Введение. Специальность среднего профессионального образования 09.02.07 Информационные системы и программирование с квалификацией Программист входит в список 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. Однако одна из проблем качества подготовки выпускников в сфере информационных технологий обусловлена противоречием между приобретением студентами практического опыта работы по специальности параллельно основному обучению и успешностью последующего трудоустройства выпускников. Исследование было направлено на разрешение данного противоречия. Целью исследования является определение разрывов между результатами профессиональной подготовки выпускников уровня СПО и требованиями работодателей в ИТ-области, характеристика возможного пути их сокращения. ФГОС СПО по данной специальности утвержден в декабре 2016 г., что позволило получить первые данные о результатах профессиональной деятельности выпускников по этой специальности. Научная новизна разработки определяется формулировкой предложений по приближению качества профессиональной подготовки выпускников ИТ-специальностей к востребованному работодателями-заказчиками эталонному уровню. Материалы и методы. При разработке рекомендаций по повышению качества профессиональной подготовки выпускников среднего профессионального образования ИТ-специальностей в аспекте максимального соответствия требованиям рынка труда использован анализ современной образовательной практики, отечественных и зарубежных научных разработок по теме исследования, обобщение результатов анкетирования двух групп респондентов (студентов специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование и выпускников той же специальности). Результаты исследования. Результаты исследования позволяют определить болевые точки в подготовке специалистов уровня СПО по рассматриваемой специальности: выпускникам не хватает профессиональных компетенций и «мягких» навыков в начале их трудовой деятельности. Трудоустроенные по специальности выпускники считают, что в процессе обучения им необходимо постоянное и более широкое взаимодействие с профессиональной средой и будущими работодателями. Обсуждение и выводы. По результатам исследования было выявлено, что процент трудоустройства выпускников СПО в области информационных технологий выше средних показателей Росстата. Аналогичная ситуация с опытом работы обучающихся студентов старших курсов: 46% обучающихся студентов имеют опыт работы по направлению подготовки и 64,5% выпускников работают в сфере ИТ по окончании обучения. В качестве сокращения разрывов между образовательными результатами обучающихся и требованиями будущих работодателей в сфере ИТ предложены следующие пути: внедрение системы наставничества, широкое привлечение работодателей в формировании содержания учебных программ, расширение системы практической подготовки обучающихся с привлечением представителей рынка труда.
Нуретдинов Роман Игоревич-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
nured@yandex.ru
1. Волошина И.А., Козлова Л.В. Трудоустройство выпускников СПО в области информационных технологий и информационной безопасности: карьерные предпочтения и практики поиска работы // Социально-трудовые исследования. – 2020. – № 4(41). – С. 120–134.
2. Долженко Р.А., Антонов Д.А. Трудоустройство выпускников: соответствие профессии и работы (на примере Свердловской области) // Народонаселение. – 2018. – №3. – С. 109–119.
3. Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Травкин П.В. Трудоустройство выпускников системы среднего профессионального образования: все еще омут или уже брод // Вопросы образования. – 2019. – С. 109–133.
4. Кочетова Н.Г., Стельмах Я.Г., Кочетова Т.Н. Критерии и показатели готовности выпускников технического вуза к профессиональной деятельности // Самарский научный вестник. – 2020. – № 2(31). – С. 244–247.
5. Мягков А. Ю. Студенты технического вуза: профессиональные компетенции и ожидания на рынке труда // Социология образования. – 2016. – № 6. – С. 102–109.
6. Нуретдинов Р. И. Востребованность компетенций молодых специалистов среднего уровня профессионального образования в области информационных технологий рынком труда // Общество: социология, психология, педагогика. – 2021. – № 5(85). – С. 169–172.
7. Нуретдинов Р. И. Цифровизация системы сопровождения образовательного процесса при подготовке специалистов в области it-технологий // Среднее профессиональное образование. – 2020. – № 8(300). – С. 30–34.
8. Селиверстова И. В. Трудоустройство выпускников СПО: в чем специфика? // Научный вектор Балкан. – 2020. – № 4(10). – С. 24–30.
9. Сичинский Е. П. Прогноз потребностей в квалифицированных кадрах для цифровой экономики региона // Инновационное развитие профессионального образования. – 2019. – № 2(22). – С. 23–30.
10. Чередниченко Г. А. Выпускник на рынке труда (по материалам опроса Росстата) // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – № 4. – С. 96–107.
11. Чередниченко Г.?А. Положение на рынке труда выпускников системы высшего и среднего профессионального образования // Вопросы образования. – 2020. – № 1. – С. 256–282.
12. Akkerman S.F., Bakker A. Crossing boundaries between school and work during apprenticeships // Vocations and Learning. – Vol. 5. – P. 153–173.
13. Berglund I., Loeb I.H. The renaissance or a backward step: Disparities and tensions in two new Swedish pathways in VET // International Journal of Training and Research. – 2013. – Vol.11(2). – P. 135–149.
14. Billett S. Readiness and learning in healthcare education // Clinical Teacher. – 2015. – Vol.12. – P. 1–6.
15. Billett S. Student readiness and the integration of experiences in practice and education settings // Integration of vocational education and training experiences. – 2018. – P. 145–165.
16. Choy S. Integration of Learning in Educational Institutions and Workplaces: An Australian Case Study // Integration of vocational education and training experiences. – 2018. – P. 85–106.
17. Eiriksdottir E. Variations in Implementing the Dual VET System: Perspectives of Students, Teachers, and Trainers in the Certified Trades in Iceland // Integration of vocational education and training experiences. – 2018. – P. 145–165.
18. Messmann G., Mulder R.H. Conditions for apprentices learning activities at work // Journal of Vocational Education and Training. – 2015. – Vol. 67(4). – P.578–596.
19. Quality Culture in European Universities: A Bottom-Up Approach // Report on the three rounds of the quality culture project. – European University Association. – 2006. – 40 p.
20. Ryan P. Apprenticeship: between theory and practice, school and workplace // The future of vocational education and training in a changing world. – 2012. – P. 403–432.