Выявление особенностей формирования коммуникативной компетентности младших школьников с задержкой психического развития

Авторы:
Скуратовская Марина Леонидовна,Романова Елена Андреевна,

DOI:
10.35231/18186653_2021_4_247

Полный текст606,12 КБ

Введение. В статье рассматриваются вопросы, связанные с диагностикой и формированием коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников со стойкими трудностями в обучении. Уровень коммуникативных умений определяет успешность учебной и социальной адаптации младших школьников. Особенно это актуально для учащихся с задержкой психического развития, имеющих специфические нарушения познавательной и эмоционально-волевой сферы. Материалы и методы. В ходе исследования был проведён эксперимент. Учащимся с задержкой психического развития предлагалось в условиях парной и групповой работы выполнить ряд заданий, требующих взаимодействия в ходе их выполнения. Результаты исследования. В результате исследования были выявлены характерные для младших школьников с задержкой психического развития особенности речевых и социально-психологический умений по трём основным компонентам коммуникативных универсальных учебных действий - коммуникация как взаимодействие, коммуникация как условие интериоризации, коммуникация как кооперация. Обсуждение и заключение. На данный момент установлено, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития должно осуществляться дифференцированно. Необходимо учитывать наиболее нарушенные речевые и социально-психологические умения, составляющие основу основных структурных компонентов коммуникативных универсальных учебных действий. Такие умения могут выступать в качестве критериев оценки уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Скуратовская Марина Леонидовна
доктор педагогических наук, доцент
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
marinasku@yandex.ru

Романова Елена Андреевна
-
Донской государственный технический университет
Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Ele44849724@yandex.ru

1. Жаренкова Г. И. Специфика учебной деятельности // Дети с задержкой психического развития: моногр. / под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной; Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1984. С. 135–150.
2. Симонова И.А. Характеристика речи детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1974. – №4. – С. 18–25.
3. Скуратовская М.Л., Романова Е.А. Особенности формирования коммуникативных УУД у младших школьников с трудностями в обучении. "The World of Academia: culture and education" ("Мир университетской науки: культура, образование"). – №10. – 2020.
4. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. – СПб.: Питер, 2008.
5. Skuratovskaya M, Romanova E. The main criteria for the formation of communicative universal educational actions in primary school children with learning disabilities. 2nd International scientific-practical conference "Trends in the development of psycho-pedagogical education in the conditions of transitional society" (ICTDPP-2020) 22-24 September 2020 in Rostov-on-Don.

Ключевые слова:
коммуникативные универсальные учебные действия, диагностика, трудности в обучении, задержка психического развития

Для цитирования:
Скуратовская М.Л., Романова Е.А. Выявление особенностей формирования коммуникативной компетентности младших школьников с задержкой психического развития // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2021. – № 4. – С. 247–256. DOI 10.35231/18186653_2021_4_247

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина