Экзистенциальный анализ Людвига Бинсвангера как метод философско-антропологического исследования литературы

Ludwig Binswanger’s existential analysis as a method of philosophical and anthropological study of literature

Авторы:
Дементьева Вера Викторовна,

DOI:
10.35231/18186653_2022_1_75

Полный текст1,05 МБ

Введение. Версия экзистенциального анализа, разработанная Людвигом Бинсвангером, представляет интерес как метод философско-антропологического исследования литературы. Вдохновленный учениями Канта, Гуссерля и Хайдеггера (а также Фрейда, Шелера и Бубера), Бинсвангер создал «антропологический тип научного исследования», направленный на изучение сущности человеческого бытия. Содержание. Экзистенциальный анализ Бинсвангера близок проблемному полю философии и антропологии. Преодолевая характерное для науки разделение на субъект и объект посредством введения заимствованного у Хайдеггера понятия бытие-в-мире, Бинсвангер создает «феноменологическую антропологию», являющуюся толкованием актуального человеческого существования на онтико-антропологическом уровне. В отличие от Хайдеггера, Бинсвангер исследует человека, а не бытие вообще. Экзистенциальный аналитик работает не только с историей пациента, полученной в результате опроса, но и с биографическими источниками: дневниками, стихотворениями, письмами. Представляется возможным использовать метод экзистенциального анализа для философско-антропологического исследования литературы. На примере романа Э. Лимонова «Это я - Эдичка», следуя методу Бинсвангера, выявляющего миры, в которых живет и действует человек, можно выделить три мира героя: мир рабочих и слуг, мир богатых и знаменитых, мир воинов и революционеров. Каждый мир обладает своими пространственными и временны?ми характеристиками. Выводы. Метод экзистенциального анализа приложим к философскому исследованию литературы. При его использовании возможны не только литературоведческий анализ, но и философско-антропологическое изучение человека, обращение к полной жизненной истории героя литературного произведения.

Introduction. The version of existential analysis developed by Ludwig Binswanger is of interest as a method of philosophical and anthropological research of literature. Binswanger was inspired by the philosophy of Kant, Husserl and Heidegger (as well as Freud, Scheler and Buber) and created an “anthropological type of research” for studying human existence. Content. The existential analysis of Binswanger is close to the problematic field of philosophy and anthropology. Binswanger uses the being-in-the-world concept to solve the problem of duality of subject and object. Binswanger creates a “phenomenological anthropology”, which is an interpretation of actual human existence at the ontic-anthropological level. Binswanger explores human being, not being in general as Heidegger do. An existential analyst uses not only the patient’s history as a result of a medical examination, but also biographical sources: diaries, poems, and letters. It seems possible to use the method of existential analysis for the philosophical and anthropological study of literature. In the analysis of the Limonov’s novel “It’s Me, Eddie” we follow Binswanger’s method of identifying the worlds in which a person lives and acts. Three worlds of the character can be distinguished: the world of workers and servants, the world of the rich and famous and the world of warriors and revolutionaries. Each world has its own dimensional and temporal characteristics. Conclusions. The existential analysis method is applicable to the philosophical study of literature. When using it, not only literary analysis is possible, but also philosophical and anthropological study of a person, an appeal to the full life history of the hero of a literary work

Дементьева Вера Викторовна
-
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург, Российская Федерация
vera.dementeva@gmail.com

1. Бинсвангер Л. Безумие как феномен жизне-истории и как психическое заболевание. Случай Ильзы // Бинсвангер Л., Кун. Р. Экзистенциальный анализ / пер. под ред. С. Римского. 2-е изд., перераб. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. – С. 31–56.
2. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире / пер. с англ. Е. Сурпиной; науч. ред. С. П. Куликов. – М.; СПб.: КСП+; Ювента, 1999. – 299 с.
3. Бинсвангер Л. Случай Эллен Вест. Антропологически-клиническое исследование // Бинсвангер Л., Кун. Р. Экзистенциальный анализ / пер. под ред. С. Римского. 2-е изд., перераб. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. – С. 57–207.
4. Бинсвангер Л. Экзистенциально-аналитическая школа мысли // Бинсвангер Л., Кун. Р. Экзистенциальный анализ / пер. под ред. С. Римского. 2-е изд., перераб. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. – С. 3–29.
5. Власова О. А. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ: история, мыслители, проблемы. – М.: Территория будущего, 2010. – 639 с.
6. Денискова Е. «Побег в сумасшествие» через призму экзистенциального анализа Л. Бинсвангера: случай Ивана Карамазова // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. – 2011. – № 18. [Электронный ресурс]. – URL:http://journal.existradi.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=811:2011-10-15-22-05-28&catid=87:18-2011&Itemid=59 (дата обращения: 10.01.2022).
7. Лимонов Э. История его слуги. – СПб.: Амфора, 2007. – 398 с.
8. Лимонов Э. Это я – Эдичка. – М.: Глагол, 1991. – 334 с.
9. Нидлман Дж. Критическое введение в экзистенциальный психоанализ Л. Бинсвангера // Бинсвангер Л. Бытие-в-мире / пер. с англ. Е. Сурпиной; науч. ред. С. П. Куликов. – М.; СПб.: КСП+; Ювента, 1999. – С. 17–132.
10. Нидлман Дж. Предисловие // Бинсвангер Л. Бытие-в- мире / пер. с англ. Е. Сурпиной; науч. ред. С. П. Куликов. – М.; СПб.: КСП+; Ювента, 1999. – С. 7–8.
11. Фуко М. Введение к: Бинсвангер Л. Сон и существование // Фуко М. Ранние работы / пер. с фр. О. А. Власовой. – СПб.: Владимир Даль, 2015. – С. 83–196.
12. Spiegelberg H. Phenomenology in Psychology and Psychiatry: A Historical Introduction. – Evanston, IL: Northwestern University Press, 1972. – 411 p.

Ключевые слова:
Бинсвангер, экзистенциальный анализ, феноменология, антропология, экзистенция, литература, Лимонов, Binswanger, existential analysis, phenomenology, anthropology, existence, literature, Limonov.

Для цитирования:
Дементьева В. В. Экзистенциальный анализ Людвига Бинсвангера как метод философско-антропологического исследования литературы / В. В. Дементьева // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2022. – № 1. – С. 75–85. DOI 10.35231/18186653_2022_1_75 Dement'eva, V. V. (2022). Ekzistentsial'nyj analiz Lyudviga Binsvangera kak metod filosofsko-antropologicheskogo issledovaniya literatury [Ludwig Binswanger’s existential analysis as a method of philosophical and anthropological study of literature]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina – Pushkin Leningrad State University Journal. No. 1. pp. 75–85. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2022_1_75

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина