В данной статье раскрывается проблема методического сопровождения работы ресурсного класса для детей с аутизмом на примере опыта образовательных организаций Санкт-Петербурга. Дается сравнение работы ресурсного класса с коррекционным. Представлен анализ теории прикладного анализа и методологии работы с РАС в России. Обозначена роль родителей детей с аутизмом в образовательном процессе. Материалы и методы. В статье представлен теоретический анализ форм обучения детей с РАС в России и за рубежом, а также опыт работы образовательных организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Сложность организации обучения детей с РАС заключается в том, что диапазон спектра специфических особенностей разнообразен, и для каждого обучающегося необходимы индивидуальные условия. Результаты исследования. В настоящее время все больше вопросов возникает о возможностях обучения детей с РАС в условиях интеграции в образовательную организацию общеобразовательной направленности и формированию у них навыков социализации и коммуникации. Обсуждение и выводы. Обучение отдельными блоками относится к тщательно сконструированному взаимодействию между педагогом и воспитанником. Нерешенными остаются следующие вопросы: - аттестация детей с РАС по окончании освоения образовательной программы; сроки обучения детей с РАС в общеобразовательном классе; достижение целевых ожидаемых результатов образования детьми с РАС в соответствии с требованиями цензового уровня освоения программы согласно ФГОС НОО; соотношение формирования академических и жизненных компетенций в учебном плане образовательного процесса.
Овчинникова Татьяна Сергеевнадоктор педагогических наук, профессор
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
ots58@inbox.ru
Васильева Светлана Борисовна-
СПб ГАДОУ «Детский сад № 53 комбинированного вида Фрунзенского района»
Санкт-Петербург, Российская Федерация
svvasilieva@yandex.ru
Тараторина Анастасия Александровна-
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Санкт-Петербург, Российская Федерация
a.a.taratorina@mail.ru
1. Григоренко Е., Торрес С., Лебедева Е., Бондарь Е. Вмешательства при РАС с доказанной эффективностью. Фокус внимания на вмешательствах, основанных на прикладном анализе поведения (ПАП) // Psychology. Journal of Higher School of Economics. Vol. 15. No 4. pp. 711–727.
2. Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройством аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. – СПб.: Сеанс, 2018. – 202 с.
3. Кобрина Л.М., Скворцов В.Н., Никитина М.И., Логинова Е.Т. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как инновационная форма образования в регионе// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2010. – Т. 3. – № 3. – С. 43–50.
4. Козорез А.И., Беспалова А.Н., Гончаренко М.С. и др. Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе. – М.: Ресурсный класс, 2016. – 357 с.
5. Коллектив авторов. Как помочь дошкольнику с расстройством аутистического спектра. – М.: Эксмо, 2020. – 151 с.
6. Никольская О.С. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 1997.
7. Russell Lang, Terry B. Hancock, Nirbhay N. Singh. Early Intervention for Young Children with Autism Spectrum Disorder. – Cham: Springer, 2016. – 301 p.