Диджитализация образования и управление подготовкой кадров высшей квалификации в экономических науках

Авторы:
Космачева Надежда Михайловна,Черкасская Галина Викторовна,

DOI:
10.35231/18186653_2021_4_339

Полный текст651,73 КБ

Введение. В статье представлены результаты научного анализа процессов и результатов подготовки кадров высшей квалификации в экономических науках в целях определения необходимости и возможностей диджитализации в данной сфере с учетом организационных и ситуационных изменений в образовательных процессах. Материалы и методы. Для проведения исследования использована современная методология социальных исследований, основанная на системном подходе, в том числе методы моделирования, прогнозирования, сравнения, систематизации и периодизации, формально-логического и статистического анализа, а также инструменты включенного наблюдения и научного анализа документов и результатов деятельности. Результаты исследования. Проведен анализ результативности системы подготовки кадров высшей квалификации в экономических науках до и после внедрения ФГОС для данной ступени образования, проанализированы необходимость, возможность, технологии и инструменты диджитализации образовательной деятельности и ее результатов для подготовки кадров высшей квалификации в экономических науках. Обсуждение и заключения. Сделан вывод о необходимости использования ряда управленческих инструментов внешнего воздействия на систему подготовки кадров высшей квалификации в экономических науках.

Космачева Надежда Михайловна
доктор экономических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
kosmanad@yandex.ru

Черкасская Галина Викторовна
доктор экономических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
gala201000@yandex.ru

1. Бедный Б.И., Миронос А.А., Рыбаков Н.В. Аспирантура как институциональный ресурс подготовки кадров для науки и высшей школы (ст. 1) // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28. – № 8–9. – С. 44–54.
2. Бедный Б.И., Миронос А.А., Рыбаков Н.В. Как российская аспирантура выполняет свою главную миссию: наукометрические оценки (ст. 2) // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28. – № 10. – С. 9–24.
3. Ганчеренок И.И. Подготовка научных кадров: синергетический подход // Весці Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі. Серыя гуманітарных навук. – 2018. – Т. 63. – № 2. – С. 151–159.
4. Герасимова В.Г., Романова Ю.Д., Дьяконова Л.П., Меламуд М.Р., Музычкин П.А., Коваль П.Е., Женова Н.А., Неделькин А.А. Цифровое образование: модели, платформы и технологии. Коллективная монография. – М., 2019.
5. Дадалко В.А., Соловкина Е.Д. Компетенции для цифровой экономики и трансформация образовательной системы в условиях VI экономического уклада // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2018. – Т. 14. – № 5 (362). – С. 913–926.
6. Исследователь XXI века: формирование компетенций в системе высшего образования. Коллективная монография / отв. ред. Е.В. Караваева. – М.: Геоинфо, 2018. – 240 с.
7. Караваева Е.В., Маландин В.В., Мосичева И.А., Телешова И.Г. Аспирантура как уровень высшего образования: состояние, проблемы, возможные решения // Высшее образование в России. – 2018. – Т. 27. – № 11. – С. 22–34.
8. Космачева Н.М. Формирование позитивного социально-экономического мышления как способ реализации потенциала Северо-Запада в условиях новых социально-экономических вызовов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2015. – Т. 6. – № 3. – С. 28–36.
9. Космачева Н.М., Черкасская Г.В. Новое экономическое образование (подготовка кадров высшей квалификации) как точка роста в цифровом обществе // Технологическая перспектива в рамках Евразийского пространства: новые рынки и точки экономического роста. Труды 5-й Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 7–8 ноября 2019 г. – СПб.: Астерион, 2019. – С. 383–393.
10. Куприяновский В.П., Сухомлин В.А., Добрынин А.П., Райков А.Н., Шкуров Ф.В., Дрожжинов В.И., Федорова Н.О., Намиот Д.Е. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования // International Journal of Open Information Technologies. – 2017. – Т. 5. – № 1. – С. 19–25.
11. Тезйел А.Х. Российская аспирантура после ее реформирования: сравнительный анализ и оценка результатов // Государственное управление. Электронный вестник. – 2018. – № 68. – С. 493–512.
12. Черкасская Г.В. Управление экономическим образованием: смыслы и пределы стандартизации // Экономика нового мира. – 2018. – № 4(12). – С. 51–100.
13. Bloch R. (2008). Researching study reforms and students. Reflecting Education, 4(2), 39–50.
14. Khnyfr H. The higher education system in the world with strategy. Journal of Cultural Management. 2005; 3(9).
15. Klug J., Bruder S., Kelava A., Spiel C., Schmitz B. Diagnostic competence of teachers: A process model that accounts for diagnosing learning behavior tested by means of a case scenario. Teaching and Teacher Education. 2013; 30: 38–46.
16. Knapper Ch. Changing teaching practice: strategies and barriers. Paper presented at Taking stock: Symposium on teaching and learning research in higher education. 2008 April 25; Ontario. Ontario: Canada; 2008.

Ключевые слова:
цифровизация образования, аспирантура, образовательные технологии, экономические науки, диссертация, подготовка научных кадров.

Для цитирования:
Космачева Н.М., Черкасская Г.В. Диджитализация образования и управление подготовкой кадров высшей квалификации в экономических науках // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2021. – № 4. – С. 339–353. DOI 10.35231/18186653_2021_4_339

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина