Развитие языковой и социоязыковой компетенции детей с задержкой психического развития: постановка проблемы

Авторы:
Ларина Людмила Юрьевна,

DOI:
10.35231/18186653_2021_4_183

Полный текст501,93 КБ

Введение. Целью статьи является анализ научной литературы по проблеме формирования языковой и социоязыковой компетенции дошкольников с задержкой психического развития. Противоречие между необходимостью исследования и формирования указанной компетенции у данной категории детей и отсутствием обоснованной постановки проблемы её развития обусловливает актуальность работы. Материалы и методы. Проводился анализ научной литературы по проблеме исследования и развития компонентов речевой компетенции у дошкольников с нормативным психическим и речевым развитием и у их ровесников с задержкой психического развития. Результаты исследования. Обоснован состав речевой компетенции детей, включающий два компонента: языковой и социоязыковой. Проанализированы работы, в которых представлены результаты исследований общения дошкольников с детьми и взрослыми. Представлены исследованные аспекты проблемы развития языковой и социоязыковой компетенции у дошкольников с задержанным психическим развитием. Показана неоднородность их речевых трудностей. Представлены результаты исследований коммуникации в аспекте особых образовательных потребностей детей указанной категории. Обсуждение и выводы. Сделан вывод о недостаточной изученности социоязыковой компетенции у детей с задержкой психического развития. Отсутствуют исследования языковой и социоязыковой компетенции в комплексе, данные об их соотношении у дошкольников указанной категории. Намечены перспективы дальнейшей работы.

Ларина Людмила Юрьевна
-
Псковский государственный университет
Псков, Российская Федерация
liuda.larina2017@yandex.ru

1. Дмитриева Е.Е. Социально-коммуникативное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью: субъектно-деятельностный подход // Известия РГПУ имени А.И. Герцена. – 2021. – № 199. – С. 27–36.
2. Коробейников И.А. Инденбаум Е.Л., Бабкина Н.В. Специальный федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей с задержкой психического развития. Проект. Федеральный государственный образовательный стандарт. – М.: Просвещение, 2013. – 48 с.
3. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Дефектология. – 2006. – № 3. – С. 15–27.
4. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная педагогика. – 1967. – Вып. 2 (122). – С. 121–130.
5. Лисина М.И. Общение детей с взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии: сб. научных трудов. – М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1980. – С. 3–32.
6. Локтева Е.В. Театрализованно-игровая деятельность в обучении детей с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – №4. – С. 22–27.
7. Морозова В.В. Недоразвитие лексико-грамматической системы дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза // Гуманитарные науки. – 2020. – № 1. – С. 103–110.
8. Слепович Е.С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с ЗПР // Дефектология. – 1981. – №1. – С. 68–73.
9. Canale, M. Swain M. Theoretical Bases of Communicative Approaches to Second Language Teaching and Testing // Applied Linguistics, 1980. Vol. 1. pp. 1–47.
10. Gaddis W. H. Learning disabilities and brain function: A neuropsychological approach. NY. Etc.: Springer, 1980.
11. Kuzmicheva, T.V. Psychological-Pedagogical Support of Primary School Pupils with Mental Retardation in the Context of Inclusive Education // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2018. Vol. XLV (45). pp. 929–940.
12. Nag S. Snowling M. School underachievement specific learning difficulties. – Geneva: International Association for Child and Adolescent Psychiatry and Allied Professions, 2012.

Ключевые слова:
речевая компетенция, коммуникация, задержка психического развития, дошкольники.

Для цитирования:
Ларина Л.Ю. Развитие языковой и социоязыковой компетенции детей с задержкой психического развития: постановка проблемы // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2021. – № 4. – С. 183–191. DOI 10.35231/18186653_2021_4_183

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина