Роль дефектолога, специального психолога, логопеда и воспитателя в лечебно-реабилитационном процессе

Авторы:
Фесенко Юрий Анатольевич,Литвиненко Игорь Вячеславович,Лосева Снежана Михайловна,

DOI:
10.35231/18186653_2021_4_283

Полный текст722,08 КБ

Введение. В статье рассматриваются особенности коррекционно-развивающей работы: воспитания, специального обучения и коррекции нарушений у несовершеннолетних, находящихся на лечении в психиатрическом стационаре. Дана правовая оценка пребывания детей и подростков в стационарных условиях, основанная на российском законодательстве. Описаны основные характеристики в работе специалистов психологического и педагогического состава при осуществлении их деятельности в стационаре психиатрического профиля. Материалы и методы. Исследование проводилось на основе теоретического анализа научных источников, отражающих специфику психолого-педагогической реабилитации как составной части общей модели реабилитации. Сделана попытка представить алгоритм взаимодействия специалистов междисциплинарного профиля в лечебно-реабилитационном процессе. Результаты исследования. Стандартом современного лечения больных с психическими нарушениями является сочетание медикаментозного лечения, психосоциальная и психолого-педагогическая реабилитация. Реабилитационные мероприятия должны быть нацелены на то, чтобы подросток получил достаточное образование, учебный процесс не следует прерывать надолго. Поэтому важным является оказание комплексных видов помощи, которые организуются коллективом разных по профилю специалистов, в частности специалистами педагогического профиля. Обсуждение и выводы. Для современной коррекционной педагогики характерно стремление защитить подростка с различными нарушениями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, помочь ему адаптироваться в обществе, утвердиться в жизни, чему способствует процесс психолого-педагогической реабилитации. Эффективность реабилитации в значительной степени определяется профессиональным взаимодействием специалистов, обеспечивающих коррекцию нарушенных психических и физических функций индивида педагогическими методами и средствами.

Фесенко Юрий Анатольевич
доктор медицинских наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
yaf1960@mail.ru

Литвиненко Игорь Вячеславович
доктор медицинских наук, профессор
Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова; Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
litvinenkoiv@rambler.ru

Лосева Снежана Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
karlik_73@mail.ru

1. Гажа А.К., Монастырский В.А. Социально-педагогическая работа с семьями психически больных в условиях стационара: Специфика, содержание, этапы // Вестник Тамбовского университета. 2021. – №3-1(23). – С. 64–66.
2. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Сторожакова Я.А. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии. – М.: Медпрактика-М, 2004. – 491 с.
3. Ланцева Г. М. Организация психиатрической помощи детям и подросткам в условиях стационара // Медицина и здравоохранение: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). – Казань: Бук, 2015. – С. 98–101.
4. Лиманкин О.В., Трущелёв С.А. Психосоциальная реабилитация больных с психическими расстройствами и расстройствами поведения Научный обзор // Российский психиатрический журнал. – 2019. – № 6. С. 4–15.
5. Самойлова Д.Д., Барыльник Ю.Б., Янушко П.С. Психообразование как составляющая процесса психореабилитации пациентов с шизофренией // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2015. – С. 104–107.
6. Тоистева О. С. Средства социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения // Вестник ЧГПУ. 2009. №11-2. – С. 152–160.
7. Шорохова М. В. Коррекционно-логопедическое сопровождение детей с нарушениями речи в учреждении здравоохранения (на примере психоневрологического диспансера) // Концепт. – 2017. – № S11.

Ключевые слова:
законодательство, психические нарушения, специальный психолог, дефектолог, логопед, воспитатель, обучение

Для цитирования:
Фесенко Ю. А., Литвиненко И. В., Лосева С. М. Роль дефектолога, специального психолога, логопеда и воспитателя в лечебно-реабилитационном процессе // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2021. – № 4. С. 283–294. DOI 10.35231/18186653_2021_4_283

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина