Features of the moral development of students in adolescence with varying degrees of network activity
Авторы:
Белов Василий Васильевич,Куликова Ульяна Валерьевна,
DOI:
10.35231/18186653_2022_2_24
Полный текст510,00 КБ
Введение. В статье представлены и анализируются результаты исследования нравственного развития подростков как одного из важнейших компонентов психического развития в данный возрастной период. Обосновывается важная роль в нравственном развитии подростков фактора их вовлеченности в сетевую активность. Отмечается ограниченное количество публикаций по проблеме связи нравственного развития и сетевой активности подростков. Формулируются цель и гипотеза исследования.
Материалы и методы. Выборка представлена 63 обучающимся в подростковом возрасте. Дизайн исследования – пилотажный. Использованы теоретические, эмпирические (анкетирование, психодиагностический метод) методы, а также методы математико-статистического анализа.
Обзор литературы. С помощью теоретического анализа оценено состояние проблемы нравственного развития подростков с различной сетевой активностью, а также определена концептуальная основа исследования. Исследование опирается на такие основные концепции, как теория отношений В.Н. Мясищева, структурная модель нравственного развития подростков Р.В. Овчаровой и Э.Р. Гизатуллиной, критерии вовлеченности молодежи в виртуальную реальность.
Результаты исследования. С использованием авторской анкеты произведена оценка сетевой активности подростков. Приводятся результаты сравнительного и корреляционного анализа особенностей нравственного развития обучающихся в подростковом периоде с различной степенью сетевой активности. Выявлены достоверные различия по показателю «склонность к вине» опросника вины КуглераДжонс. Корреляционный анализ позволил выявить общие и специфические корреляционные связи между нравственными особенностями в группе подростков, различающихся по сетевой активности.
Обсуждение и выводы. Составлены психологические «нравственные портреты» подростков с высокой и низкой сетевой активностью. Определена теоретическая значимость исследования в виде подтверждения конструктивности идеи отечественной возрастной психологии о сетевом сообществе как современной форме социальной ситуации развития, а также о конструктивности теории Н. Айзенберг для исследования нравственного развития подростков.
Introduction. The article presents and analyzes the results of a study of the moral development of adolescents as one of the most important components of mental development in a given age period. The important role in the moral development of adolescents of the factor of their involvement in network activity is substantiated. There is a limited number of publications on the problem of the relationship between moral development and network activity of adolescents. The purpose and hypothesis of the study are formulated.
Materials and methods. The sample is represented by 63 students in adolescence. The design of the study is aerobatic. Theoretical, empirical (questionnaire, psychodiagnostic method) methods, as well as methods of mathematical and statistical analysis were used.
Literature review. With the help of theoretical analysis, the state of the problem of the moral development of adolescents with different network activities was assessed, and the conceptual basis of the study was determined. The study is based on such basic concepts as the theory of relations by V.N. Myasishchev, a structural model of the moral development of adolescents R.V. Ovcharova and E.R. Gizatullina, criteria for youth involvement in virtual reality.
Research results. Using the author's questionnaire, an assessment of the network activity of adolescents was made. The results of a comparative and correlation analysis of the characteristics of the moral development of students in adolescence with varying degrees of network activity are presented. Significant differences were revealed in terms of the propensity to guilt of the Kugler-Jones guilt questionnaire. Correlation analysis made it possible to identify general and specific correlations between moral characteristics in a group of adolescents who differ in network activity.
Discussion and conclusions. Compiled psychological "moral portraits" of adolescents with high and low network activity. The theoretical significance of the study is determined in the form of confirmation of the constructiveness of the idea of domestic developmental psychology about the network community as a modern form of the social situation of development, as well as the constructiveness of N. Eisenberg's theory for the study of the moral development of adolescents. uppe adolescents differing in network activity.
Белов Василий Васильевичдоктор психологических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
vasvasbelov@yandex.ru.
Куликова Ульяна Валерьевна-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
uliana_titova@mail.ru
1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. – 1994. – № 4. – С. 39–55.
2. Белов В.В. Акмеологический подход к исследованию личности лидера организации // Психология XXI века Теория и практика современной психологии: материалы XI междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых. – 2016. – С. 106–109.
3. Белов В.В. Подходы к исследованию духовно-нравственного развития личности и воспитания созидающего организационного лидера: акмеологическая концепция // Актуальные вопросы психологии развития и формирования личности: методология, теория и практика. Сборник материалов второй всерос. науч. практ. конф. – 2019. – С. 9–13.
4. Богомолова Е.И. Личностная идентичность в условиях виртуализации бытия // Человек. Сообщество. Управление. – 2014. – №2.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 280 с.
6. Войскунский А.Е. Субъект в сетевом обществе // Человек, субъект, личность в современной психологии: материалы Междунар. конф., посвящ. 80-летию А.В. Брушлинского / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. – М.: Институт психологии РАН, 2013. – Т. 2. – С. 22–25.
7. Зинченко Ю.П. Виртуализация реальности: от психологического инструментария к новой субкультуре // Человек как субъект и объект медиапсихологии. – М.: Издво МГУ, 2011. – С. 246.
8. Иванов А.Е. Виртуальная реальность // История философии: энциклопедия. Минск: Книжный дом, 2002.
9. Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. – М.: Институт практической психологии. – Воронеж: МОДЭК, 1995. – 356 с.
10. Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р. Развитие нравственной сферы личности подростка: монография. – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2011. – 147 с.
11. Овчарова Р.В., Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника. – СПб.: Амалтея, 2008. – 304 с.
12. Шафикова Г.Р., Бондаренко Г.В. История психологии нравственности. Религиознофилософские аспекты (от древности до современной психологии): монография. – Уфа: Ид-во БГПУ, 2007. – 330 с.
13. Eisenberg N. The relation of altruism and other moral behaviors to moral cognition: Methodological and conceptual issues. N.Y., 1982.
14. Eisenberg N. The relation between empathy and altruism // Acad. Psychol. Bull. 1983. Vol. 5. P. 195–207. Eisenberg N. Altruistic emotion, cognition, and behavior. Hillsdale, 1986.
15. Eisenberg N., Miller P.A. the relation of empathy to pro-social and related behaviors // Psychol. Bull. 1987. N 1. Р. 91–119.
Ключевые слова:
личность, подросток, нравственность, нравственное развитие, структурные компоненты нравственного развития, сетевое сообщество, сетевая активность, критерии оценки вовлеченности подростков в сетевую активность
personality, adolescent, morality, moral development, structural components of moral development, network community, network activity, criteria for assessing the involvement of adolescents in network activity
Для цитирования:
Белов В. В., Куликова У. В. Особенности нравственного развития обучающихся в подростковом периоде с различной степенью сетевой активности // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. –
2022. – № 2. – С. 24–42. DOI 10.35231/18186653_2022_2_24
Belov, V. V., Kulikova, U. V. (2022). Osobennosti nravstvennogo razvitiya obuchayushhixsya v podrostkovom periode s razlichnoj stepen`yu setevoj aktivnosti [Features of the moral development of students in adolescence with varying degrees of network activity]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. рр. 24–42. DOI 10.35231/18186653_2021_4_24 (In Russian).