студентов и аспирантов: сб. науч. ст. – М.: СВИВТ, 2018. – С. 12–19.
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.
4. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос-Пресс, 2005.
5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Смысл, Эксмо, 2004.
6. Донцов Д.А., Донцова М.В., Пятаков Е.О. Развитие психических познавательных процессов в наиболее восприимчивых возрастах -начиная с дошкольного возраста и заканчивая юностью // Вестник практической психологии образования. – 2017. – № 3 (52). – С. 94–106.
7. Донцов Д.А., Ковалев А.И., Климова О.А. Формирование психических познавательных процессов в дошкольном и младшем школьном возрасте // Научные исследования и образование. – 2018. – № 2(30). – С. 23–33.
8. Литвиненко Н.В. Исследование личностных особенностей первоклассников как фактора адаптации к школе // Обучение и воспитание в период детства: современные теоретические и методические проблемы дошкольного и начального образования: сб. науч. ст. – Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2021. – С. 23–28.
9. Петрова С.С., Белькова К.А. Ситуация успеха как условие адаптации младших школьников к обучению в начальной школе // Наука и образование: материалы междунар. науч. конф., Пенза, 15 марта 2017. – Пенза: Наука и просвещение, 2017. – С. 95–99.
10. Степанова О.Ю., Липская Т.А. Социально-психологическая адаптация первоклассников к школе // Интеграция психолого-педагогических наук и актуальных образовательных практик: сб. науч. ст. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. – С. 306–310.
11. Шерснева С.А., Мартинович Н.Е. Социально-педагогическая адаптация первоклассников к школе и учебной деятельности // Повышение качеств профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер: сб. науч. ст. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2016. – С. 211–214.